Анализ рынка табачных изделий Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Тема нашей курсовой работы: анализ рынка табачных изделий Украины.
Исходя из выбраной темы, объектом данной курсовой работы является рынок, как понятие в экономической науки.
Предметом нашего исследования является состояние табачного рынка Украины за 2008 – 2011 год.
Исходя из заявленой темы, можем выделить следующие задачи курсовой работы:
Дать определение понятию «рынок»;
Описать основные формы и модели рынков
Проанализировать состояние табачного рынка Украины за 2010 – 2011 год.

Содержание

Введение 3
Раздел I 4
Классификация рынков 4
1.1 Рынок. Основные формы рынков 4
1.2 Модели рынков 8
1.3 Монополистическая конкуренция 10
Раздел II 13
Анализ рынка табачных изделий Украины 13
2.1 Характеристика продукта 13
2.2 Анализ рынка табачных изделий Украины 18
2.3 Расчет индекса индекса Херфиндаля — Хиршмана и определение типа рынка табачных изделий Украины 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая аналіз ринку табачних виробів.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Так, в 2010 году табачникам пришлось бороться не только с общими проблемами – колебанием курса валют, падением потребительской способности населения, снижением объемов производства, но и со своими специфическими трудностями - ограничением рекламы и возможностей для продвижения продукции на фоне постоянно увеличивающейся акцизной нагрузки.

Производство заменилось контрабандой

В прошлом году табачный рынок Украины был подвержен нескольких основным тенденциям, большинство из которых могут быть отнесены к негативным. Основные тренды - сокращение легального производства, непрогнозируемая акцизная политика и рост контрабанды.

Показатель объемов  производства табачной продукции оставался  стабильным вплоть до кризиса, составляя  около 120 млрд шт в год. Однако уже  по итогам 2009 года компании увидели снижение - в 2009 году в Украине объемы производства табачных изделий упали на 11% по сравнению с результатом 2008 года. Падение продолжилось и в прошлом году - 2010 год был годом существенного сокращения легального производства табачной продукции. Производство легальной сигаретной продукции ведущих компаний за период январь-ноябрь 2010 сократилось до 92,9 млрд шт, что на 10,5% меньше показателя аналогичного периода 2009 года[33].

Дельта падения внутреннего  производства компенсировалась поступлениями нелегальной дешевой продукции. По оценкам экспертов, от 15 до 20% потребляемых сигаретных изделий – неучтенная продукция[33].

«Показатель очень разнится от одного региона к другому –  есть регионы, где уровень контрабанды  зашкаливает за 70% - это Черновицкая область, Одесская область, Луганская область[33].

По данным Государственной  таможни, за 9 месяцев 2010 года было пресечено  на 32% больше незаконных случаев перемещения  сигарет через таможенную территорию Украины, чем за аналогичный период 2009 г. При этом, количество случаев вывоза контрабанды из Украины выросло на 32%, ввоза – на 172%. За январь-сентябрь 2010 Таможня предупредила 3672 случая незаконного перемещения сигарет, что на 50% (на 1233 случая) больше, чем в 2009 году[33].

Основная проблема всех табачных компаний - непрогнозируемость акцизной политики государства. В 2010 году она также была актуальна. «Самое большое беспокойство на рынке как всегда вызывает наша внутренняя налоговая политика» - говорит Владимир Демчак, президент Украинской торгово-промышленной конфедерации – «В европейских странах нормальным считается показатель, когда на акцизные поступления приходится 5-7% доходной части бюджета. Мы явно превысили этот показатель, поскольку за счет этой отрасли правительство латает дыры в бюджете».

Поскольку за счет табачной отрасли правительство традиционно ищет пути пополнения бюджета, то в период кризиса к этому источнику государство стало обращаться рекордно часто. «Трудно найти другую индустрию, которая в условиях кризиса пережила пятиразовое повышение акциза» – говорит Юрий Кишко. В прошлом году было проведено два повышения ставок акцизов, последнее увеличение акциза произошло июле 2010 года – по его итогам адвалорный компонент повысился с 20 до 25%, а минимальное налоговое обязательство - с 115 до 150 грн за 1 тыс штук. По сравнению с маем 2010 года вследствие летнего повышения акцизов цены выросли на 1-2 грн. За 9 месяцев года благодаря росту ставок акцизные поступления в бюджет увеличились более чем на треть - на 37% - до 10, 9 млрд грн. «Последнее повышение акциза в июле стало шестым по счету с начала 2008 года. С начала прошлого года ставки акцизного сбора на табачную продукцию выросли в среднем в 2,5 раза, если говорить о периоде с начала 2008 года – то в 7 раз, за это время сигареты подорожали в среднем в три раза» - говорит Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов, Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI)[33].

Бороться с фактором внезапности повышения налоговой нагрузки в украинских реалиях невозможно, поэтому компаниям остается лишь быть готовым к изменениям, чтобы корректировать ценовую и прочую политику. Табачное лобби – одно из самых влиятельных в стране - в данном случае выполняет роль информатора, поскольку дает возможность компаниям перестроить бизнес-процессы в ожидании очередного повышения, о котором традиционно ГНАУ не информирует заранее[33].

Кому же выгодно лоббировать  замену существующей системы начисления акцизного сбора на табачную продукцию?

Во-первых, смешанная  система акцизного налогообложения  выгодна теневому рынку. При акцизе, который зависит от цены продаваемых табачных изделий, появляется масса возможностей для уклонения от уплаты налогов. Этим безусловно воспользуются недобросовестные табачные производители. Кроме того, смешанные ставки фактически помогут поднять голову компаниям, занимающимся контрабандным ввозом сигарет в страну или нелегально производящим сигареты на внутреннем рынке.

Во-вторых, введение смешанной  ставки акцизного сбора принесло бы выгоду компаниям, производящим дешевые  низкосортные сигареты. Введение адвалорной или смешанной системы создаст весомые налоговые льготы для наиболее дешевых сигарет, в то время как сигареты дорогих сортов будут подвержены своеобразной налоговой дискриминации. При этом вполне вероятно, что на внутреннем рынке увеличится доля дешевых сигарет низкого качества, что отразится на инвестиционной привлекательности отрасли. А ведь сегодня табачная отрасль - одна из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов. За последние годы в нее было привлечено более 250 миллионов долларов.

В-третьих, введение смешанной  ставки акцизного сбора выгодно  табачным предприятиям, расположенным  в некоторых соседних странах, в  первую очередь России и Молдавии. При введении адвалорной или смешанной  системы резко увеличится разница в ценах ' на дешевые сигареты и сигареты высшего класса. В результате отечественные высокосортные сигареты станут значительно дороже, чем аналогичная продукция в России и Молдавии.

И наконец, смешанная  ставка акцизного сбора выгодна  тем отечественным предприятиям, которые характеризуются технологической отсталостью и неконкурентоспособностью производимой продукции. Большинство таких предприятий надеются, что за счет ценовых войн и уменьшения бюджетных поступлений смогут исправить свое финансовое положение. При этом перспективы развития табачной отрасли, включая возможный приток инвестиций, создание рабочих мест и повышение экспортного потенциала страны, ими полностью игнорируются[24; c. 14 – 12].

Эксперты сходятся, что  табачные компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы пережить падение годовых финансовых результатов и сокращение объемов рынка. «Акцизы в Украине все еще остаются одними из самых низких в СНГ, а табачный бизнес –одним из самых доходных» - говорит глава аналитического департамента компании «Про Консалтинг» Александр Соколов.

Среди прочих особенностей «табачного» 2010 года можно выделить продолжившуюся поляризацию рынка. Так, растут продажи премиальных  брендов и параллельно увеличивается низкоценовой сегмент. В тоже время средний ценовой сегмент упал на 5-6% за последние 2 года. Эксперты поясняют эту тенденцию ставшим более явным разделением страны на бедных и богатых. Еще одна традиционная проблема отрасли - курсовые разницы, к колебанию курса валют чувствительны все производители, поскольку основная составляющая в себестоимости это табак, который импортируется и закупается в валюте.

Также 2010 год был отмечен  ужесточением борьбы с табакокурением на государственном уровне и дальнейшим ограничением рекламы этого товара. «О борьбе с курением много говорится, но на самом деле не вовлекается ни одни действенный инструмент борьбы. Правительство просто заявило, что высокая цена на сигареты является показателем их недоступности» - говорит Владимир Демчак – «Такая позиция конечно приветствуется на Западе, в том числе теми кто раздает гранты».

В январе 2010 г. вступил  в силу запрет рекламы табачных изделий  во всех печатных СМИ (кроме специализированных изданий), и на сегодняшний день в  Украине разрешено только минимальное  общение с взрослыми курильщиками. Инициативы дальнейшего ужесточения рекламы табака периодически возникли на протяжении всего года. Некоторые из них откровенно абсурдны (есть предложение законодательно запретить курить дома на балконе), а некоторые могут существенно усложнить коммерческую деятельность – так, есть попытки вообще запретить коммерческую информацию в сфере табачной продукции, то есть дистрибутор не будет иметь права рассказывать ничего о товаре.

Игроки рынка отмечают, что реклама сама по себе не формирует спрос, а лишь распределяет спрос между игроками -вследствие рекламы потребитель переходит с марки на марку от одного производителя к другому. «Конкуренция между производителями табачных изделий основывается на переходе потребителей на другие торговые марки. Расти можно только за счет доли другого производителя, и изменения предпочтений курильщиков»- пояснил представитель отдела маркетинга крупной табачной компании (см. Таблица 2.1).

Вот уже который год  основными игроками на украинском рынке (и по весу, и по вкладу в общую копилку - бюджет) являются четыре предприятия с иностранными инвестициями. Именно они производят более 90% от общего объема продукции в стране и являются своеобразными "законодателями мод" на украинском табачном рынке (см. Рисунок 2.2).

Таблица 2.1

Основные показатели табачного рынка Украины в 2001 – 2009 гг.

Год

Объем производства, млрд шт

Экспорт, млрд шт

Импорт, млрд шт

Контрабанда, млрд шт

2001

69,44

3,0

2,2

15

2002

81,0

1,9

1,0

8

2003

96,8

2,9

2,1

1,0

2004

108,9

5,3

1,9

1,0

2005

120,2

6,5

2,6

0,5

 

Продолжение Таблици 2.1

2006

120,3.

6,5

2,4

0,5

2007

128, 6

8,9

3,8

0,5

2008

129,8

10,2

4,5

1,2

2009

114,391

10,3

5,5

10-12

2010

(январь-сентябрь)

77,8

7,5

3,4

 

 

Данные: Госкомстат, Украинская торгово-промышленная конфедерация

Из данных таблицы 2.1 видно, что за прошедшее десятилетие показатели производства табачной продукции Украины динамично росли, но, вместе с тем, контрабанда так же постоянно набирала обороты. Так же можно говорить о постоянных изменениях показателей импорта и экспорта табачных изделий, то понижающихся, то резко возрастающих, что связано, по нашему мнению, с табачной политикой Украины и с состоянием законодательной базы страны.

 

Таблица 2.2

Сумма акцизных поступлений  в бюджет от табачных изделий

Год

Поступления в бюджет от акциза на табачные изделия, млн грн

2001

583,1

2002

683,7

2003

865,2

2004

1427

2005

1782

2006

2021

2007

2421

2008

3772

Продолжение Таблици 2.2

2009

8460

2010 (9 месяцев)

9474


 

Данные таблицы 2.2 для наглядности можно представить в виде диаграммы(см. Рисунок 2.1):

 

Рисунок 2.1 Динамика акцизных поступлений в бюджет Украины в 2001 – 2009 гг.

 

По итогам прошлого года лидеры располагались в следующем  порядке: "Реемтсма-Украина" (19,8 млрд шт.), "Филипп Моррис-Украина" (19,04 млрд шт.), "БАТ-Украина" (19,01 млрд шт.) и "Дж Ти Ай Интернешнл" (7,37 млрд шт.). Значительно наращивание производства на БАТ (76,6% по сравнению с предыдущим годом) и "Филипп Моррис" (увеличение на 35%) на фоне некоторого снижения показателей на "Реемтсме" (на 10,6%) придало соперничеству за первое место чрезвычайную остроту.

Следствием обострения конкуренции стали изменения  в среде привычных лидеров. На первую позицию по итогам первого  полугодия 2011 года вышли "БАТ-Украина", которые произвели 11 млрд шт. сигарет, улучшив

Рисунок 2.2 Структура рынка табачных изделий в Украине в 2011 году

 

свой прошлогодний показатель на 30%. Демонстрируемый компанией  рост набирает обороты из месяца в  месяц и в июне составил уже 42%. На втором месте "Реемтсма-Украина": на мощностях Киевской табачной фабрики она произвела 9,6 млрд шт. продукции, что свидетельствует о внушительном увеличении - на целых 64,8%. "Филипп Моррис-Украина" оказались на третьей позиции, так как их показатель за первые шесть месяцев - 8,5 млрд шт. на фоне прошлогодних 8,6 млрд шт. свидетельствует о некотором снижении объемов. "Дж Ти Ай-Украина", несмотря на уменьшение произведенной продукции за первое полугодие по сравнению с январем-июнем 2009 на 11,4%, занимает свое стабильное четвертое место[33].

Информация о работе Анализ рынка табачных изделий Украины