Анализ рынка табачных изделий Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Тема нашей курсовой работы: анализ рынка табачных изделий Украины.
Исходя из выбраной темы, объектом данной курсовой работы является рынок, как понятие в экономической науки.
Предметом нашего исследования является состояние табачного рынка Украины за 2008 – 2011 год.
Исходя из заявленой темы, можем выделить следующие задачи курсовой работы:
Дать определение понятию «рынок»;
Описать основные формы и модели рынков
Проанализировать состояние табачного рынка Украины за 2010 – 2011 год.

Содержание

Введение 3
Раздел I 4
Классификация рынков 4
1.1 Рынок. Основные формы рынков 4
1.2 Модели рынков 8
1.3 Монополистическая конкуренция 10
Раздел II 13
Анализ рынка табачных изделий Украины 13
2.1 Характеристика продукта 13
2.2 Анализ рынка табачных изделий Украины 18
2.3 Расчет индекса индекса Херфиндаля — Хиршмана и определение типа рынка табачных изделий Украины 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая аналіз ринку табачних виробів.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

В наиболее общем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции других фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм[28; c. 391].

В условиях монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта рычагом  конкуренции становятся не только цены, но в той же степени и качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами. На рынке монополистической конкуренции представлены, например, одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы; услуги торговли, связанные с продажей товара в кредит, упаковкой, льготами постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности, примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты вдали от него. Соответственно на рынках монополистической конкуренции с дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.

Одним из преимуществ дифференцированности продукта является то, что, несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана не только на цене, но и на неценовых факторах, давая возможность говорить о большом размахе неценовой конкуренции.

 И еще один штрих, характеризующий  монополистическую конкуренцию, — легкость вступления в отрасль новых фирм, что практически приводит к невозможности тайного сговора между фирмами.

Объем монопольной власти, которой обладает фирма, зависит от успеха в дифференциации ее продукта по сравнению с продуктами других фирм.

Фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую  норму замещения одного другим (см. Взаимозаменяемость ресурсов), но не абсолютно взаимозаменяемы. (Другими словами, эластичность спроса от цены велика, но не бесконечна.)

Проникновение новых фирм на рынок не ограничено и несложно для фирм, начавших выпуск новых марок продукта, — в отличие от олигополии, где продукт тоже дифференцирован, но большой эффект масштаба делает вступление новых фирм в рынок затруднительным (напр., если имеется в виду рынок автомобилей).

На долговременном отрезке приток новых фирм на рынок сопровождается снижением цен и происходит до тех пор, пока прибыль не снизится до нуля. Тогда фирмы вынуждены работать с неполной загрузкой производственных мощностей, т. е. при объемах выпуска ниже тех, которые минимизируют средние издержки[28; c. 394 – 407]

 

Раздел II

Анализ рынка  табачных изделий Украины

2.1 Характеристика  продукта

 

Потребительские свойства табачных изделий:

Ферментированный табачный лист содержит:

11–18% вода.

5% – никотин. В малых дозах  оказывает возбуждающее действие, в больших – тормозящее. Снижает  кислотность желудка, повышает  кровяное давление, вызывает расстройство  нервной системы. Смертельная  доза 0,08 г.

22% – растворимые углеводы. Улучшают вкус.

16% – минеральные вещества (улучшают  горючесть табака элементы Na, Ca, ухудшают  – Cl и др.).

13% – белки.

1,5% – эфирные масла и смолы.  В смоле содержится бензопилен  и полоний, которые способствуют  образованию злокачественной опухоли.

Органические кислоты, метиловый  спирт, пектиновые и другие вещества отрицательно влияют на качество табака.

Витамины группы B, PP, H.

Ощущения потребителя при курении  табака определяются составом главной  струи дыма, втягиваемой курильщиком  в рот, в отличие от побочной струи дыма, выделяющейся из зажженного конца папиросы или сигареты. При сгорании табака образуются следующие основные продукты (см. Таблицу 1).

На содержание отдельных  компонентов в дыме табака оказывают  огромное влияние условия его выкуривания, а также интенсивность затяжек, влажность табака, состав гильзовой бумаги, горючесть самого табака, сорт изделий, длина курки и т.д.

 

Таблица 1

Основные продукты сгорания табака

Составные части табака

Продукты, содержащиеся в главной струе дыма

Никотин и другие алкалоиды

Никотин, пиридиновые  основания, привольные производные, метиламин, угольные кислоты

Белки

Простейшие амины, полифенолы, жирные кислоты, аммиак, углекислота

Аминосоединения

Аммиак, простейшие амины

Углеводы и жирные кислоты

Углекислоты, окись углерода, фенольные производные, альдегиды

Смолы

Смолистые летучие вещества, кетоны, органические кислоты

Эфирные масла

Сложные эфиры, продукты конденсации и разложения труднолетучих  частей эфирного масла

Пектиновые вещества

Метиловый спирт, окись углерода, угольная кислота


 

Вкусовое качество и  крепость вкуса дыма табака определяются соотношением двух групп веществ. Положительное  влияние на вкус табака оказывают  никотин, смоляные спирты и растворимые  углеводы. Отрицательное – азотистые вещества, аммиак, органические кислоты, метиловый спирт[22; c. 490 – 495].

Классификация ассортимента табачных изделий и характеристика ассортимента:

Папиросы – табачные изделия, состоящие из табачной гильзы, часть которой заполнена смесью резаного табачного сырья.

Папиросная гильза состоит  из гильзовой рубашки, в один конец  которой вставлен мундштук – цилиндрический сверток мундштучной бумаги без  нее, имеющей на конце, обращенном внутрь гильзовой рубашки, так называемую просечку, которая служит упором для табачного жгута. Длина курительной части зависит от разности между длиной папиросной и мундштучной бумаги.

Готовые гильзы набивают табачным волокном, сформированным в  цилиндрические жгутики, после чего табак, выступающий за пределы куртки, обрезают и папиросы поступают в упаковку.

Согласно ГОСТ 1505–81 папиросы должны быть:

внешний вид: целые, иметь  прочный, ровный шов и равномерную  плотность заполнения по длине курительной  части;

состояние мундштука: должен быть плотно вставлен в папиросную рубашку и иметь отогнутые зубцы просечку;

курительная часть папирос  должна иметь ровный обрез табака, допускается выход табака за торец  гильзы до 0,5 мм или осадка до 1 мм, а также незначительное уплотнение табака у торца папирос;

Влажность табака в папиросах  не превышает 13%;

Массовая доля пыли – не более 3,5–4,0%;

Ширина табачного волокна – 0,7 мм.

В папиросах не применяют посторонние  примеси. В папиросах с фильтром применяют фильтры из однослойного бумажного материала (ГОСТ 25710–83) и  других материалов, вставленный в мундштук на глубину не менее 10 мм от торца.

Сигареты – табачные изделия, которые  состоят из отрезка уплотненного табачного жгута, приготовленного  из смеси ферментированного табачного  сырья, обернутого сигаретной бумагой, склеенной по продольному шву  декстриновым клеем.

Сигаретная бумага отличается от папиросной пониженной горючестью, так как содержит больше наполнителей (мела и др.). Поэтому сигарета при длительных перерывах между затяжками тлеет, а папироса гаснет. При изготовлении сигарет сначала получают сигаретный штранг (бесконечный табачный жгут, обернутый в ленту сигаретной бумаги), который разрезают на обрезки, а затем упаковывают.

Фильтрующий мундштук приклеивают  к сигарете сигаретной бумагой или  ободковой бумагой, имитирующей  пробку, либо цветной.

Фильтр должен задержать  не менее 20% веществ дыма.

По новому стандарту  сигареты не делят на марки, а качество учитывают по размеру, фильтру и качеству табака.

Кроме того, выпускают  сигареты соусированные и ароматизированные. Их приготавливают из восточных табаков  с применением соусов, ароматизаторов и умягчителей.

Сигары представляют собой сверток ферментированного сигарного и табачного сырья, состоящий из трех слоев: начинки, подвертки и рубашки.

Сигары изготавливаются  без применения бумаги. Используют особые ботанические сорта табака. Сначала изготавливают начинку, затем ее завертывают в подвертку, а полученные куколки закатывают в табачную ленту (рубашку). Для придания определенной формы полученные сигары прессуют, высушивают и упаковывают.

В зависимости от способа  изготовления делятся на виды:

а) прямые – одинаковое сечение по всей длине;

б) форматные – сужение диаметра по краям.

Табак курительный –  табачное изделие, изготовленное из смеси узких волокон ферментированного  табачного сырья и предназначенное  для ручной набивки гильз (самодельные  папиросы и сигареты).

Курительный табак изготавливают  по рецептурам и технологии подготовки резанного табака для папирос соответствующих классов.

Согласно стандарту, курительный  табак должен быть в виде рассыпчатой  смеси однородной окраски, без примесей. Учитывается: внешний вид упаковки, аромат и вкус табачного дыма, крепость, влажность, пыль.

Табак трубочный –  табачное изделие, изготовленное из смеси широких волокон ферментированного  табачного сырья, подвергнутого  соусированию и ароматизации и предназначенное  для курения в трубке.

Мешки табака прописывают  водными соусами, содержащими много сахара, фруктов, шоколада. Затем волокна ароматизируют путем опрыскивания спиртовым раствором цветов, пряностей, эфирных масел.

Из органолептических  показателей качества трубочного табака нормируют внешний вид упаковки, аромат и вкус табачного дыма, крепость.

Махорка курительная  – махорочное изделие в виде крупки (крошки), изготовленное из измельченной смеси различных сортов ферментированного  махорочного сырья.

При изготовлении курительной  махорки ферментированное махорочное сырье увлажняют и режут. Полученную крошку сортируют, высушивают и упаковывают. В процессе изготовления махорки образуется пыль, которую собирают и формируют в крупку.

Табак нюхательный изготовляют  из измельченной в пыль листовой ткани  различных сортов ферментированного махорочного сырья с добавлением ароматизаторов и специальных веществ. Промышленность вырабатывает табак нюхательный и табак нюхательный мятный.

Оценка качества, характеристика дефектов:

Качество сигарет:

внешний вид: сигареты должны быть целыми, иметь прочный шов, равномерную плотность заполнения. Фильтрующий мундштук должен быть из ацетатного волокна;

состояние табака и фильтрующего мундштука: табак в сигарете должен быть по всей длине равномерно сложенным  и без посторонних примесей. Обрез  табака должен быть ровным, заподлицо с торцом или осадка на глубину до 1 мм. Фильтрующий мундштук должен плотно прилегать к курительной части сигареты и быть прочно приклеенным к ней. Не допускается просос воздуха из-за недостаточной плотности прилегания ободка к сигарете. Сигареты должны куриться без напряжения и не гаснуть в перерыве между затяжками;

влажность табака не должна превышать 13%;

ширина табачного волокна 0,7±0,1 мм;

массовая доля пыли в  табаке не более 2,5–4,5%.

Качество сигар:

Внешний вид: Сигары должны быть чистыми, без загрязнений покровного места, одинакового цвета в упаковку, плотно и ровно закатаны, без складок. Покровный лист – рубашка – без трещин, повреждений болезням и вредителями. Обрез открытого конца листа и начинки ровный;

Состояние начинки: начинка должна быть равномерно распределена по длине сигары. По оси сигары должны быть 3–5 витков покровного листа;

Аромат дыма: ароматный, выраженный сигарный;

Вкус: полный, допускается  небольшой осадок на языке, легкое щипание  языка и раздражения горла;

Запах: посторонние запахи не допускаются (затхлый, плесневелый и т.д.);

Горение: сигары при горении  сгорать равномерно по окружности, покровный лист не должен отставать  при горении от начинки. Допускается  неравномерность сгорания по окружности;

Влажность: не более 12±2%;

Содержание пыли в  начинке: от 0,7 до 2,0%[32].

2.2 Анализ рынка табачных изделий Украины

 

В нашем исследовании мы будем использовать данные 2008, 2009, 2010 годов, так как концом следующего отчетного периода табачной отрасли Украины будет сентябрь 2011 года.

В Украине сложно найти  более стабильную отрасль, чем табачная - перечень основных игроков, их доли рынка и объемы производства остаются неизменными уже много лет. Благополучная и небогатая событиями, эта отрасль является одним из стабильных доноров бюджета, обеспечивая значительную часть его акцизных поступлений. Однако этот бизнес не защищен от колебаний и зачастую имеет дополнительные подводные камни, которых могли не опасаться представители менее привлекательных отраслей.

Информация о работе Анализ рынка табачных изделий Украины