Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Рынок кондитерских изделий России занимает четвертое место в мире после Великобритании, Германии и США. Кондитерская отрасль развивается очень динамично. Жесткие реалии конкуренции на этом рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента и создания новой продукции.

Содержание

Введение 3
1 Теория, сущность, понятие конъюнктуры рынка 5
1.1 Понятие и сущность рынка 5
1.2 Сущность и понятие конъюнктуры рынка 8
1.3 Прогнозирование рынка 12
2 Классификация инструментов анализа и прогноза как приема 15
2.1 Методы анализа конъюнктуры рынка 15
2.2 Методы прогнозирования рынка 21
3 Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий г. Владивостока 28
3.1 Характеристика рынка кондитерских изделий России 28
3.2 Описание рынка кондитерских изделий в г. Владивостоке 34
3.3 Расчет емкости и прогноз развития рынка кондитерских изделий 38
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

анализ и прогнозирование.doc

— 2.45 Мб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок кондитерских изделий России занимает четвертое место  в мире после Великобритании, Германии и США. Кондитерская  отрасль развивается очень динамично. Жесткие реалии конкуренции на этом рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента и  создания новой продукции.

Спрос на кондитерские изделия в  России в 2007-2011 гг увеличился и в 2011 г составил 3,4 млн т. Максимальный рост показателя относительно предыдущего года зафиксирован в 2010 г – 14%. В 2009 г отмечено сокращение спроса на 9%. По оценкам BusinesStat, в 2012-2016 гг спрос на кондитерские изделия будет расти и в 2016 г достигнет 3,9 млн т. Наибольшую долю в структуре спроса на кондитерские изделия занимают продажи на внутреннем рынке.

Прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры рынка представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике маркетинга предприятия.

Актуальность исследования состоит  в том, что анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий г Владивостока позволяет выявить конъюнктуру рынка, определить основных поставщиков рынка, сделать прогнозы.

Цель – провести анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий г. Владивостока.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть сущность понятия «рынок»;
  2. описать понятие конъюнктуры рынка;
  3. описать сущность прогнозирования рынка;
  4. рассмотреть маркетинговые инструменты анализа и прогнозирования рынка;
  5. охарактеризовать рынок кондитерских изделий России;
  6. описать рынок кондитерских изделий г. Владивостока;
  7. произвести расчет емкости рынка кондитерских изделий г. Владивостока и дать прогноз развития рынка.

Объект – рынок кондитерских изделий. Предмет – рынок кондитерских изделий г. Владивостока.

Методы исследования:

    • методы системного анализа,
    • статистические методы,
    • метод сравнений и аналогий,
    • метод обобщений и др.

В качестве информационной базы исследования были использованы статьи и книги по конфликтологии, данные и сведения из книг, журнальных статей, статьи из сети интернет, результаты собственных исследований.

Теоретические и методологические основы исследования послужили законодательные и иные нормативно-правовые акты и документы органов государственной власти РФ, труды отечественных (Л.Ю.Блинов, Б. И. Герасимов, Е. П. Голубков, А. В. Зозулев, Н. Г. Каменева и др.) и зарубежных ученых (Ф. Котлер, Е. Дихтль, Х. Г. Хершген, А. Черчилль, Т. Браун Д. Р. Эванс, Б. Берман и др.), посвященных исследованию и развитию рынка, а также статьи маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий в сети интернет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования будут полезны руководителям  организаций для эффективного производства кондитерских изделий.

 

1 Теория, сущность, понятие  конъюнктуры рынка

1.1 Понятие и сущность рынка

Анализ и прогнозирование рынка  кондитерских изделий г Владивостока необходимо начать с исследования сущности понятия «рынок», рассмотреть понятия исследования и анализ рынка, конъюнктура рынка, прогнозирование рынка и другие сопутствующие исследованию.

В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

В индустриальном обществе рынок представляет собой  не площадь, где случайно встретились  отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы [5].

Рынок выступает  как особая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов.

Рынок – совокупность экономических  отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции [28].

В таблице 1 показано определение понятия  «рынок» в интерпретации разных авторов.

 

Таблица 1 – Характеристика понятия  «рынок»

Авторы

Ключевое понятие

Определение понятия

Ф. Котлер

совокупность

Совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей.

П.В. Петров, Соломатин  А.Н.

система

Это сложнейшая система взаимоотношений  производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников.

Радаев В.В., Блинов Л.Ю.

место

Это место встречи  продавца и покупателя; между ними осуществляется обмен по цене, о  которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой.

Герасимов Б. И., Лебедева О. А.

механизм обмена

Это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов иными  словами, отношение спроса и предложения.

Голубков Е.П., Каменева Н. Г.

процесс

Это механизм взаимосвязи  и взаимодействия основных элементов: спроса, предложения, цены, конкуренции  и основных экономических законов  рынка. Рынок есть потребность потребителя, которая может быть удовлетворена продуктами или услугами, рассматриваемыми как альтернативные.

Мороз И.В.

сегмент

В таком понимании  рынки предстают как люди,

впоследствии группируемые для получения рыночных сегментов,  при этом различные

авторы предлагают всевозможные основания и алгоритмы для такого разбиения. Используя

дифференцирующие переменные,  исследователи получают различные классификации

рыночных сегментов.


Источники: [ 4,5,13,20,25]

 

Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно  свести к следующему определению - рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ.

Цель рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка.

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка – материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т. д.

Исследование рынка осуществляется в двух разрезах: оценка тех или  иных рыночных параметров для данного  момента времени и получение  прогнозных значений.

Исследования рынка – это  сбор, обработка и анализ данных о 
рынке, конкурентах, потребителях, ценах. Рыночные исследования позволяют выявить различные аспекты в области потребительских вкусов, оценить силы конкурентов, оценить товар и улучшить деятельность предприятия в связи с результатами исследований.

Исследование рынка – это  мероприятия, направленные на сбор информации о потребителях и конкурентах [26].

Анализ и исследование рынка – это систематический и методический, текущий или случайный поиск рынка или эффективного поведения на нем, то маркетинговое исследование – это вся деятельность по сбору и обобщению информации для принятия маркетинговых решений, которые обусловлены процессом и функциями всякого бизнеса и маркетинговой деятельности как его основного элемента.

Таким образом, рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Следовательно, рынок совокупность товаров различного назначения, производителей, посредников, покупателей.

1.2 Сущность и понятие конъюнктуры рынка

Далее рассмотрим понятие «конъюнктура рынка».

Понятие «конъюнктура» известно уже  около 2 столетий, но до сих пор ученые не пришли к единому определению  данного термина.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Одно  из  определений слова  «конъюнктура» - это связь различных, сложившаяся на  данный  промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определенную  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни.

Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом  А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Основоположником конъюнктурных  исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен.   производство товаров и товарные запасы. Однако главной вмеханизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику [31].

Задачи конъюнктуры:

  • интеграция и дифференция рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
  • характеристика масштаба (типа) рынка;
  • оценка и анализ основных пропорций развития;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
  • оценка цикличности и сезонности развития;
  • оценка рациональных различий;
  • оценка деловой активности;
  • анализ монополизации рынка и уровня конкуренции.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, и поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.[3]

Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его.

При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли.

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

На рисунке 1 показана структура  факторов конъюнктуры рынка.

Рисунок 1 – Структура факторов конъюнктуры рынка

 

Как видно из рисунка 1, все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

– постоянные

– временные;

– циклические;

– нециклические [4].

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически – называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Также к конъюнктуре рынка относятся  цена, спрос, предложение, наличие ресурсов.

Спрос – это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Предложение – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1. Цена данного товара.

2. Цены на исходные ресурсы.

3. Цены на другие товары.

4. Наличие необходимых ресурсов.

5. Характер применяемой технологии.

6. Инфляционные ожидания.

7. Налоги и дотации.

8. Природно-климатические условия.

9. Количество продавцов [32].

Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Информация о работе Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий