Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Рынок кондитерских изделий России занимает четвертое место в мире после Великобритании, Германии и США. Кондитерская отрасль развивается очень динамично. Жесткие реалии конкуренции на этом рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента и создания новой продукции.

Содержание

Введение 3
1 Теория, сущность, понятие конъюнктуры рынка 5
1.1 Понятие и сущность рынка 5
1.2 Сущность и понятие конъюнктуры рынка 8
1.3 Прогнозирование рынка 12
2 Классификация инструментов анализа и прогноза как приема 15
2.1 Методы анализа конъюнктуры рынка 15
2.2 Методы прогнозирования рынка 21
3 Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий г. Владивостока 28
3.1 Характеристика рынка кондитерских изделий России 28
3.2 Описание рынка кондитерских изделий в г. Владивостоке 34
3.3 Расчет емкости и прогноз развития рынка кондитерских изделий 38
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

анализ и прогнозирование.doc

— 2.45 Мб (Скачать)

 

Таким образом, была дана характеристика рынка кондитерских изделий в г. Владивостоке.

Исследование масштаба рынка необходимо проводить по схеме, показанной на рисунке 7.

Рисунок 7 – Этапы исследования масштаба рынка

 

В соответствии с данной схемой на 1-ом этапе определим товарные и  географические границы рынка. Географические границы рынка г. Владивостока определяются границами города.

Потенциал рынка рассчитывается на год в денежном или натуральном выражении и находится по формуле 3.

 

                    (3)

Где Ni – производственные или потребительские единицы;

Wi – показатели мощности производства или покупательской способности (норм потребления) населения;

 Si – цена товара или услуги.

Рассчитаем потенциал рынка г. Владивостока.

Потребительские единицы - население города г. Владивостока – 622 500 человек (оценка на 1 января 2013).

Норма потребления кондитерских изделий  по России – около 8 кг. в год на человека.

Таким образом, можно сделать расчет.

Р = 622 500 х 8 = 4 980 000 кг.

В натуральном выражении потенциал  рынка составляет 4 980 000 кг. различных кондитерских изделий в год.

Если средняя цена за кондитерские изделия составляет в среднем  около 50 руб. за 100 гр., то можно вычислить потенциал рынка в денежном выражении.

Р = 622 500 х 8 х 50 = 249 000 000 руб.

 

Таким образом, потенциал рынка составил 4,98 тыс. тонн кондитерских изделий, либо 249 млн. руб. в денежном выражении.

Если потенциал рынка является прогнозной расчетной величиной, то емкость рынка является фактической величиной. Емкость рынка определяется как сумма реализации продукции всех предприятий в отрасли и рассчитывается по формуле 4.

                         (4)

В нашем случае данных по фактической  емкости рынка кондитерских изделий по г. Владивостоку найдено не было, также нет точных данных для расчета емкости рынка.

В случае отсутствия данных об объемах  реализации каждого предприятия емкость рынка можно определить по формуле 5.

                     (5)

Где П – объем поставок товара на территорию рынка местными производителями;

И – объем ввоза товара на территорию рынка;

Э – объем вывоза товара за пределы  рынка.

В 2009 году доля рынка составляла 266 тыс. тонн кондитерских изделий. Точных данных по доли рынка в 2012 году найдено не было, предполагается, что доля рынка составила около 300 тыс. тонн.

Так как, было рассчитано, что потенциал  рынка составил 4,98 тыс. тонн, то до полного  насыщения рынка можно реализовывать  еще 1,98 тыс.тонн, что является хорошей  перспективой для роста рынка.

Показатель емкости рынка позволяет  вычислить доли предприятий на рынке и определить тип его конкурентной структуры. Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы к общему объему продаж на рынке (формула 6).

                             (6)

В зависимости от рыночной доли предприятие является лидером или аутсайдером, имеет сильную или слабую конкурентную позицию.

ОАО «Приморский кондитер» ежемесячно выпускает свыше 330 тонн кондитерских изделий, что составляет 3,96 тонн в год, 55 % продукции остается на местном рынке, а 45 % кондитерских изделий отправляется в регионы.

В г. Владивостоке (ОАО "Приморский кондитер"), по разным оценкам операторов рынка, - от 65 до 75% в сегменте сахаристых изделий, то есть конфет.

Информация о распределении  долей рынка между предприятиями  позволяет проанализировать конкурентную структуру рынка с помощью следующих показателей: пороговой доли рынка, индексов концентрации и Герфиндаля-Гиршмана.

Пороговая доля рынка определяется законодательством в размере 65 %, если предприятие занимает от 35 до 65 %, то может быть признано монополистом в случае доказательства доминирующего положения на рынке и злоупотребления им антимонопольными органами.

Индекс концентрации рынка характеризует  долю нескольких крупнейших фирм (от 3 до 25) в общем объеме рынка в процентах. Считается, что чем больше индекс концентрации, тем выше степень монополизации рынка, при незначительном уровне концентрации рынок считается конкурентным.

Коэффициент рыночной концентрации GR представляет собой процентное отношение продаж товаров предприятиями, имеющими самые значительные доли на рынке к общему объему продаж и рассчитывается по формуле 7.

      (7)

В зависимости от полученного результата определяется показатель: к примеру, GR(3) – трехдольный показатель концентрации, характеризующий долю 3 фирм с максимальным объемом товаров на исследуемом рынке.

Индекс Герфиндал-Гиршмана HHI. Данный индекс показывает распределение конкуренции между фирмами. Индекс рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в %) крупнейших субъектов рынка (формула 8).

          (8)

Если индекс равен 10000, то рынок  монополизирован одной фирмой. Данный показатель рассматривается совместно  с индексом GR. Если величина GR < 70 %, а HHI > 2000, то можно говорить о высокой степени концентрации рынка и о слабом развитии конкурентной среды. Если 45 % < GR < 79 %, а HHI < 2000, то наблюдается умеренная степень концентрации рынка. Когда GR < 45 %, а HHI < 1000, рынок характеризуется слабой степенью концентрации и его можно характеризовать как конкурентный.

Данные коэффициенты точно рассчитать невозможно, так как  не было найдено данных по рынку кондитерских изделий г. Владивостока по объему продаж всех производителей. Можно предположительно сказать, что на рынке г. Владивостока наблюдается умеренная степень концентрации рынка, есть крупные предприятия, которые занимают большую часть рынка, а остальную часть рынка делят между собой российские и зарубежные поставщики.

Таким образом, потенциал рынка  кондитерских изделий г. Владивостока составил 4,98 тыс. тонн кондитерских изделий, емкость рынка составила  около 300 тыс. тонн. Можно сделать прогноз, что рост рынка в 2013- 2014 годах составит около 5 %.

 

Заключение

В заключение можно сделать следующие  выводы.

Было рассмотрено понятие «рынок».

Рынок – это система экономических  связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Следовательно, рынок совокупность товаров различного назначения, производителей, посредников, покупателей.

Было рассмотрено понятие «конъюнктура рынка». Понятие «конъюнктура» известно уже около 2 столетий, но до сих пор ученые не пришли к единому определению данного термина. Конъюнктура рынка – это совокупность факторов, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

При изучении конъюнктуры рынка  ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.

Прогноз рынка – это научное  предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.

При анализе конъюнктуры рынка  используются различные приемы и  методы, такие как трендовый анализ и экстраполяция, регриссионый и  дисперсионный анализ, факторный анализ, аналоговое и имитационное моделирование, нормативные расчеты, экспертные оценки и др.

Таким образом, инструменты  анализа и прогноза рынка помогают проанализировать конъюнктуру рынка  и сделать выводы относительно того или иного рынка.

Далее был рассмотрен рынок кондитерских изделий России и г. Владивостока.

Ассортимент вырабатываемых в  России кондитерских изделий разнообразен, непрерывно изменяется и насчитывает около 5000 наименований. В настоящее время производством кондитерских изделий в стране занимается около 1500 предприятий, в том числе примерно 150 специализированных, крупных и средних. В отрасли занято приблизительно 110 тысяч человек. Суммарная производственная мощность российской кондитерской промышленности – свыше 3,3 миллионов тонн в год.

На российском кондитерском рынке доминируют отечественные производители. Рынок кондитерских изделий делится на 2 большие категории: кондитерские изделия из муки (различные булки, печенье, кексы, пряники, торты и т.д.); сахаристые изделия - конфеты разных видов и форм и шоколадные изделия.

Эксперты прогнозируют к концу 2014 года объем российского рынка  кондитерских изделий на уровне 3,5 млн. тонн.

Рынок кондитерских изделий г. Владивостока повторяет тенденции Российского рынка, на нем наблюдается медленный рост. По оценкам некоторых экспертов в Приморском крае объем рынка кондитерских изделий составляет около 500 тыс. тонн в год. В г. Владивостока точных данных по доли рынка кондитерских изделий в 2012 году найдено не было, предполагается, что доля рынка составила около 300 тыс. тонн.

Основными поставщиками рынка кондитерских изделий являются ОАО "Приморский кондитер", Рошен, Марс, Крафт Фудс Рус, Карон, Конти-Рус, Рот Фронт и  другие.

Был рассчитан потенциал рынка  кондитерских изделий г. Владивостока. Потенциал рынка составляет 4,98 тыс. тонн кондитерских изделий, 249 млн. руб. в денежном выражении. Был сделан прогноз, что рост рынка в 2013- 2014 годах составит около 5 %.

Таким образом, было проведено исследование рынка кондитерских изделий.

 

Список использованных источников

  1. Абубакаров и др. Актуальные проблемы изучения рынка на пути их решения // Маркетинг. - 2000. - № 5. - С. 89-103.
  2. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие для студ. вузов / И. К. Беляевский. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 320 с.
  3. Блинов Л.Ю. Система исследования потребителей как основа для формирования успешного продукта / Л. Ю. Блинов, И. С. Орлова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2011. - №5(95) сентябрь. - С. 384-390.
  4. Герасимов Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2011. - 336 с.
  5. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник для студ. вузов / Е. П. Голубков. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М. : Финпресс, 2008. - 704 с.
  6. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг / Пер. с нем. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 14.
  7. Ерохина Л. И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурный сервис и туризм", "Коммерция" / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, Е. В. Романеева. - М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.
  8. Захарова И. В. Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов вузов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. - М.: КНОРУС, 2011. - 304 с.
  9. Зозулев А. В. Маркетинговые исследования. Теория, методология, статистика: учебное пособие для студ. вузов / А. В. Зозулев, С. А. Солнцев. - М.; Киев : Рыбари, 2008. - 643 с.
  10. Исследование рынка // Режим доступа: http://md-hr.ru/articles/html/article32470.html
  11. Как зарабатывать на неосвоенных рынках: Потребители с низким уровнем дохода / Дж. Вайзер [и др.] ; пер. с англ. Д. А. Куликова, науч. ред. С. В.Туркин. - М. ; СПб. : Вершина, 2007. - 336 с.
  12. Каменева Н. Г. Маркетинговые исследования: учебное пособие для студентов вузов / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2011. - 439 с.
  13. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М. : Вильямс, 2010. - 656 с.
  14. Лебедева О. А. Маркетинговые исследования рынка: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. - 192 с.
  15. Луцева О.А. Услуги по проведению маркетинговых исследований: классификация и тенденции развития / О.А. Луцева // Маркетинг услуг. - 2008. - № 4. - С. 258-265.
  16. Магомедов Ш. Ш. Маркетинговые исследования товаров и услуг: учебное пособие для студ. вузов / Ш. Ш. Магомедов. - М. : Дашков и К*, 2007. - 296 с.
  17. Маркетинговые исследования // Мерчендайзер. - 2008. - № 9. - С. 16-19.
  18. Маркетинговые исследования рынка // Режим доступа: http://cerebro999.ru/publ/zarabotok_v_internet/marketing/marketingovye_issledovanija_rynka/35-1-0-145
  19. Михалева Е. П. Маркетинг: конспект лекций // Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204640/read
  20. Мороз И.В. Специфика маркетинговых исследований на корпоративном рынке / И.В. Мороз // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - № 5. - С. 396-402.
  21. Москвитина Н.М. Маркетинговые исследования при выведении новой услуги на рынок / Н.М. Москвитина, Я.В. Пушкарева // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2008. - № 1. - С. 52-65.
  22. Обзор отрасли кондитерских изделий. Адрес доступа: http://www.pandia.ru/text/77/185/11135.php
  23. Обзор российского рынка кондитерских изделий. Адрес доступа: http://www.marketcenter.ru/content/document_r_B365B221-ACAB-474A-985E-3DF0B9DE2D4C.html
  24. Обухова С.Ю. Как правильно заказать маркетинговое исследование? / С.Ю. Обухова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. - № 6. - С. 542-549.
  25. Петров П.В., Соломатин А.Н. Прогнозирование емкости рынка. Лекции / П.В. Петров, А.Н. Соломатин. - СПб.: Питер, 2005. – 356 с.
  26. Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход / В.В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3. - С. 115-127.
  27. Токарев Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник для студентов вузов / Б. Е. Токарев. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 512 с.
  28. Филиппова И.А. Маркетинговые исследования и интеллектуальная собственность / И.А. Филиппова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - № 1. - С. 12-17.
  29. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Браун ; [пер. с англ. по ред. Г. Л. Багиева]. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 704 с.
  30. Шапошников В.А. Методологические аспекты проведения маркетинговых исследований / В.А. Шапошников, Г.В. Астратова // Практический маркетинг. - 2007. - № 2. - С. 15-20.
  31. Яскевич Е. В. Маркетинговые исследования: планирование и организация сбора данных: учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Яскевич; Дальневост. гос. ун-т, Ин-т менеджмента и бизнеса. - Владивосток : Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2009. - 331 с.
  32. Яснова А.Б. Энциклопедия маркетинга. Сегментирование потребителей услуг // Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m17/4.htm

 


Информация о работе Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий