Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа
Рынок кондитерских изделий России занимает четвертое место в мире после Великобритании, Германии и США. Кондитерская отрасль развивается очень динамично. Жесткие реалии конкуренции на этом рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента и создания новой продукции.
Введение 3
1 Теория, сущность, понятие конъюнктуры рынка 5
1.1 Понятие и сущность рынка 5
1.2 Сущность и понятие конъюнктуры рынка 8
1.3 Прогнозирование рынка 12
2 Классификация инструментов анализа и прогноза как приема 15
2.1 Методы анализа конъюнктуры рынка 15
2.2 Методы прогнозирования рынка 21
3 Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий г. Владивостока 28
3.1 Характеристика рынка кондитерских изделий России 28
3.2 Описание рынка кондитерских изделий в г. Владивостоке 34
3.3 Расчет емкости и прогноз развития рынка кондитерских изделий 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Таким образом, была дана характеристика рынка кондитерских изделий в г. Владивостоке.
Исследование масштаба рынка необходимо проводить по схеме, показанной на рисунке 7.
Рисунок 7 – Этапы исследования масштаба рынка
В соответствии с данной схемой на 1-ом этапе определим товарные и географические границы рынка. Географические границы рынка г. Владивостока определяются границами города.
Потенциал рынка рассчитывается на год в денежном или натуральном выражении и находится по формуле 3.
Где Ni – производственные или потребительские единицы;
Wi – показатели мощности производства или покупательской способности (норм потребления) населения;
Si – цена товара или услуги.
Рассчитаем потенциал рынка г. Владивостока.
Потребительские единицы - население города г. Владивостока – 622 500 человек (оценка на 1 января 2013).
Норма потребления кондитерских изделий по России – около 8 кг. в год на человека.
Таким образом, можно сделать расчет.
Р = 622 500 х 8 = 4 980 000 кг.
В натуральном выражении
Если средняя цена за кондитерские изделия составляет в среднем около 50 руб. за 100 гр., то можно вычислить потенциал рынка в денежном выражении.
Р = 622 500 х 8 х 50 = 249 000 000 руб.
Таким образом, потенциал рынка составил 4,98 тыс. тонн кондитерских изделий, либо 249 млн. руб. в денежном выражении.
Если потенциал рынка является прогнозной расчетной величиной, то емкость рынка является фактической величиной. Емкость рынка определяется как сумма реализации продукции всех предприятий в отрасли и рассчитывается по формуле 4.
В нашем случае данных по фактической емкости рынка кондитерских изделий по г. Владивостоку найдено не было, также нет точных данных для расчета емкости рынка.
В случае отсутствия данных об объемах реализации каждого предприятия емкость рынка можно определить по формуле 5.
Где П – объем поставок товара на территорию рынка местными производителями;
И – объем ввоза товара на территорию рынка;
Э – объем вывоза товара за пределы рынка.
В 2009 году доля рынка составляла 266 тыс. тонн кондитерских изделий. Точных данных по доли рынка в 2012 году найдено не было, предполагается, что доля рынка составила около 300 тыс. тонн.
Так как, было рассчитано, что потенциал
рынка составил 4,98 тыс. тонн, то до полного
насыщения рынка можно
Показатель емкости рынка
В зависимости от рыночной доли предприятие является лидером или аутсайдером, имеет сильную или слабую конкурентную позицию.
ОАО «Приморский кондитер» ежемесячно выпускает свыше 330 тонн кондитерских изделий, что составляет 3,96 тонн в год, 55 % продукции остается на местном рынке, а 45 % кондитерских изделий отправляется в регионы.
В г. Владивостоке (ОАО "Приморский кондитер"), по разным оценкам операторов рынка, - от 65 до 75% в сегменте сахаристых изделий, то есть конфет.
Информация о распределении
долей рынка между
Пороговая доля рынка определяется законодательством в размере 65 %, если предприятие занимает от 35 до 65 %, то может быть признано монополистом в случае доказательства доминирующего положения на рынке и злоупотребления им антимонопольными органами.
Индекс концентрации рынка характеризует долю нескольких крупнейших фирм (от 3 до 25) в общем объеме рынка в процентах. Считается, что чем больше индекс концентрации, тем выше степень монополизации рынка, при незначительном уровне концентрации рынок считается конкурентным.
Коэффициент рыночной концентрации GR представляет собой процентное отношение продаж товаров предприятиями, имеющими самые значительные доли на рынке к общему объему продаж и рассчитывается по формуле 7.
(7)
В зависимости от полученного результата определяется показатель: к примеру, GR(3) – трехдольный показатель концентрации, характеризующий долю 3 фирм с максимальным объемом товаров на исследуемом рынке.
Индекс Герфиндал-Гиршмана HHI. Данный индекс показывает распределение конкуренции между фирмами. Индекс рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в %) крупнейших субъектов рынка (формула 8).
(8)
Если индекс равен 10000, то рынок монополизирован одной фирмой. Данный показатель рассматривается совместно с индексом GR. Если величина GR < 70 %, а HHI > 2000, то можно говорить о высокой степени концентрации рынка и о слабом развитии конкурентной среды. Если 45 % < GR < 79 %, а HHI < 2000, то наблюдается умеренная степень концентрации рынка. Когда GR < 45 %, а HHI < 1000, рынок характеризуется слабой степенью концентрации и его можно характеризовать как конкурентный.
Данные коэффициенты точно рассчитать невозможно, так как не было найдено данных по рынку кондитерских изделий г. Владивостока по объему продаж всех производителей. Можно предположительно сказать, что на рынке г. Владивостока наблюдается умеренная степень концентрации рынка, есть крупные предприятия, которые занимают большую часть рынка, а остальную часть рынка делят между собой российские и зарубежные поставщики.
Таким образом, потенциал рынка кондитерских изделий г. Владивостока составил 4,98 тыс. тонн кондитерских изделий, емкость рынка составила около 300 тыс. тонн. Можно сделать прогноз, что рост рынка в 2013- 2014 годах составит около 5 %.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Было рассмотрено понятие «
Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Следовательно, рынок совокупность товаров различного назначения, производителей, посредников, покупателей.
Было рассмотрено понятие «
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.
Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.
При анализе конъюнктуры рынка используются различные приемы и методы, такие как трендовый анализ и экстраполяция, регриссионый и дисперсионный анализ, факторный анализ, аналоговое и имитационное моделирование, нормативные расчеты, экспертные оценки и др.
Таким образом, инструменты анализа и прогноза рынка помогают проанализировать конъюнктуру рынка и сделать выводы относительно того или иного рынка.
Далее был рассмотрен рынок кондитерских изделий России и г. Владивостока.
Ассортимент вырабатываемых в России кондитерских изделий разнообразен, непрерывно изменяется и насчитывает около 5000 наименований. В настоящее время производством кондитерских изделий в стране занимается около 1500 предприятий, в том числе примерно 150 специализированных, крупных и средних. В отрасли занято приблизительно 110 тысяч человек. Суммарная производственная мощность российской кондитерской промышленности – свыше 3,3 миллионов тонн в год.
На российском кондитерском рынке доминируют отечественные производители. Рынок кондитерских изделий делится на 2 большие категории: кондитерские изделия из муки (различные булки, печенье, кексы, пряники, торты и т.д.); сахаристые изделия - конфеты разных видов и форм и шоколадные изделия.
Эксперты прогнозируют к концу 2014 года объем российского рынка кондитерских изделий на уровне 3,5 млн. тонн.
Рынок кондитерских изделий г. Владивостока
повторяет тенденции Российског
Основными поставщиками рынка кондитерских изделий являются ОАО "Приморский кондитер", Рошен, Марс, Крафт Фудс Рус, Карон, Конти-Рус, Рот Фронт и другие.
Был рассчитан потенциал рынка кондитерских изделий г. Владивостока. Потенциал рынка составляет 4,98 тыс. тонн кондитерских изделий, 249 млн. руб. в денежном выражении. Был сделан прогноз, что рост рынка в 2013- 2014 годах составит около 5 %.
Таким образом, было проведено исследование рынка кондитерских изделий.
Информация о работе Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий