Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Рынок кондитерских изделий России занимает четвертое место в мире после Великобритании, Германии и США. Кондитерская отрасль развивается очень динамично. Жесткие реалии конкуренции на этом рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента и создания новой продукции.

Содержание

Введение 3
1 Теория, сущность, понятие конъюнктуры рынка 5
1.1 Понятие и сущность рынка 5
1.2 Сущность и понятие конъюнктуры рынка 8
1.3 Прогнозирование рынка 12
2 Классификация инструментов анализа и прогноза как приема 15
2.1 Методы анализа конъюнктуры рынка 15
2.2 Методы прогнозирования рынка 21
3 Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий г. Владивостока 28
3.1 Характеристика рынка кондитерских изделий России 28
3.2 Описание рынка кондитерских изделий в г. Владивостоке 34
3.3 Расчет емкости и прогноз развития рынка кондитерских изделий 38
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

анализ и прогнозирование.doc

— 2.45 Мб (Скачать)

Доминирующими тенденциями последних  лет можно назвать появление большого числа новинок и расширение ассортимента продукции популярных брендов, за счет чего отрасль демонстрирует рост. По оценкам специалистов, примерно 65% от числа новых разработок пришлось на шоколадный сектор, и около 30% – на сегмент сахарных сладостей. Кроме того, одним из трендов стал рост популярности продуктов в мини-упаковках, а также упаковках увеличенного формата, созданных согласно концепции «поделись с другом». Наиболее популярными кондитерскими изделиями среди покупателей в 2007-2011 годах были мучные кондитерские изделия.

Экспорт кондитерских изделий из России в 2007-2011 годах вырос и в 2011 году составил 190,7 тыс. тонн. Снижение показателя в связи с неблагоприятной ситуацией на мировых рынках отмечено в 2009 году – на 6% относительно 2008 г. Однако в 2010 году показатель продемонстрировал максимальный за пять лет прирост – 31%.

Основными направлениями экспорта кондитерских изделий в 2007-2011 годах стали Казахстан и Украина. Наибольшая доля в структуре экспорта принадлежит шоколаду и какао-продуктам. Второе место по объему экспорта занимали сахаристые кондитерские изделия.

Предложение кондитерских изделий на российском рынке в 2007-2011 годах выросло до 3,8 млн. тонн в 2011 г. Спад предложения зафиксирован лишь в 2009 году на 5% относительно 2008 г.

Импорт кондитерских изделий в  Россию в 2007-2011 годах увеличился и в 2011 году составил 302,9 тыс. тонн. Основным поставщиком кондитерских изделий на российский рынок стала Украина. Более 60% всех импортируемых в Россию кондитерских изделий в этот период занимал шоколад и какао-продукты.

По данным компании «Euromonitor» российский рынок кондитерских изделий в объемном выражении занимает второе место после США, а в денежном выражении находится на пятом месте в мире.

По данным Ассоциации предприятий  кондитерской промышленности «АСКОНД», в настоящее время производством  кондитерских изделий в стране занимается около 1500 предприятий, в том числе примерно 150 специализированных, крупных и средних. В отрасли занято приблизительно 110 тысяч человек. Суммарная производственная мощность российской кондитерской промышленности – свыше 3,3 миллионов тонн в год [23].

На российском кондитерском рынке  доминируют отечественные производители. На рынке кондитерских изделий сейчас очень много предложений, в том числе и от производителей из других государств. Рынок стал более плотным, произошло деление зон сбыта и влияния между крупными и мелкими компаниями.

Динамика импортных поставок за последние годы свидетельствует  об увеличении потребительского спроса в России на импортную продукцию. Кондитерские изделия поставляют в Россию более 40 стран. По объемам импорта наиболее крупными странами-поставщиками являются Украина, Беларусь, Республика Корея, Германия, Польша, Казахстан, Дания. Сама Россия поставляет кондитерские изделия более чем в 30 стран дальнего и ближнего зарубежья.

На рисунке 3 показаны доли импортных и российских поставок кондитерских изделий.

По данным маркетингового агентства «Intesco Research Group», в 2010 году доля импортных поставок кондитерских изделий составила 11,9%, в 2011 году – 12,3%. Основными импортерами российских мучных кондитерских изделий являются Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Украина, Грузия, Монголия и Киргизия.

 

Рисунок 3 - Доля импорта кондитерских изделий на российском рынке в 2010 и 2011 годах (в натуральном выражении, %) [23]

 

Рынок кондитерских изделий делится на 2 большие категории:

  • кондитерские изделия из муки (различные булки, печенье, кексы, пряники, торты и т.д.);
  • сахаристые изделия - конфеты разных видов и форм и шоколадные изделия.

На рисунке 4 показано распределение российского рынка кондитерских изделий по видам на мучные и сахаристые изделия. На сегмент сахаристой кондитерской продукции в 2010 году приходилось 53,7% рынка. Доля сегмента мучных изделий, соответственно, составила 46,3%. В 2011 году доли этих сегментов составили соответственно 55 и 45%.

Рисунок 4 - Структура российского рынка кондитерских изделий в 2010 и 2011 годах (в натуральном выражении, %)

Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение объема сегмента сахаристых кондитерских изделий на 6% – до 1,7 млн. тонн. Сегмент мучных кондитерских изделий вырастет на 1% – до 1,45 млн. тонн.

На рисунке 5 и 6 показано распределение по видам мучных и сахаристых изделий

Рисунок 5 – Структура производства мучных кондитерских изделий в России [23]

 

Мучные кондитерские изделия включают в себя разнообразные виды печенья, вафель, сухарей, рулетов, кексов, сушек, пряников, а также торты, пирожные и мелкоштучную сдобу. Основными производителями кондитерских изделий являются крупные хлебозаводы, кондитерские фабрики и комбинаты. Чаще всего большая часть продукция распределяется в регионе, где находится предприятие. Это объясняется, прежде всего, очень большим количеством таких организаций, представленных почти в каждом городе России, а также сравнительно небольшими сроками хранения.

Как видно из рисунка 5 наибольшая доля производства принадлежала печенью (42%), торты и пирожные занимали 15% общего объема производства мучных изделий, вафли - 13%, а кексы, бабы и рулеты – 12%. Около 11% рынка принадлежала пряникам и коврижкам. Сегмент прочих мучных изделий, который включал в себя, в том числе, категорию восточных сладостей, занимал 2% производства. Данный сегмент в России находится на стадии насыщения.

На рисунке 6 показаны виды сахаристых изделий представленных на прилавках магазинов в России.

 

Рисунок 6 - Структура производства сахаристых кондитерских изделий по видам в 2012 году (в натуральном выражении, %)

 

Как видно из рисунка 6, в сегменте сахаристых кондитерских изделий большую часть в структуре российского производства занимали конфеты (40,8%), шоколад и шоколадные изделия составляли 16,6% всего объема выпускаемой в России сахаристой кондитерской продукции. Производство карамели занимало 12,7%, на долю джемов, пастилы из фруктов, ягод и орехов приходилось 7,2% сахаристой кондитерской продукции, а на долю мармеладно-пастильных изделий – 6,8%. Жевательная резинка занимала 1,7% производства [23].

Эксперты прогнозируют к концу 2014 года объем российского рынка  кондитерских изделий на уровне 3,5 млн. тонн. При этом на соотношение отечественной и импортной продукции на российском рынке в значительной степени повлияет вступление России в ВТО, которое состоялось в декабре 2011 года. Россия значительно уменьшит размер пошлин на ввоз продукции зарубежного производства. В результате в стране увеличится количество иностранной продукции, конкуренция вырастет. Это приведет также к другим структурным изменениям на рынке.

По прогнозам «BusinesStat», в 2012-2016 гг предложение кондитерских изделий  будет расти на 2-4% в год. Основной вклад в предложение кондитерских изделий в России вносит внутреннее производство.

Таким образом, в последние годы происходит постепенное насыщение  рынка кондитерских изделий. Среди  основных тенденций - постоянно меняющиеся вкусовые пристрастия потребителей, а также острая конкурентная борьба между производителями.

3.2 Описание рынка кондитерских  изделий в г. Владивостоке

Рынок кондитерских изделий г. Владивостока повторяет тенденции Российского рынка, на нем наблюдается медленный рост. По оценкам некоторых экспертов в Приморском крае объем рынка кондитерских изделий составляет около 500 тыс. тонн в год. В г. Владивостока точных данных по доли рынка кондитерских изделий в 2012 году найдено не было, предполагается, что доля рынка составила около 300 тыс. тонн.

На Дальнем Востоке кондитерская промышленность создавалась исключительно для внутрирегиональных потребностей. В доперестроечные времена ее мощностей не хватало даже для местной торговли, и дальше Иркутска и Читы продукция дальневосточных фабрик не доходила. При ограниченном ввозе кондитерской продукции из других районов страны ее потребление на душу населения в регионах Дальнего Востока, естественно, было ниже среднероссийского уровня.

В 1990 г., когда отрасль находилась на пике производительности, кондитерские предприятия Дальнего Востока (включая Якутию) выпустили 153,5 тыс. тонн кондитерских изделий, что составило 5,3% от общего объема производства в России. Это приблизительно соответствовало удельному весу населения региона в общей численности населения страны. В настоящее время доля Дальнего Востока в отрасли около 7 %.

По данным Госкомстата РФ, в настоящее  время в России насчитывается более 1000 производителей кондитерских изделий, не считая мелких частных предприятий.

На рынок г. Владивостока кондитерские изделия поставляют такие Российские производители как: Рошен, Марс, Крафт Фудс Рус, Карон, Конти-Рус, Рот Фронт, Чипита (Санкт-Петербург), КДВ Яшкино, Славянка плюс, Сладонеж, Кондитерский концерн «Бабаевский», Кондитерское объединение «Россия», Лиман, Славянка, Акконд, Пензенская кондитерская фабрика, Красный Октябрь, Русский бисквит, Мегаполис, Воронежская кондитерская фабрика, Пивкомбинат Балаковский, Брянконфи, Дирол Кэдбери, КДВ Нижний Тагил, Кондитерская фирма Алтай и пр. [22]

Приморские производители торотов  и пирожных:

    • ООО "Кондитерский дом "Тортония",
    • ООО "ДВ-Торг",
    • ИП Маркова Ю.А.,
    • ИП Александрова С.Н.,
    • ООО "Валелог",
    • ИП Головачева Е.А.(т.м. "Фреш 25").

Приморские предприятия производители  мучных кондитерских изделий:

  • ОАО «Владхлеб»,
  • Кондитерский цех «Рулада»,
  • Кондитерский цех ИП «Цатурова»,
  • И другие кондитерские цеха и рестораны, кухни, производящие мучные кондитерские изделия.

Приморские предприятия производители  конфет: ОАО «Приморский кондитер».

Рассмотрим подробнее данное предприятие, так как оно является ведущим на рынке сахаристых изделий. ОАО «Приморский кондитер» прошлый  год закончило с прибылью в 9 млрд. рублей. Продукция предприятия пользуется устойчивым спросом далеко за пределами  Дальнего Востока. Только на приморском рынке доля “Приморского кондитера” составляет порядка 30 процентов. Ассортимент продукции достиг 200 наименований.

Карамель, драже, мармелад, шоколадные конфеты  и торты, печенье - все  эти вкусные, без консервантов, с  полезными  для здоровья добавками  из морепродуктов  и фруктов кондитерские изделия  непременно получают высокую оценку потребителей.

Основным и  приоритетным видом  деятельности ОАО «Приморский кондитер» является производство и реализация кондитерских изделий.  На фабрике выпускается более 300 наименований кондитерских изделий из натурального сырья:  

-конфеты помадные, пралиновые, вафельные,  кремовые, грильяжные; 

-конфеты типа «Ассорти»;  

-шоколад;   

-карамель, ирис;  

-мармеладная продукция, драже,  пастила;  

-печенье, торты, вафли;  

-зефир.  

Сегодня продукцию фабрики «Приморский  кондитер» можно встретить практически  на всей территории российского Дальнего Востока – в Приморском и Хабаровском  краях, Магаданской области, на Камчатке и в Якутии. В прошлом году кондитерские изделия из Владивостока стали доступными и для жителей острова Сахалин. На склад дистрибьютора, начиная  с лета 2010 года, отгружено несколько  партий продукции, и в дальнейшем присутствие продукции приморской фабрики только увеличивалось во всех районах области. Устойчивый интерес  к продукции «Приморского кондитера» проявляют партнеры из Китая и  Японии.

Зарубежные производители:

    • Кондитерская корпорация ROSHEN (Украина);
    • Группа “Конти” (Украина).

Также можно сказать, что "Красный Октябрь" практически свернул в Приморье, например, работу своего представительства. Зато изделия фабрик "Камская" (Пермь), "Акконд" (Чебоксары), "Конфи" (Екатеринбург), "Волжанка" (Ульяновск) имеются на любой оптовой базе края. Аналогичная ситуация и в других регионах Дальнего Востока, тем более большинство из них снабжаются через Приморье. "Их цена максимально соответствует качеству", - говорят в голос оптовики. При этом бывает, что она на 10-15% ниже по сравнению с местными аналогами.

Впрочем, производителям региона не легче от того, что сибиряки и  прочие провинциалы обогнали здесь столичных конкурентов. Ведь, здраво рассуждая, они еще более опасны, чем тот же "Красный Октябрь". Во-первых, ближе, и транспортные расходы им не так страшны. А во-вторых, многие из них имеют сильных стратегических инвесторов типа Nestle, которые не жалеют денег на новые технологии и промоушн.

Неконкурентоспособные цены, часто  отсталый этикет, слабый маркетинг сыграли свою роль в столь неутешительной тенденции. Кстати сказать, в какой-то степени и сами производители способствовали потере сбыта. Как признают в руководстве "Приморского кондитера", в свое время предприятие увлеклось заменой натуральных ингредиентов более дешевыми заменителями. И это была большая ошибка, так как потребитель разочаровался во вкусовых качествах своих конфет. Сегодня настала необходимость вернуть добрые традиции в свои цеха, иначе не помогут ни этикет, ни новые разработки.

Таким образом, поставщиков кондитерских изделий на рынок г. Владивостока достаточно много, определить точное их количество достаточно сложно, поэтому были рассмотрены наиболее известные поставщики.

 

 

3.3 Расчет емкости и прогноз развития рынка кондитерских изделий

Далее необходимо произвести расчет относительно рынка кондитерских изделий г. Владивостока.

Характеристика типа кондитерского  рынка г. Владивостока показана в таблице 2.

 

Таблица 2 – Классификация рынка кондитерских изделий г. Владивостока

Признаки классификации рынка

Описание

Степень и характер сбалансированности рынка

Рынок продавца (предложений от продавцов  больше, чем спроса на кондитерские изделия).

Степень и виды конкуренции

Конкуренция на рынке есть.

Территориальный уровень

Местный

Назначение товара

Рынок потребительных товаров

Место рынка в системе товародвижения

Рассматриваем розничный рынок

Организационная оценка рынка

Открытый

Позиция маркетинга по отношению к рынку

Целевой

Конъюнктурная оценка рынка

Стабильный

Информация о работе Анализ и прогнозирование рынка кондитерских изделий