Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:21, дипломная работа
Целью исследования является анализ ассортимента и качества детского питания, реализауемого в магазине «Бэби» п. Агинское. т
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. проанализировать состояние и развитие пищевой промышленности в условиях проведенных в России экономических реформ.
2. провести исследование рынка детского питания и выявление роли детского питания в системе национальной безопасности России.
3. исследовать ассортимент детского питания магазина «Бэмби».
4. рассмотреть факторы, формирующие качество детского питания.
Введение ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 характеристика рынка детского питания
1.Современные аспекты развития рынка детского питания…………….5
2.Характеристика потребительских свойств детского питания………..16
3.Характеристика современного ассортимента детского питания…….18
4.Признаки доброкачественности детского питания
2 Анализ ассортимента и качества детского питания
2.1 Характеристика магазина «Бэби»
2.2 Анализ ассортимента детского питания
2.3 Контроль качества детского питания
Широта ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Широта
характеризуется количеством
Коэффициент широты рассчитывается по каждому классификационному признаку. Затем определяется среднее арифметическое значение коэффициента широты, которое в дальнейшем будет использовано при расчете коэффициента рациональности.
Коэффициент широты (Кш) (отношение действительного показателя широты к базовому) определяется по формуле:
где Кш - коэффициент широты;
Шд - действительная широта;
Шб - базовая широта.
Известно, что в магазин поступает детское питание, различающиеся по способу производства - 5 разновидностей пюре ( говядина, овощное, фруктовое, молочное, кисель).
При исследовании в магазине «Бэби» было установлено:
-
питание по способу
- по виду используемой муки (пшеничная) коэффициент широты равен 0,5 (1/2);
- по сорту используемых мясных продуктов (птица, говядина) коэффициент широты равен 0,67 (2/3).
КШ
=
Из расчетов следует, что, КШ = 59% это значит, что ассортимент в магазине возможных разновидностей питания по учтенным классификационным признакам присутствуют в ассортименте магазина.
Полнота ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Коэффициент полноты (Кп) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров, однородных и разнородных групп к базовому и определяется по формуле:
где Кп - коэффициента полноты;
Пд - действительная полнота;
Пб – базовая полнота.
КП
=
Ассортимент только на 86 % соответствует потребностям населения.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Пб). Определяется коэффициент устойчивости по формуле:
где Ку - коэффициент устойчивости;
У - устойчивость;
Пб - базовая полнота.
Постоянным спросом пользуется 59 % представленного в магазине печенья.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется коэффициентом обновления.
Коэффициент обновления определяется как отношение количества новых товаров (Н) к общему количеству изделий, имеющихся в магазине (Пд) по формуле:
где Кн - коэффициент новизны;
Н - новизна;
Пд - действительная полнота.
Ассортимент магазина обновлен только на 36 % и это притом, что 59% изделий пользуется устойчивым спросом.
Коэффициенты весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтении, влияющих на сбыт товаров. Они индивидуальны для каждой товарной группы, а иногда для каждого товара.
Коэффициенты весомости определяется
эмпирическим путем для каждой однородной
группы товаров, для более детального
исследования коэффициенты весомости
определяются экспертным путем (таблица
2.4).
Таблица 2.4
Расчет
коэффициента весомости
| Показатели ассортимента | Эксперты | Сумма | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| Широта | 1 | 2 | 1 | 3 | 7 |
| Полнота | 4 | 3 | 4 | 4 | 15 |
| Устойчивость | 3 | 4 | 2 | 1 | 10 |
| Новизна | 2 | 1 | 3 | 2 | 8 |
| Итого: | 40 | ||||
Определить коэффициент весомости (gi) показателей ассортимента можно методом фиксированной суммы, который заключается в следующем. Эксперты назначают коэффициент весомости по каждому показателю ассортимента с учетом их значимости (важности) таким образом, чтобы сумма (gi) была равна 1.
По этим данным коэффициент весомости показателей рассчитывается по формуле:
где gi - коэффициент весомости;
mi l - значение, присвоенное свойству;
n – число экспертов;
r – количество свойств.
gi = 7 / 40 = 0,17 - коэффициент весомости полноты;
gi = 15 / 40 = 0,37 - коэффициент весомости широты;
gi = 10 / 40 = 0,25 - коэффициент весомости устойчивости;
gi = 8 / 40 = 0,2 - коэффициент весомости новизны.
После того как рассчитаны все показатели, осуществляется расчет коэффициента рациональности.
Коэффициент
рациональности -
средневзвешенное значение показателя
рациональности с учетом реальных значений
показателей широты, полноты, устойчивости
и новизны, помноженные на соответствующие
коэффициенты весомости. Расчетная формула
коэффициента рациональности имеет вид:
Кр
= Кш ×
Квш + Кп × Квп + Ку × Кву + Кн × Квн,
где Кш - коэффициент широты;
Квш - коэффициент весомости широты;
Кп - коэффициент полноты;
Квп - коэффициент весомости полноты;
Ку - коэффициент устойчивости;
Кву
- коэффициент весомости
Кн - коэффициент новизны;
Квн
- коэффициент весомости новизны.
Кр = 0,59 × 0,17 + 0,86 × 0,37 + 0,59 × 0,25 + 0,36 × 0,2 = 0,1 + 0,31 + 0,14 +
+
0,07 = 0,62
Рассчитав
коэффициент рациональности, сделали
следующие выводы, что ассортимент детского
питания в магазине «Бэби» недостаточно
оптимален (0,62), так как следует знать,
что коэффициент рациональности должен
быть равен как минимум 0,75. Проанализировав
данные расчеты, видим, что в магазине
показатель рациональности ассортимента
не вполне удовлетворяет потребности
покупательского спроса. Вероятная погрешность
показывает разницу между потребностями,
предполагаемыми при формировании
ассортимента, и реальным, покупательским
спросом.
2.3
Контроль качества детского питания
Качество
печенья оценивали в
Таблица 2.5
Контроль качества печенья «НАН»
| Наименование показателей | По ГОСТ
24901-89 |
Фактически | Вывод | |
| Форма | Правильная, без вмятин, повреждений, углов и краев. | Правильная, без вмятин, поврежде-ний, углов и краев. | Соответствует ГОСТ | |
| Поверхность | Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне, не подгоре-лая, без вкраплений крошек. | Гладкая с четким рисунком на лице-вой стороне, не подгорелая, без вкраплений крошек. | Соответствует ГОСТ | |
| Цвет | Свойственный дан-ному наименованию печенья, равномерный | Свойственный дан-ному наименованию печенья, светло-желтый, равномер-ный | Соответствует ГОСТ | |
| Вкус и запах | Свойственный данно-му наименованию печенья, без посторон-них запаха и привкуса | Свойственный дан-ному наименованию печенья, без посто-ронних запаха и привкуса | Соответствует ГОСТ | |
| Вид в изломе | Пропеченное печенье с равномерной пористостью, без пустот и следов непромеса | Пропеченное
пече-нье с равномерной |
Соответствует ГОСТ | |
Таблица 2.6
Контроль качества пюре «Птица»
| Наименование показателей | По ГОСТ
24901-89 |
Фактически | Вывод | |
| Упаковка | без вмятин, повреждений, углов и краев. | Правильная, без вмятин, поврежде-ний, углов и краев. | Соответствует ГОСТ | |
| Цвет | Свойственный дан-ному наименованию различных оттенков, равномерный. | Свойственный дан-ному наименованию светло-желтый, равномер-ный. | Соответствует ГОСТ | |
| Вкус и запах | Свойственный данно-му наименованию печенья, без посторон-них запаха и привкуса. | Свойственный дан-ному наименованию печенья, без посто-ронних запаха и привкуса. | Соответствует ГОСТ | |
| Маркировка , срок годности | Присутствует | В норме | Соответствует ГОСТ | |
| Поверхность банок | Этикетка имеется,
отсутствует деформация корпуса
донышек, отсутствуют дефекты На крышке во второй строке указано 318162. |
Этикетка имеется, отсутствует деформация корпуса донышек, отсутствуют дефекты продольного шва и швов донышек и крышек, вздутий нет. На крышке во второй строке указанно 01В А40 | Не соответствует | |