Ассортимент детского питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ ассортимента и качества детского питания, реализауемого в магазине «Бэби» п. Агинское. т

Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

1. проанализировать состояние и развитие пищевой промышленности в условиях проведенных в России экономических реформ.

2. провести исследование рынка детского питания и выявление роли детского питания в системе национальной безопасности России.

3. исследовать ассортимент детского питания магазина «Бэмби».

4. рассмотреть факторы, формирующие качество детского питания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 характеристика рынка детского питания

1.Современные аспекты развития рынка детского питания…………….5
2.Характеристика потребительских свойств детского питания………..16
3.Характеристика современного ассортимента детского питания…….18
4.Признаки доброкачественности детского питания
2 Анализ ассортимента и качества детского питания

2.1 Характеристика магазина «Бэби»

2.2 Анализ ассортимента детского питания

2.3 Контроль качества детского питания

Работа содержит 1 файл

диплом детское питание от 30 декабря.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 характеристика рынка  детского питания

    1. Современные аспекты развития рынка детского питания…………….5
    2. Характеристика потребительских свойств детского питания………..16
    3. Характеристика современного ассортимента детского питания…….18
    4. Признаки доброкачественности детского питания

2 Анализ ассортимента  и качества детского  питания

2.1 Характеристика  магазина «Бэби»

2.2 Анализ ассортимента  детского питания

2.3 Контроль  качества детского питания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В качестве объекта исследования данной выпускной квалификационной работе  выбрано детское питание. Актуальность темы состоит в том, что современная экономическая ситуация в России  повлекла за собой изменения в деятельности предприятий, выпускающих детское питания, что повлекло за собой увеличение ассортимента детских продуктов.

    Детское питание предназначено для удовлетворения физиологических потребностей ребенка в необходимых веществах и энергии, продукты, относящиеся к детскому питанию должны отвечать обычно  предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами  требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

       Пищевая ценность продуктов детского  питания соответствует функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского  питания должны быть безопасными для здоровья ребенка.

    Теоретические подходы и инструментарий оценки качества продуктов питания обоснованы в работах Ю. П. Адлера, Г. Г. Азгальдова, Ю. В. Богатина, В.В. Байцова, Л.М. Богданова, А.В. Гличева и др.

    Вопросы увеличения объемов промышленного  производства продуктов детского питания, расширения его ассортимента нашли  отражения в работах СИ. Елизарова, А.Ф. Крашенинина, В.И. Кружика, В.Д. Лисыцына, Г.Ю. Сажинова и др.. В этих работах содержатся, в основном, технико-экономические аспекты производства продуктов детского питания, а также рецептуры продуктов. Такие разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве из них отсутствует процессный подход к системе менеджмента качества в производстве продуктов детского питания.

    Поэтому возникает необходимость создание научно обоснованного механизма  оценки и управления качеством детского питания.

    Целью исследования является анализ ассортимента и качества детского питания, реализауемого в магазине «Бэби» п. Агинское. т

    Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

    1. проанализировать состояние и развитие пищевой промышленности в условиях проведенных в России экономических реформ.

    2. провести исследование рынка детского питания и выявление роли детского питания в системе национальной безопасности России.

    3. исследовать ассортимент детского питания магазина «Бэмби».

    4. рассмотреть факторы, формирующие  качество детского питания.

    Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления качеством, а также вопросы реформирования российской экономики.

    При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно - правовые акты России, Федеральный закон о техническом регулировании, материалы Федеральный службы государственной статистики, финансовая отчетность предприятий, производящих детское питание и внедряющих систему менеджмента качества, а также материалы периодической печати и сети Интернет, проекты, планы и концепции федеральных программ производства продуктов детского питания, научные отчеты Института детского питания РАСХН, Института Питания РАМН, научная литература. 
 
 

    ГЛАВА 1 характеристика рынка детского питания 

    В первой главе нами рассмотрены следующие  вопросы: характеристика современного развития рынка детского питания, характеристика потребительских свойств детского питания,  анализ ассортимента детского питания на современном этапе, признаки доброкачественности детского питания.  

    
    1. Современные аспекты развития рынка детского питания
 

    История рынка детского питания составляет чуть более 100 лет. Принято начинать отсчет с момента появления на рынках первых  специализированных продуктов для детей.

      Это были продукты для младенцев.  В середине 60-х годов ХIХ столетия  фармацевт Генри Нестле на  основе коровьего молока, муки  и сахара создал заменитель  женского молока.

    Вскоре основанная в то же время “Англо-швейцарская компания по производству сгущенного молока” также добавила к своему ассортименту искусственное грудное молоко. Спустя некоторое время появились производители смесей для искусственного вскармливания и в других странах. Первые немолочные консервы для детей появились в 1927 году.

    А потом появились подобные фирмы  не только в США, но и в других странах, в том числе и в  Советском Союзе. Рос и расширялся ассортимент продукции, появилось  детское мясное питание. Возраст  потребителей специализированного питания постепенно начал увеличиваться, но это было пока питание для детей до года-полутора, необходимость специализации продуктов для которых ни у кого никогда не вызывала сомнений.

      Уже в последние десятилетия  ХХ века начали появляться специализированные продукты для детей более старшего возраста. Сначала это были всевозможные сухие завтраки на основе злаков и молочные продукты, обогащенные кальцием. В последние десятилетия появились колбасы и сосиски, предназначенные для детей младшего и школьного возраста. [6, c.89]

    Видимо, одной из причин появления таких  продуктов стал компромисс между  извечной любовью детей к колбасам и сосискам и определенной долей  недоверия, которую проявляют мамы к этим продуктам. Их сомнения можно  понять, ведь часто колбасы содержат слишком много жира, соли и острых специй, что не так уж хорошо для детского организма. Сначала специализированные колбасы появились на Западе. В европейских странах существует великое множество разновидностей колбасных и сосисочных изделий для детей, продаются они, как правило, по средней цене и вполне доступны для широких масс. В последнее время во многих странах, где озабочены вспышкой  детского ожирения, даже проводится организованная популяризация сосисочных и колбасных изделий для детского питания в противовес увлечению многих детей сладкими и калорийными продуктами. Из школ изгоняются шоколадные батончики и газированные напитки, а на смену им приходят сосиски и колбасы как более подходящее питание для подрастающего поколения.

    В России тоже многие мясокомбинаты приступили к выпуску колбас и сосисок  для детей.  Первым среди российских мясокомбинатов на этот рынок вышел “Кампомос”, выпустив в 2000 г. линейку под общим брендом “Кампуша”. За ним последовали Таганский мясоперерабатывающий завод, МПК “Останкино”, АПК “Черкизово” и “Микоян”. Появились производители детских колбас и в регионах. [6, c.90]

    Например, Кузбасский пищекомбинат, Тихорецкий мясокомбинат, Таганский МК, Курская  птицефабрика и другие.

      Названия детских колбас и сосисок сразу дают понять о том, что продукт предназначен для детского потребления: например, колбасы “Колбаскин”, “Детская”, “Гулливер”, “Школьная”, “Классная”, “Сказка”, сосиски “Дюймовочка”, “Ням-Ням”, “Школьник” и даже ветчина “Пятачок” и “Алиса”.

    Развитие  рынка детского питания в России имеет ряд особенностей, которые  отразились и на структуре продаж.

    Основную  роль здесь сыграл тот факт, что  в начале 90-х годов, когда российский рынок детского питания стали  активно осваивать иностранные  производители, аптеки по ряду причин оказались к этому не готовы. Причин было много. Это и сложившееся отношение покупателя к аптечному ассортименту, и особые условия хранения детского питания, и сам процесс реализации, который подразумевает консультационные услуги, практики которых у аптек на тот момент не было. Свою роль сыграло и непредвзятое отношение потребителя к месту покупки: детское питание покупали везде, где его продавали - в продуктовых магазинах, киосках, универсамах.

    Активное  развитие рынка на фоне возрастающих критериев потребительского спроса привело к тому, что в России появились специализированные магазины детского питания - явление уникальное и присущее только нашему рынку. На сегодняшний день, по мнению экспертов, они более всего соответствуют запросам потребителя: гарантия качества, широкий ассортимент, профессиональные консультационные услуги. Однако такие же услуги сейчас могут предоставить покупателю и аптечные учреждения.

      Кроме того, современная аптечная  сеть - хорошо развитая разветвленная структура предприятий по всей стране, а прерогатива специализированных магазинов - это, как правило, только крупные города. Поэтому аптеки можно рассматривать как еще мало освоенную нишу продаж с потенциалом на будущее (на настоящий же момент доля аптечных продаж оценивается экспертами в 5-10% в зависимости от региона).

    Некоторые производители и дистрибьюторы  детского питания уже начали работать с аптечными предприятиями и  продолжают довольно успешно осваивать  розничный сектор фармрынка.

      Особенно это заметно на региональном уровне, при повышении критериев оценки потребителем места покупки в регионах целесообразно использовать для продажи детского питания сети городских аптек.

    География примеров успешного сотрудничества операторов рынка и аптечных предприятий достаточно обширна: Санкт-Петербург ("Даниил", "Аптека матери и ребенка"), Челябинск (аптека №1) , Нижний Новгород ("Вера", "Крошка Енот"), Набережные Челны ("Медиум"), Рязань ("Спрей"), Челябинск ("Классика"), Самара ("Вита") и т.д. Специализированные детские аптеки, которые стали появляться во многих городах, как показала практика, являются просто идеальным вариантом для родителей.

      Примером может быть аптечная  сеть "Крошка Енот" в Нижнем  Новгороде  или специализированная  детская аптека в Санкт-Петербурге "Даниил".

    Более 60% физического объема продаж детского питания в России принадлежит отечественным брендам и транснациональным компаниям, выпускающим продукцию на российских мощностях. В стоимостном выражении лидирует импорт, занимая более 60% рынка.

    Экспертами  отмечается рост как в целом рынка  детского питания, так и отдельно по сегментам фруктовых, овощных  и мясных пюре. Увеличивается доля и количество потребителей различных  видов детского питания.

      Если в 1999 г. только 23,3% российских  семей с детьми до 3 лет использовали детские каши при кормлении ребенка, то в 2004 г. эта цифра увеличилась до 35,6%, и она продолжает расти в настоящее время. Потребление фруктовых и овощных пюре возросло в 1,2 раза, мясных - в 1,4 раза. Использование заменителей грудного молока остается стабильным и не меняется сильно с течением времени.

      За последние 5 лет наибольший  рост интенсивности потребления  произошел в сегменте детских  пюре: фруктовые и овощные - в  1,4 раза, мясные - в 1,3 раза.

    

    Рисунок 1.1. Динамика потребления детского питания с 1999г по 2008 г 

    По  другим категориям детского питания  интенсивность растет медленнее: примерно в пределах 1-2% в год.

      В сегменте пюре, по сравнению  с другими, постоянно меняется  и улучшается ассортимент, что  не может не привлекать потребителей, к тому же в пюре и соках возможно пересечение вкусов и намного более богатое, чем, например, в кашах.

    Кроме того, сильная конкуренция между "Вимм-Билль-Данн" и "Лебедянским  КЗ" в этих сегментах, способствуют борьбе за потребителя, улучшая качество продукции, ассортимент, усиливая интенсивность рекламы.

Информация о работе Ассортимент детского питания