Ассортимент, качество и конкурентоспособность свежих овощей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование проблем формирования ассортимента, экспертизы качества и оценки конкурентоспособности свежих овощей.
Из задач работы можно отметить следующие:
- Рассмотреть состояние и тенденции развития рынка свежих овощей;
- Охарактеризовать современный ассортимент свежих овощей;
- Определить факторы, влияющие на формирование ассортимента и качество продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВЕЖИХ ОВОЩЕЙ 6
1.1 Потребительские свойства овощей 6
1.2 Ассортимент овощей 8
1.3 Качество и безопасность заготовляемых овощей 10
1.4 Упаковка и транспортировка 12
1.5 Режимы и способы хранения 13
2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА, ХРАНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОВОЩЕЙ В ООО «Южный» 21
2.1 Анализ структуры ассортимента овощей, реализуемых в ООО «Южный» 21
2.2 Оценка конкурентоспособности овощей, реализуемых в ООО «Южный» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Таблица 3. Структура видового ассортимента капусты, реализуемой в ООО «Южный»

№п/п Вид капусты Удельный  вес в ассортименте,%
1 Белокочанная 40
2 Краснокочанная 20
3 Цветная 20
4 Броколли 5
5 Савойская 5
6 Брюссельская 5
7 Кольраби 5
8 Итого: 100

     В ассортименте капусты, реализуемой  в ООО «Южный» представлены 7 видов продукции. Большую часть ассортимента занимает капуста белокочанная, ее удельный вес 40%. Данный вид капусты является ведущей овощной культурой России. Это объясняется высокой пищевой ценностью, способностью сохраняться в свежем виде в течение зимнее-весеннего периода, пригодностью для квашения, консервирования и сушки.

     Таблица 4. Объем и структура продажи овощей от « Тропик - Тула» за 2007-2009гг.

п/п

Вид овощей годы 2008год к 2007году,в 2009год к 2008году,в
2007 2008 2009
кг % кг % кг % кг % кг %
1 Капуста 620 27,68 675 27,89 710 28,57 55 0,21 35 0,68
2 Картофель 630 28,13 690 28,51 725 29,18 60 0,38 35 0,67
3 Морковь 500 22,32 540 22,31 545 21,93 40 -0,01 5 0,38
4 томаты 490 21,87 515 21,29 505 20,32 25 -0,06 -10 ,097
5 итого 2240 100 2420 100 2485 100 180   65  

     Как следует из данных таблицы 4 в целом  продажа овощей с каждым годом  увеличивается. Из всех овощей представленных этим поставщиком лучше продается  картофель, на втором месте капуста.

     Таблица 5. Объем и структура продажи овощей от ЧП Веретин И.А за 2005-2007гг.

п/п

Вид овощей годы 2006год  к 2005году,в 2007год  к 2006году,в
2005 2006 2007
кг % кг % кг % кг % кг %
1 морковь 5640 10,40 5665 10,36 5705 10,31 25 -0,04 40 0,05
2 капуста 6230 11,49 6320 11,55 6345 11,47 90 0,06 25 -0,8
3 картофель 19245 35,48 19415 35,49 19918 36,01 170 0,01 503 0,52
4 томаты 6800 12,54 6850 12,52 6864 12,41 50 -0,02 14 0,11
5 Лук репчатый 3250 5,99 3320 6,07 3335 6,03 70 0,08 15 0,04
6 огурцы 4820 8,89 4865 8,89 4875 8,81 45 0, 10 0,08
7 Перец болгарский 8250 15,21 8265 15,11 8275 14,96 15 -0,1 10 0,15
8 Итого: 5423 100 5470 100 5531 100 465   617  

     Как следует из таблицы 5 в целом продажа  овощей с каждым годом увеличивается. Из всех овощей представленных этим поставщиком  лучше продается картофель, на втором месте перец болгарский.

     Формирование  ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

     Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с  одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование торговой площади предприятия, финансовых и иных ресурсов магазина с тем, чтобы работа предприятия была рентабельной.

     Суть  проблемы формирования ассортимента в  магазине состоит в планировании фактически всех видов деятельности направленных на работу с поставщиками, реализацию на рынке продукции и  на приведение характеристик этой продукции  в соответствие с требованиями потребителей.

     Система формирования ассортимента овощей в  ООО «Южный» включает следующие  основные моменты:

  1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей.
  2. Оценка существующих поставщиков овощей.
  3. Оценка предлагаемого ассортимента продукции конкретным поставщиком.
  4. Заключение договора поставки с поставщиком.
  5. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие уменьшить или исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности.
  6. Рассмотрение предложений о заключении договора поставки с другими поставщиками.
  7. Оценка и просмотр всего ассортимента овощей.

     Формирование  и реализация ассортимента политики необходимы для определения условий  безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации  налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса. 

2.2 Оценка конкурентоспособности овощей, реализуемых в ООО «Южный» 

     Проблема  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

     Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

     Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень  удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот  товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

     Конкурентоспособность товара можно определить, сравнивая  товары - конкуренты между собой. Конкурентоспособность определяется теми свойствами, которые интересны покупателям.

     Проведем  оценку конкурентоспособности капусты  белокочанной поставщиков ЧП Веретин  И.А.(15 руб) и «Тропик - Тула»(13 руб.).

     Для оценки конкурентоспособности привлечем  Трех товароведов ООО «Южный» , которые оценят показатели потребительских свойств овощей. Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности, который и покажет какая капуста самая конкурентоспособная.

     Алгоритм  оценки конкурентоспособности товаров  путем расчета интегрального показателя:

     Интегральный  показатель рассчитывают по следующей  формуле:

     Кинт=Кком/Э (1)

     Кком  - комплексный показатель уровня конкурентоспособности по качественным показателям;

     Э – общий показатель по экономическим  затратам( цена).

     1. Для того чтобы рассчитать комплексный показатель необходимо:

     - определить весомость показателей  (свойств). Для этого проставляем  оценку важности каждого показателя  по 5-ти бальной системе. Суммируем все оценки важности. Затем каждую оценку важности делим на их сумму. В результате получаем весомость каждого показателя.

     - для расчета комплексного показателя  умножаем каждую экспертную оценку  показателя(свойства) на его вес.  Сложив полученные произведения  вычисляем комплексный показатель

     2. Подставляем полученное значение комплексного показателя в формулу, делим его на цену и получаем интегральный показатель конкурентоспособности.

     Порядок проведения расчетов:

     - по каждому свойству подсчитывается  сумма рангов, поставленных каждым  экспертом этому свойству:

     R/∑*Sij j=1 (2)

     Sij – ранг, который присвоен i-му свойству j-м экспертом;

     r-количество экспертов.

     - подсчитываем общую сумму рангов  по всем свойствам каждым экспертом  и общая сумма рангов:

     R/∑*Sij j=1 и n/∑i=1 r/∑* Sij j=1 (3)

  • рассчитываем коэффициент весомости по формуле:

     mi=r/∑* Sij j=1/n/∑*r/∑* Sij j=1 i=1 (4)

     mi-коэффициент весомости ш-го свойства

     Сумма коэффициента весомости должна равнятся 1.

     - для каждого свойства рассчитываем  сумму баллов и средний балл  свойства (qi).

     Затем определяем комплексный показатель по формуле:

     Q=n/∑*mi*qi i=1 (5)

  • завершающим этапом является оценка конкурентоспособности:

     К=Q/Kэ (6)

     К-конкурентоспособность(интегральный показатель);

     Кэ(Э)-экономический  показатель(цена);

     Q(Кком)-комплексный показатель.

     Чем выше получается интегральный показатель, тем больше конкурентоспособность данной продукции.

     Таблица 10. Номенклатура показателей свойств овощей

№п/п Показатели  свойств Номер показателя
1 Показатели  свойств Х1
2 Физико- химические показатели Х2
3 Дизайн упаковки Х3
4 Маркировка Х4
5 Наличие дополнительной информации Х5
6 Реклама Х6
7 Цена,руб. Х7

Информация о работе Ассортимент, качество и конкурентоспособность свежих овощей