Ассортимент, качество и конкурентоспособность свежих овощей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование проблем формирования ассортимента, экспертизы качества и оценки конкурентоспособности свежих овощей.
Из задач работы можно отметить следующие:
- Рассмотреть состояние и тенденции развития рынка свежих овощей;
- Охарактеризовать современный ассортимент свежих овощей;
- Определить факторы, влияющие на формирование ассортимента и качество продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВЕЖИХ ОВОЩЕЙ 6
1.1 Потребительские свойства овощей 6
1.2 Ассортимент овощей 8
1.3 Качество и безопасность заготовляемых овощей 10
1.4 Упаковка и транспортировка 12
1.5 Режимы и способы хранения 13
2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА, ХРАНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОВОЩЕЙ В ООО «Южный» 21
2.1 Анализ структуры ассортимента овощей, реализуемых в ООО «Южный» 21
2.2 Оценка конкурентоспособности овощей, реализуемых в ООО «Южный» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     С учетом номенклатуры показателей свойств  конкурентоспособности капусты  каждый эксперт проставляет ранги  в зависимости от значимости свойств. Результаты ранжирования представлены в следующих таблицах(11,12).

     Таблица 11. Результаты ранжирования показателей свойств капусты от поставщика «Тропик-Тула»

№п/п эксперты свойства Сумма рангов
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7
1 1 4 5 4 4 5 3 5 30
2 2 4 4 5 4 4 4 5 30
3 3 4 4 4 4 4 3 5 28
4 12 13 13 12 13 10 15 88
5 mi 0.136 0.148 0,148 0,136 0,148 0,114 0,17 1
6 qi 4 4.333 4 4 4,667 5 4,667 30,667
7 Qi 0,545 0.64 0,591 0,545 0,689 0,568 0,796 4,375

     Таблица 12. Результаты ранжирования показателей свойств капусты от поставщика ЧП Веретин И.А.

№п/п эксперты свойства Сумма рангов
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7
1 1 5 5 4 4 5 5 5 33
2 2 5 5 4 4 4 5 5 32
3 3 5 4 4 4 5 5 4 31
4 15 14 12 12 14 15 14 96
5 mi 0,156 0,146 0,125 0,125 0,146 0,156 0,146 1
6 qi 5 4,667 4 4 4,667 5 4,667 32,001
7 Qi 0,781 0,681 0,5 0,5 0,681 0,781 0,681 4,604

     Теперь  рассчитаем для всей капусты интегральный показатель конкурентоспособности. Для  этого комплексный показатель( Qi) разделим на экономический показатель (цену).

     Кинт=4,604/15=0,307 (капуста от Веретина)

     Кинт=4,375/13=0,336 (капуста от «Тропик - Тула)

     Из  двух представленных образцов конкурентоспособным  является капуста от поставщика «Тропик  – Тула», так как ее интегральный показатель выше, чем у Веретина. Эта капуста имеет хорошие  показатели и не очень высокую  цену. Лучшие показатели имеет капуста от поставщика Веретина, но цена у нее выше, чем у капусты от поставщика «Тропик - Тула».

     Центральное место, занимаемое конкурентоспособностью в рыночной политике, определяет ее место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

     Экономический рост и повышение конкурентоспособности отечественного продуктового подкомплекса должны находить свое выражение в уровне ценовых соотношений между отечественными и импортными товарами, при которых импортные товары должны иметь более высокую стоимость, в противном случае отечественные производители будут терять свой сегмент рынка.

     Рост  производства многих видов пищевой  продукции за последние годы позволил российским товаропроизводителям не только усилить свои позиции на российском потребительском рынке, но и активно  заниматься экспортом готовой продукции за рубеж.

     Проблема  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни  любой страны, практически любого потребителя.

     Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей:каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

     В России свежие овощи очень популярны. Конкурентоспособность их по сравнению  с другими также высока, как  и хлебобулочных изделий. Свежие овощи пользуются ежедневным спросом у покупателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Овощи - один из важнейших и незаменимых  продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные и бахчевые культуры занимают особое место в продовольственном балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами. Поэтому производство их в дальнейшем должно увеличиться.

     Овощи являются основными источниками  витаминов, сахара, крахмала, минеральных  веществ. Овощи по энергетической ценности уступают другим видам пищи. Однако, содержат все незаменимые питательные вещества (незаменимые аминокислоты, аскорбиновую кислоту, витамины, ряд минеральных веществ). Овощи обеспечивают органолептические достоинства пищи, способствуют ее перевариванию и усвоению.

     В отличие от других групп продовольственных  товаров свежие овощи после их уборки остаются живыми организмами  и в них протекают процессы, свойственные живой растительной клетке.

     Овощи содержат клетчатку и пектин, которые  слабо усваиваются организмом человека, однако способствуют нормальной работе кишечника, а также выделению из организма холестерина и продуктов распада.

     Ароматические и вкусовые вещества, которыми так  богаты овощи, способствуют выделению  пищеварительных соков и тем  самым улучшают пищеварение, способствуют лучшему усвоению большинства пищевых На сегодняшний день урожай овощей стал большим подспорьем, особенно для пенсионеров, малообеспеченных и безработных семей. По этому и стали горожане все больше уделять внимания своим - саду - огороду. Одна из причин увеличения садоводства - потребность иметь калории и витамины на столе постоянно и во всем их разнообразии.

     Неотложная  задача в овощеводстве - создание в условиях рынка интегрированных структур, объединяющих в себе производство, переработку, хранение и сбыт сельскохозяйственной продукции.

     Таким образом, прогноз развития овощеводства на ближайшее десятилетие свидетельствует  о необходимости переориентации овощеводства на внедрение достижений научно-технического прогресса и  усиление интенсификации, влияющих на темпы увеличения количественных и качественных показателей, на повышение экономической эффективности интегрированного производства.

     Овощи, как правило, неоднородны по форме, размеру, степени зрелости, качеству, поэтому при сборе (если можно) их сортируют и калибруют. Овощи, поступающие на склад ООО «Южный», должны быть проверены на качество и соответствие действующим стандартам и техническим условиям. Обращается внимание на форму (она должна быть типичная, не уродливая), размер овощей (определяется по наибольшему поперечному диаметру, для капусты - но массе). Допустимый размер для каждого вида овощей устанавливается стандартом. Товарная обработка овощей производится на Специальных технологических линиях, имеющих большую производительность. Это сортировочно-калибровочные машины, вибраторы, упаковочные столики. Прогрессивным является использование приемных конвейеров типа Т-236 с рентгеновской установкой.

     Объектом  исследования курсовой работы был выбран ООО «Южный». ООО «Южный» - самостоятельное юридическое лицо, действующее на основании Устава. Основной вид деятельности - оказание розничных услуг населению по розничной продаже продовольственных товаров универсального ассортимента и непродовольственных товаров частого спроса.

     Как показал анализ экономических показателей деятельности ООО «Южный» за 2007- 2009гг., в целом ее можно оценить положительно. Наблюдается тенденция роста товарооборота, прибыли, снижение издержек обращения в сумме и в % к обороту. Происходит увеличение товарных запасов с каждым годом, а это, значит, расширяется ассортимент продукции и в целом хорошая работа предприятия.

     В ООО «Южном» свежие овощи представлены только двумя поставщиками ЧП Веретин  И.А. и «Тропик - Тула». Большую часть ассортимента занимает картофель, капуста, морковь, томаты.

     Суть  проблемы формирования ассортимента в  магазине состоит в планировании фактически всех видов деятельности направленных на работу с поставщиками, реализацию на рынке продукции и  на приведение характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.

     Объектом  экспертизы выбраны картофель и капуста, реализуемый в ООО «Южный». В результате экспертизы был сделан вывод, что вся овощная продукция, реализуемая в ООО «Южный» соответствует требованиям ГОСТов и является качественной.

     В курсовой работе была проведена оценка конкурентоспособности капусты поставщиков ЧП Веретин и «Тропик-Тула». Для оценки конкурентоспособности были привлечены три товароведа ООО «Южный», которые оценили показатели потребительских свойств капусты. После чего был рассчитан интегральный показатель конкурентоспособности, который показал, что из представленных видов капусты самым конкурентоспособным является капуста от поставщика «Тропик - Тула» из-за более низкой цены.

     В России свежие овощи очень популярны. Конкурентоспособность их по сравнению с другими также высока, как и хлебобулочных изделий. Свежие овощи пользуются ежедневным спросом у покупателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Боровикова, Л.А. Товароведение продовольственных товаров./Л. А. Боровикова. -М.: Экономика 2004.-446с.
  2. Гамидулаев, С.И., Иванова, Е.В., Николаева, С.Л. и др. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие /С.И. Гамидулаев. - СПб.: Альфа.
  3. Дмитриченко, М.И. Экспертиза качества и обнаружения фальсификации продовольственных товаров /М.И. Дмитриченко - СПб.: Питер, 2003.
  4. Ильенкова, С.Д. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. - М.: Юнити.
  5. Кругляков, Г. Н. Товароведение продовольственных товаров./Г.Н. Кругляков. - Ростов-на Дону: Март, 2004.-489с.
  6. Ноколаева, М.А. Товароведение потребительских товаров./М.А.Николаева.М.: Норма, 2005. - 352с.
  7. Понамарева, В.Е. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учеб.пособие./В.Е. Понамарева - Белгород: Кооперативное образование, 2004. - 256с.
  8. Экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учеб. пособие/Под ред.Позняковского В.М. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2003. - 270с.
  9. Экспертиза свежих плодов и овощей:Учеб.пособие/Т.В. Плотникова, В.М. Позняковский, Т.В. Ларина: Под общ.ред.В.М. Позняковского. - Новосибирск:Изд-во, 2006. - 258с.
  10. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебние/под ред. В.В. Шевченко. - М.: ИНФРА - М, 2006. -421с.
  11. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 460с.
  12. Чечеткина, Н.М. Товарная экспертиза: Учебник/Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева; Ред. С.М. Самарина, Ш.К. Ганцов. - Ростов Н/Д.:Феникс, 2001. - 512с.
  13. Чечеткина, Н.М. Экспертиза товаров: Учебное пособие/Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина. - М.: Приор,2003. - 272с.
  14. Шепелев, А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие/А.Ф. Шепелев, И.А. Печенежская. - Ростов - на Дону: ИКЦ Март, 2004. - 498с.
  15. Юрко В.С. Новые сорта картофеля: Учеб. пособие. - Белгород: БУПК, 2004. - 86с.
  16. Юрко В.С. Новые сорта овощных культур: Учеб.пособие - Белгород: БУПК, 2005. - 242с.
  17. ГОСТ Р 1724-85 Капуста белокочанная свежая заготовляемая и поставляемая. Технические условия.
  18. ГОСТ Р 1726-85 Огурцы свежие. Технические условия.
  19. ГОСТ Р 51808-2001 Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия.

Информация о работе Ассортимент, качество и конкурентоспособность свежих овощей