Исследование факторов, формирующих качество ювелирных изделий на примере золотых цепочек

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Ювелирное искусство – один из древнейших и широко распространенных видов декоративно-прикладных направлений. Долгое время ювелирное дело оставалось преимущественно ручным трудом, знания о котором передавались от мастера к его подмастерью. Необходимый рост производства, вызванный массовым спросом на ювелирные изделия в XX веке, дал необходимый толчок к развитию технологий массового выпуска ювелирной продукции.

Работа содержит 1 файл

готов.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

   Введение

   Ювелирное искусство – один из древнейших и широко распространенных видов  декоративно-прикладных направлений. Долгое время ювелирное дело оставалось преимущественно ручным трудом, знания о котором передавались от мастера к его подмастерью. Необходимый рост производства, вызванный массовым спросом на ювелирные изделия в XX веке, дал необходимый толчок к развитию технологий массового выпуска ювелирной продукции. До сих пор сохранились все те же основные технологические процессы, однако оборудование, рецептуры сплавов и масштаб производства существенно изменились.

   Со  временем ужесточались требования к  качеству драгоценных украшений.  Появились стандарты, закрепляющие эти требования. На сегодняшний момент основными документами, действующими в сфере ювелирных украшений, являются ГОСТ 30649-99 «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки» и ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия». 

   Согласно  этим документам, основными факторами, влияющими на качество ювелирных изделий, являются факторы, формирующие качество – качество сырья и технология производства – и факторы, сохраняющие качество – маркировка и упаковка. Так же к последней группе факторов относятся условия транспортировки, хранения и эксплуатации, но они не будут рассматриваться в данной работе.

   Качество  изделий в современном мире выносится  на первый план, поэтому в данной работе будут устанавливаться и  исследоваться основные критерии качества, факторы его формирования и сохранения на примере выбранных образцов. 

   1. Литературная часть

   1.1. Классификация и ассортимент ювелирных изделий 

   По  назначению ювелирные изделия подразделяют на следующие группы: предметы личных украшений, предметы сервировки стола, предметы украшения интерьера, предметы туалета, принадлежности для часов, письменные принадлежности, курительные принадлежности, сувениры.

   По  материалу изготовления различают  золотые, серебряные, платиновые, мельхиоровые и другие ювелирные изделия. Ювелирные  изделия из сплавов драгоценных  металлов классифицируют по пробам. Изделия из сплавов золота подразделяют по оттенку цвета на изделия из белого, желтого, розового, зеленого и голубого золота. По способу производства выделяют литые, штампованные, монтированные ювелирные изделия; по отделке — позолоченные, посеребренные, анодированные, филигранные, гравированные, черненные, инкрустированные и др.; по наличию и виду вставок — изделия без вставок и со вставками из природных и искусственных камней и другим признакам. Изделия со вставками различают по виду вставок, огранке, способу закрепления в изделии.

   Предметы  личных украшений — самая распространенная группа ювелирных изделий, которая  включает предметы украшения головы, шеи и платья, рук, других частей тела, а также гарнитуры.

   К предметам украшения головы относятся серьги и диадемы. К предметам украшения шеи и платья - цепочки, бусы, гривны, колье, кулоны, броши, медальоны, ожерелья.

   По  форме звеньев и конструкции  цепочки подразделяют на панцирные, якорные, ленточные, фантазийные и  др.

   Бусы  представляют собой шейное украшение в виде элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями.

   Гривна  — это шейное украшение в виде жесткого обруча с подвесками или  без них.

   Шейное  украшение, декоративные элементы которого зафиксированы в его центральной части, называется колье, а украшение, декоративные элементы которого зафиксированы по всей его длине — ожерельем.

   Кулоны  и медальоны относятся к шейным украшениям в виде подвески. Используются в сочетании с цепочкой, шнуром или лентой.

   К предметам украшения рук относят кольца и браслеты. Кольца изготовляют гладкие без вставок (обручальные) и декоративные со вставками. Кольца различают по форме, ширине и внутреннему диаметру шинки (ободка). Размеры (номера) колец определяют по внутреннему диаметру шинки в миллиметрах — от 15 до 22,5 с интервалом в 0,5 мм.

   Браслеты  по конструкции бывают жесткие и  мягкие. Они могут иметь подвески и вставки из различных материалов. Выпускают их длиной от 130 до 195 мм с  интервалом в 5 мм.

   Гарнитуры представляют собой группу разных по назначению предметов личных украшений, имеющих единое художественное решение. Гарнитуры обычно состоят из серег, броши и кольца или серег, колье, браслета и кольца, изготовленных из одного материала, имеющих одинаковые фасон, отделку, вид и цвет вставки.

   К предметам сервировки (оформления) стола относятся художественно  оформленные приборы и посуда, изготовленные из сплавов драгоценных  или цветных металлов и имеющих  покрытие из золота и (или) серебра. Ассортимент  их представлен в виде отдельных предметов или наборов, предметы которых имеют единое художественное оформление.

   К столовым приборам относят ложки (столовые, десертные, чайные, кофейные, для специй, для заварки чая и др.), вилки (столовые, десертные, сервировочные), ножи, лопатки сервировочные и другие предметы.

   К столовой посуде относятся чайники, кофейники, молочники, сахарницы, сливочники, подстаканники, креманки, вазы, подставки  для столовых приборов, рюмки, бокалы и другие изделия.

   К предметам украшения интерьера  относятся изделия, эстетически обогащающие интерьер помещения — вазы для цветов, настенные панно из цветных камней, скульптуры, настенные декоративные блюда.

   Ассортимент предметов туалета включает пудреницы, расчески, шкатулки, зеркала в оправе, имеющей ювелирное исполнение, булавки для шляп и галстуков, заколки для волос, запонки, зажимы для галстуков, пряжки для ремней.

   К принадлежностям для наручных и  карманных часов относят браслеты и бортовые цепочки.

   Принадлежности  для письма включают перьевые ручки  с золотым пером, чернильницы из цветных камней (яшмы, малахита, мрамора), ножи для резки бумаги, подставки для ручек.

   К курительным принадлежностям относятся  предметы для хранения табака и табачных изделий (портсигары), для держания табачных изделий (мундштуки, трубки курительные), для высекания огня (зажигалки), пепельницы и машинки для набивки папирос.

   К сувенирным ювелирным изделиям относятся  изделия, отражающие национальные или  региональные особенности культуры и искусства, памятные даты или обозначающие какой-либо образ: кинжалы, сабли, скульптуры, брелоки и т. п. [6] 

   1.2. Состояние рынка ювелирных изделий 

   Российский  рынок ювелирной продукции был  основательно подорван во времена преобразований 90-х годов. Однако последующие несколько лет рынок динамично развивался, его прирост составлял около 30% в год, что объяснялось во многом ростом благосостояния населения, а так же привычкой людей вкладывать сбережения в ювелирные украшения. Так, например, общий объем российского рынка ювелирных изделий в 2006 году составил $ 3,8 млрд., а по итогам 2007 года – уже более $ 4 млрд. 

   Но  уже к 2009 году по данным гильдии ювелиров России, выпуск изделий из драгоценных металлов упал на 38%, а розничные продажи уменьшились примерно на 30% - разница в объемах обусловлена реализацией складских запасов. Например, в это же время количество магазинов самого крупного розничного оператора, ювелирной сети "585" уменьшилось на четверть - до 346 штук. И хотя эта компания остается первой в пятерке ведущих торговцев украшениями, сокращение оборотов здесь было самым значительным. В итоге сеть "585", занимающая 5-7% рынка, не только перестала развиваться, но и заметно сократилась, хотя еще в 2007-м она входила в число лидеров по обороту, который составлял около $ 200 млн. Чтобы выжить, компания регулярно вынуждена была проводить распродажи со скидками в 50% или даже по схеме "две покупки по цене одной", точно так же поступали и другие продавцы драгоценностей. К концу 2009 г. сеть «585» ликвидировала 20% своих салонов. "Адамас", являющийся самым крупным производителем в этой отрасли, сократил свою розничную сеть на 14%.

   В январе 2010-го впервые за два года отмечен рост оборотов в торговле. В настоящее время нет никаких предпосылок к дальнейшему закрытию магазинов, продающих драгоценности, а спад производства уже остановлен.

     На сегодняшний день "массовый" ассортимент занимает более 90% российского рынка изделий из драгметаллов. Однако как минимум три крупных игрока пытались выйти в сегменты "люкс" или "верхний средний". В настоящее время ведущие отечественные производители предлагают продукцию среднего класса и очень дорогие аксессуары на заказ. Переход к серийному выпуску товаров категории люкс, где цены начинаются от $ 5-10 тыс. за изделие, для этих компаний осложнен тем фактом, что Россия еще не полностью избавилась от репутации страны подделок, которые встречаются и на ювелирном рынке. [7]

   Существует  еще  несколько причин, тормозящих развитие российского рынка ювелирных изделий:

   • В последнее время резко увеличилось  число импортных ювелирных изделий на прилавках. За последние 2 года существенно вырос объем официального импорта, а объем «серого», контрабандного импорта составляет порядка 40% от общего числа. Известно, что при выборе любого товара потребитель ориентируется по двум основным критериям - это качество товара и его цена. Известно, что в качественном отношении российские ювелирные изделия, как массового производства, так и эксклюзивные, не уступают продукции из Турции, Таиланда, Китая и других стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (а именно оттуда идет львиная доля как легальной, так и контрабандной продукции). Следовательно, остается ценовой критерий, по которому российские производители полностью проигрывают коллегам из названных регионов мира. Изделия иностранных производителей сегодня обходятся намного дешевле, поскольку за рубежом ниже налоги. Сегодня российский рынок защищен от импорта 20-процентной пошлиной. Кроме того, дизайн отечественных ювелирных изделий часто оставляет желать лучшего и не может конкурировать с западными аналогами.

   • Рост производства ювелирных изделий  отстает от роста импорта в 2-3 раза. Это существенно подрывает  ювелирное производство в России. Разрушительным для отечественной  ювелирной промышленности может  стать отмена квот на импорт в связи  со вступлением нашей страны в ВТО.

   • Усилия отечественных ювелиров по поднятию престижа своей продукции может  подорвать отмена обязательного  клеймения золотых ювелирных  изделий. По мнению ювелиров, необходимо "законодательно закрепить возможность  для производителей ставить на ювелирные изделия свои клейма", ведь многие россияне отдавали предпочтение отечественным ювелирным изделиям только по тому, что на них стояла проба. В глазах потребителей этот знак был гарантией подлинности изделия. Для ювелиров же клеймо представляло собой бренд. По мнению ювелиров-производителей, отказ от клеймения сделает отечественные изделия еще менее конкурентоспособными.  

   1.3. Факторы, формирующие  качество золотых цепочек

   1.3.1. Сырьевые компоненты 

   Согласно  Федеральному закону от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным (благородным) металлам, используемым в настоящее время для изготовления ювелирных изделий, относят золото, серебро, платину и пять металлов платиновой группы: палладий, иридий, родий, рутений, осмий. [1]

         Вместе с рутением, родием, палладием, осмием, иридием  и платиной золото входит в группу благородных металлов, получивших свое название из-за весьма стойкого «нежелания»  подвергаться химическим воздействиям и вступать в реакции. 
Золото интересно тем, что в его характеристиках весьма часто употребляется слово «очень», но редко «самый», так как до «самого» этому металлу практически всегда немного не хватает. Золото очень тяжелое, но платина все-таки тяжелее. Плотность золота 19,32 г/см куб. Это значит, что золотой шар диаметром всего лишь 46 мм будет иметь массу, равную 1 кг. Тяжесть золота – весьма благоприятное свойство для его добычи. Самые простые технологические процессы, такие, как, например, промывка на шлюзах, могут обеспечить весьма высокую степень извлечения золота из промываемой породы.

   Золото – достаточно мягкий метал. Мягкость всегда делала золото очень удобным для обработки материалом. Но в то же время, она никогда не доставляла радости владельцам золотых украшений, которые легко царапаются, теряют свой блеск и привлекательность. Поэтому при изготовлении ювелирных изделий в золото добавляют для крепости другие металлы, обычно медь или серебро.

   Золото  очень легко истирается, превращаясь  в тончайшую пыль. Благодаря этому  свойству оно рассеяно везде и, таким образом, широко распространено в природе.

   Золото  очень ковко и тягуче, что, конечно, является результатом его мягкости. Однако ковкость и тягучесть золота принято рассматривать отдельно, поскольку благодаря этим свойствам  оно обладает такими возможностями для его обработки, которые могут поразить даже весьма осведомленного человека. Золото можно расковать до такой малой толщины, что оно станет прозрачным и будет на просвет зеленого цвета. Толщина такого золотого листка составляет 1 мкм (0,001 мм). 1 грамм золота можно превратить в проволоку длинной более 300 метров, а одним килограммом золотой фольги можно покрыть поверхность площадью 530 квадратных метров.

   Золото - хороший проводник тепла и  электрического тока, опять-таки очень  хороший, но не самый. По этим качествам оно уступает четырем металлам, в частности серебру. Температура плавления золота 1063 градусов по Цельсию, оно обладает большой летучестью, которая возрастает при повышении температуры.

Информация о работе Исследование факторов, формирующих качество ювелирных изделий на примере золотых цепочек