Классификация условий и факторов, влияющих на качество.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Качество продукции формируется на этапах её проектирования и изготовления и поддерживается на этапе эксплуатации. На каждом этапе на качество влияют определенные факторы и условия.
Под фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов, конструктивных элементов или изделия в целом. Сюда относятся: предметы и орудия труда, оборудование, оснастка, инструмент, технология, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.

Работа содержит 1 файл

условия и факторы.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

№ 7. Классификация  условий и факторов, влияющих на качество.

  Качество продукции формируется на этапах её проектирования и изготовления и поддерживается на этапе эксплуатации. На каждом этапе на качество влияют определенные факторы и условия.

  Под фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов, конструктивных элементов или изделия в целом. Сюда относятся: предметы и орудия труда, оборудование, оснастка, инструмент, технология, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.

  Под условиями обеспечения качества продукции понимаются производственные обстоятельства, обстановка, среда, в которых действуют факторы обеспечения качества продукции.

По отношению к месту обеспечения качества продукции условия делятся на внутренние и внешние.

К внутренним условиям относятся:

характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

 уровень оснащённости и обслуживания  рабочих мест;

экологическое состояние производственных помещений;

интерьер и производственный дизайн;

состояние безопасности труда;

состояние внутриколлективных и межличностных  отношений;

морально - психологический климат в коллективе, характер разрешения конфликтных ситуаций;

характер материального и морального стимулирования за качество.

 К внешним условиям  относятся:

научно - техническое развитие страны;

экологическое состояние окружающей среды;

действующий хозяйственный механизм;

система управления качеством на предприятии;

экономическое стимулирование деятельности предприятия;

принципы ценообразования;

законодательная и правовая среда;

состояние социально - материальной среды  работающих.

  Условия обеспечения качества продукции в ряде случаев оказывают решающее воздействие на те силы, которые непосредственно изменяют свойства продукции. Они могут благоприятствовать полному проявлению возможностей факторов или в различной степени сдерживать их, тормозить проявление их возможностей (например, изменение приоритета премирования - за качественные или количественные показатели и др.).

  Обеспечение наиболее гармоничного сочетания факторов и условий - одна из важнейших и сложных задач обеспечения качества, управления качеством продукции.

  Рассмотрим основные факторы, определяющие качество продукции на разных этапах её жизненного цикла.

На этапе проектно-конструкторских  разработок основными факторами, обеспечивающими  качество изделий, являются:

глубокая предпроектная  проработка изделия с учетом отечественных  и зарубежных патентов;

технико-экономическое  обоснование конструкции и эксплуатационных характеристик изделия;

бездефектное проектирование;

широкое применение типовых  схем, максимальное использование унифицированных, стандартизованных деталей, узлов, агрегатов;

включение в изделие встроенных систем контроля, в том числе автоматического;

включение в конструкцию  изделия дублирующих жизненно важных для него систем;

проведение лабораторных испытаний в усложненных условиях;

проверка и уточнение  НТД по результатам отработки  опытной партии и данных эксплуатации.

 На этапе производства  продукции факторы, влияющие на  её качество, можно разделить  на: технические, организационные,  информационные, cоциальные, экономические.

К техническим факторам относятся:

качество предметов  труда: сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, документации и пр. Обеспечение качества здесь может быть достигнуто за счет повышения эффективности входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

качество средств  труда: оборудования, аппаратуры, технологического оснащения, инструмента, cредств измерений, средств автоматизации труда и пр. Основными путями реализации этого фактора являются техническое перевооружение и реконструкция производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, использование высокоточного оборудования;

качество технологических  процессов. Усиление действия этого фактора может быть обеспечено путем разработки пооперационных технологий, типизации технологических процессов, внедрения прогрессивных технологий, активного контроля качества в процессе производства.

К организационным  факторам относятся:

организация производства: специализация, производственная структура, организация оперативно - производственного  планиро-вания. Повышение качества продукции за счет этого фактора может быть достигнуто путем внедрения эффективных форм внутризаводской специализации: предметной, подетальной; организации поточного производства (конвейерных и поточных линий); разработки цикловых и оперативных графиков производства, обеспечивающих ритмичную работу предприятия и т.п.;

организация труда: рациональное разделение и кооперация труда, рациональная организация рабочих мест и их обслуживания, рациональный режим труда  и отдыха, распространение передовых  приемов и методов труда и пр.;

организация управления: рациональная структура управления, рационализация документооборота, рациональная технология взаимодействия подразделений, автоматизация управления производством.

Информационными факторами  являются:

регистрация данных о качестве, их идентификация, хранение;

автоматизация сбора  и обработки информации о качестве;

обеспечение оперативной  информацией о качестве руководителей  и специалистов, её использование  и пр.

  Особенно важным фактором является обеспечение оперативности информации о качестве изготавливаемой продукции. Оперативность информации является непременным условием своевременности принятия управленческих решений по обеспечению качества продукции. Требуемая оперативность информации обеспечивается созданием и функционированием автоматизированных систем управления качеством продукции на базе использования вычислительной техники.

Социальные факторы  включают:

профессиональную структуру  кадров;

повышение квалификации кадров;

аттестацию кадров;

мотивацию персонала;

социально-бытовое обслуживание работников и пр.

К экономическим факторам относятся:

финансирование работ  по обеспечению качества продукции;

материальная ответственность  работников за изготовление недоброкачественной  продукции;

материальное стимулирование персонала за создание и выпуск продукции высокого качества;

учет, анализ и регулирование затрат на обеспечение качества продукции  и пр.

На этапе эксплуатации основными  факторами, влияющими на поддержание  качества и надежности технических  устройств, являются:

использование устройств по прямому  назначению с соблюдением режимов, предусмотренных технической документацией;

улучшение обслуживания и проведение регламентных работ в предусмотренные  сроки;

повышение качества текущего, планово-предупредительного и капитального ремонтов.

  Решающее воздействие на качество продукции на всех трёх рассматриваемых этапах жизненного цикла технических устройств оказывают и такие факторы, как улучшение трудовой и технологической дисциплины, развитие личной инициативы и творческого отношения к труду каждого работника; постоянный рост профессионального уровня работников; применение эффективной системы морального и материального поощрения.

Рассмотренные факторы  позволяют сформулировать основные направления повышения качества технических устройств:

создание технологичных конструкций  устройств;

совершенствование технологических  процессов изготовления;

повышение уровня унификации изделий;

повышение технического уровня производства, комплексная механизация и автоматизация  производственных процессов (основных и вспомогательных);

ритмичная работа всех подразделений  предприятия;

разработка и применение прогрессивных  методов контроля и анализа качества продукции;

безусловное соблюдение технологической, производственной и  исполнительской дисциплины;

выполнение требований стандартов;

внедрение прогрессивной  организации труда и повышение  культуры производства;

развитие и стимулирование творческой активности работников, их заинтересованности в повышении  качества продукции.

 

№ 22. Семь основных инструментов контроля качества

 

 Контрольные листы (или сбор данных) – специальные бланки для сбора данных. Они облегчают процесс сбора, способствуют точности сбора данных и автоматически приводят к некоторым выводам, что очень удобно для быстрого анализа. Результаты легко преобразуются в гистограмму или диаграмму Парето. Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам. Форма контрольного листа может быть разной, в зависимости от его назначения (рис. 1).

 

Рис. 1 - Примеры контрольного листка

 

 Гистограмма – вид столбцовой диаграммы. Служит для обобщения цифровых данных. Может быть использована как средство графического отображения данных контрольного листа. Характер распределения полученных данных может обнаружить суть проблемы. Предназначена для коммуникации непосредственно с людьми, управляющими процессом. Гистограмма отображает зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма строится следующим образом (рис. 2):

  1. Определяем наибольшее значение показателя качества.
  2. Определяем наименьшее значение показателя качества.
  3. Определяем диапазон гистограммы как разницу между наибольшим и наименьшим значением.
  4. Определяем число интервалов гистограммы. Часто можно пользоваться приближенной формулой: (число интервалов) = Ц (число значений показателей качества) Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7.
  5. Определяем длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов).
  6. Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы.
  7. Подсчитываем число попаданий результатов в каждый интервал.
  8. Определяем частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число показателей качества)
  9. Строим столбчатую диаграмму.

 

Рис. 2 - Гистограмма потребления  топлива для 100 автомобилей

 

  Диаграмма Парето

 Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.

  Правило Парето - "универсальный" принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения - в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил "универсальное" применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

  Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето, на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат - в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

  На диаграмме отчетливо видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия должны быть направлены на решение проблем именно этих проблем (рис. 3).

 

Рис. 3 - Диаграмма Парето

 

   Метод стратификации

  В основном, стратификация -процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков

 Мы можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

 Стратификация - основа для других инструментов, таких как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными (рис. 4).

 На рисунке приведен пример анализа источника возникновения дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории - по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных донных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит в данном случае «поставщик 1».

Информация о работе Классификация условий и факторов, влияющих на качество.