Торгово — экономические отношения России и Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

К концу XX века российско-японские отношения достигли наиболее высокого уровня за всю их историю и продолжают активно развиваться. Развитие двусторонних отношений соответствовало национальным интересам как России, так и Японии. Так, улучшение отношений с Россией позволило Японии получить поддержку Москвы по вопросу о реформе ООН и расширения Совета Безопасности за счет включения в него Японии.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3


Глава 1. Политические отношения России и Японии..............................................4
1.1 Двустороние визиты.........................................................................................4
1.2 Участие в совместных саметах.......................................................................9

Глава 2. Торгово — экономические отношения России и Японии.......................14
2.1 Анализ внешней торговли.............................................................................14
2.2 Анализ сферы торговли услугами.................................................................19
2.3 Анализ инвистиционного сотрудничества...................................................22

Глава 3. Перспективы и проблемы развития двусторонних отношений России и Японии........................................................................................................................27

Заключение.................................................................................................................33

Список используемой литературы...........................................................................36

Работа содержит 1 файл

Торгово-экономические отношения РФ и Японии.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

По словам японских бизнесменов из Кэйданрэн визит Медведева на Кунашир никак не повлиял и не мог повлиять на проведение совместных совещаний с российскими бизнесменами. Более того, мероприятия были организованны не только частными, но и государственными структурами, такими как Министерство экономики, торговли и промышленности и Министерством иностранных дел Японии.

Японский бизнес очень положительно относится к изменениям в подходах российских партнёров. Это совершенно иные подходы, если сравнивать с прошедшим десятилетием. В свою очередь это позволяет надеяться на более активное развитие российско-японских экономических отношений.
Однако, несмотря на все вышеуказанные положительные тенденции, существует ещё много моментов, которые не устраивают японский бизнес. Прежде всего, японский бизнес недоволен непоследовательностью курса российского правительства. Взять хотя бы случай с экспортом леса из Приморья. Сначала российское правительство решает экспортировать в Японию пиломатериалы, а после того, как японцы вкладывают инвестиции, чтобы перестроится под импорт пиломатериалов, правительство возвращается к экспорту круглого леса. Во-вторых, это осложнения связанные с отсутствием чётко работающей структуры и бюрократическими проволочками. В-третьих, отсутствие большого и качественного рынка на Дальнем Востоке. Дело в том, что важнейшим показателем для японского бизнеса является наличие большого рынка. В свою очередь рынок определяется народонаселением. Россия – большой и привлекательный рынок, но очень односторонний. Большая часть российского рынка приходится на его европейскую часть. Что же касается районов Сибири и Дальнего Востока, то кроме того, что они небогаты населением, это население постоянно сокращается. Тем не менее, учитывая наличие относительно дешёвой рабочей силы, японские компании могли бы рассматривать Дальний Восток как производственную базу. Кроме того, на Дальнем Востоке много полезных ископаемых, включая углеводороды, в разработке которых заинтересован японский бизнес. В последнее время японские бизнесмены проявляют интерес к российскому сельскому хозяйству. Импорт российских сельскохозяйственных культур в Азию тоже может стать хорошей основой для сотрудничества. Таким образом, для того, чтобы Дальний Восток стал привлекательным для японского бизнеса Россия, прежде всего, должна задуматься о мерах по увеличению населения дальневосточного региона.
Кроме величины рынка, есть проблема качества рынка. Российская экономика совершила переход к рыночной экономике, однако качество рыночной экономики в России оставляет желать лучшего. В последнее время Россия всё чаще и уверенней заявляет о себе как о Тихоокеанской державе, развивая дальневосточный вектор своей политики. Однако российский рынок остаётся по-прежнему нестабильным и опасным для японских бизнесменов. А японские компании уже не настолько сильные, чтобы не боятся рисков, как это было некоторое время назад. Большие предприятия, которые работают в России под защитой центрального правительства, чувствуют себя в относительной безопасности. Что же касается среднего и малого бизнеса, то ему постоянно приходится сталкиваться с проблемами рейдерства и заказного банкротства. В этом отношении, китайский рынок выглядит гораздо привлекательнее и безопаснее для японского бизнеса, чем российский.

Таким образом, помимо отсутствия мирного договора, среди основных препятствий на пути экономического сотрудничества между Россией и Японией можно назвать такие проблемы, как величина и качество российского рынка, бюрократические проволочки, отсутствие стабильности и гарантий для японских компаний со стороны правительства России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Упоминание территориальной проблемы японского правительства, в той или иной мере касающихся отношений с Россией, означает, что для правительства демократов отсутствие мирного договора с Россией и нерешенность территориального вопроса стало не менее важным фактором их политики, чем для их предшественников – либерал-демократов. Запущенная в 1980 г.г. пропагандистская кампания «за возвращение северных территорий» способствовала консолидации японской политической элиты вокруг идеи решения территориального спора с Россией применительно сразу ко всем спорным территориям, независимо от того, идет ли речь о немедленном возвращении островов, или о признании, на первом этапе, Россией прав Японии на все четыре острова с физической передачей этих территорий в будущем. Второй вариант, видимо, будет рассматриваться Японией как максимальная уступка, на которую она сможет пойти. Все прочие варианты, вроде заключения мирного договора после передачи Японии двух меньших островов после подписания мирного договора, как предусматривает Совместная декларация 1956 г., или передачи Японии территорий, равных 50% общей площади всех четырех спорных островов, или откладывания решения проблемы до создания благоприятных условий в результате совместной хозяйственной деятельности русских и японцев на Южных Курилах, будут, скорее всего, рассматриваться правительством Японии как неприемлемые. Причина такого положения заключается в том, что любой японский премьер вынужден считаться с мнением влиятельных сил Японии, выступающих против каких-либо компромиссов с Россией по территориальному вопросу.

Это означает, что в обозримой перспективе территориальная проблема решена не будет. Самое неприятное в этой ситуации может заключаться в росте недовольства таким положением в среде японских националистов. Однако это не станет большой проблемой для российско-японских отношений, если правительство демократов добьется успехов в реализации предвыборных обещаний Демпартии, укреплении японской экономики и развитии взаимовыгодного сотрудничества России и Японии в различных областях, и, в первую очередь, в экономике.

Нерешенность территориальной проблемы хотя и являлась, наряду с другими факторами, причиной торможения развития российско-японских торгово-экономических отношений, по мере укрепления российской экономики, совершенствования правовой базы, касающейся деятельности в России иностранных и совместных предприятий, японский бизнес стал проявлять все больший интерес к работе в России. Причем если на первых порах японских инвесторов интересовали, как правило, лишь проекты, связанные с разработкой и поставкой в Японию российского сырья и энергоресурсов, то сейчас мы имеем немало примеров открытия в России сборочных производств, выпускающих высокотехнологичную продукцию, включая автомобили.

При этом до сих пор российская сторона не решила ряда вопросов, от которых зависит успешность и комфортность работы японского бизнеса в России, например, связанных с предоставлением японскому бизнесу правительственных гарантий. Однако, несмотря на существование подобных проблем, взаимовыгодное экономическое сотрудничество развивается и расширяется. Даже в условиях мирового финансового кризиса, который затронул Россию и Японию в значительно большей степени, чем другие страны, например Бразилию или Китай, наблюдался рост японских инвестиций в Россию. Что характерно, в последние год-два двустороннее сотрудничество начинает распространяться на сферы науки и высоких технологий: атомная энергетика, космос, экологически чистые производства.

Интерес японской стороны к сотрудничеству с Россией в таких областях, как развитие Восточной Сибири и российского Дальнего Востока, вызван, не в последнюю очередь, «китайским фактором». В последние годы японские предприниматели сталкиваются в Китае все с большими проблемами, в том числе с конкуренцией со стороны китайских компаний,  успешно использующих японский опыт и технологии. В связи с этим японские предприниматели все более внимательно приглядываются к России как альтернативе Китаю как месту размещения японских производств.

Кроме того, в Японии вообще с обеспокоенностью следят за ростом не только экономики, но и военной мощи КНР, увеличивающейся благодаря российским оружейным поставкам и копированию, иногда успешному, российских образцов техники. Российский оружейный экспорт в КНР все еще остается важнейшим фактором сохранения на плаву российского оборонного комплекса, поэтому звучащие из Японии на неофициальном уровне призывы к Москве притормозить процесс вооружения КНР особого отклика в России не находят. По этой и ряду других объективных причин сдержать рост могущества Китая не представляется возможным. В этих условиях для Японии вырастает ценность сильной России как баланса, способного уравновесить мощь Китая. Этим, в частности, и вызвана заинтересованность Японии посодействовать России в развитии ее восточных районов, и готовность правительства Японии к партнерству с Россией в АТР, где тоже растет влияние Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Концепция внешней политики Российской Федерации. 2010 г.

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве от 4 сентября 2000 года.

3. Российско-японский план действий, Москва, 10 января 2009 г.

4. Ремарки премьер-министра Ю.Хатоямы на Балийском Демократическом Форуме 10 декабря 2009 г.

5. Заявление премьер-министра Ю.Хатоямы на саммите Совета Безопасности ООН по ядерному нераспространению и ядерному разоружению, 24 сентября 2009 г.).29. ШКШ

6. Шеварднадзе Э.А. Когда рухнул железный занавес. Встречи и воспоминания, М.: Издательство «Европа», 2009, 428 с.1.I. Литература1. На русском языке

7. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. М., Научная книга. 2010.

8. Бажанов Е.П. Бажанова Н.Е., Куда идёт человечество? О тенденциях международных отношений в XXI веке. Москва. Восток-Запад. 2009 г.

9. В поисках новых путей развития Евразии. Москва, МГИМО-Университет. 2008.

10. Кожевников В,В. Российско-япопские отношения на современном этапе. — Владивосток, 2010.

11. Михеев В.В. Китай Япония. Стратегическое соперничество и партнерство в глобализующемся мире. М. 2009.

12. Панов А.Н. Россия и Япония. Становление и развитие отношений в конце XX и начале XXI веков (достижения, проблемы, перспективы). М.: Известия. 2009.

13. Российская газета» «Россия в глобальной политике» «Япония сегодня» Ежегодник «Япония»

 



Информация о работе Торгово — экономические отношения России и Японии