Устройство, планировка и оборудование магазина «Золотой колос»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 04:26, курсовая работа

Описание работы

Исходя из изложенного целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов
-проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.
Объектом исследования является магазин «Колос».

Содержание

Введение

1. Требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов.
1.1. Общие требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов.
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь
1.3.Торговое оборудование торгового зала и складского помещения магазина
1.4.Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования
2. Устройство, планировка и оборудование магазина «Золотой колос»
2.1. Торгово-организационная характеристика магазина «Золотой колос»
2.2.Устройство, планировка и оборудование магазина " Золотой колос"
2.3.Пути совершенствования устройства и планировки помещений магазина «Золотой колос»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая по планировке.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

 

, (1.2)

 

 

 

 

где Кэксп. - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

      Sэксп. - площадь выкладки товаров, м2;

                Sт.з. - площадь торгового зала,м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75%.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока (таблица 1.1).

 

 

Таблица 1.1. Рекомендуемая ширина проходов между оборудованием в торговом зале

Проходы между оборудованием в торговом зале

Ширина, м

1. Проход для покупателей в торговый зал

 

1.7; 1.5

 

2. Между параллельно расположенными островными горками

 

1.4; 1.2

 

3. Между островными горками и пристенными и охлаждаемым оборудованием

 

2.0; 1.5

 

4. Между прилавками и оборудованием за прилавком

0.9

 

 

 

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют следующую формулу:

 

 

, (1.3)

        

 

где К - количество рабочих мест контролеров-кассиров;

       П - площадь торгового зала, м2;

       Т - средние затраты времени покупателя на обслуживание (примерно 10 мин.),

       n - площадь торгового зала, приходящаяся на одного      покупателя, м2;

       2 - коэффициент неравномерности движения потока покупателей.

Все выше перечисленные показатели в комплексе позволяют дать характеристику эффективности использования торговых площадей магазина и учитываются при принятии решения об улучшении планировочных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Устройство, планировка и оборудование магазина «Золотой колос»

 

2.1. Торгово-организационная характеристика магазина «Золотой колос»

 

Магазин «Золотой колос» расположен по адресу: 225710 г. Пинск, ул. Ленина 16. Он работает с 7.00 и до 20.00 без перерыва на обед, выходной - суббота, воскресенье.

Один раз в месяц магазин закрывается для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования.

Покупатели извещаются о закрытии магазина специальным объявлением за 5 дней до закрытия в случае проведения санитарного дня.

Торговый зал магазина отвечает техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленных для магазина соответствующего типа. Оборудование и инвентарь находятся в образцовом санитарном и техническом состоянии.

Магазин «Золотой колос» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь и Уставом предприятия. Предприятие имеет статус юридического лица, а также печати и штампы, фирменные бланки, расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Целью создания магазина «Золотой колос» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Основным предметом деятельности предприятия является:

— осуществление розничной торговли продовольственными товарами;

— организация посреднической и коммерческой деятельности;

— участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.

В магазине «Золотой колос» ведется продажа товаров через прилавок, а также и самообслуживание.

2.2.Устройство, планировка и оборудование магазина " Золотой колос"

 

Разработка концепции магазина «Золотой колос» представляет собой построение наиболее рациональной организации всех процессов торгового предприятия, направленное на максимально эффективное обслуживание покупателей. И одной из важных составляющих концепции магазина является технологическая планировка, то есть совокупность всех помещений торгового предприятия в определенной взаимосвязи в соответствии со стадиями торгово-технологического процесса. Планировка является непременным условием создания или реконструкции магазина «Золотой колос».

Планировка торгового помещения магазина «Золотой колос», а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям:

-торговое помещение непосредственно связано с помещением для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

-торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

-торговый зал связан с помещением для приемки товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

-помещение для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположено непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

-административно-бытовые помещение связано с торговым помещением, а также с помещением для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Размещение помещения и его планировка направлено на обеспечение максимальных удобств для покупателей при покупке ими товаров. Планировка помещения магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещения подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.

Основным торговым помещением магазина «Золотой колос» является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.

При этом устройство и планировка торгового зала магазина «Золотой колос» отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются:

      свободное движение покупательского потока;

      обеспечение кратчайших путей движения товаров из зоны хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;

      создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Часть площади торгового зала магазина «Золотой колос» отводится под зоны для проходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест продавцов. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.

Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары и упаковочных материалов. Административно-бытовые помещения связаны с торговым помещением, а также с помещением для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Как известно, мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Наиболее распространенным торговым оборудованием в магазине «Золотой колос» являются универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что позволяет широко применять разнообразные группы товаров. Она обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и удобства отборки их покупателями.

Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина, она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина. В цветовой отделке максимально использовались декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.). Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Окрашена мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина, и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.

Универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов в магазине «Золотой колос» можно легко демонтировать и устанавливать в других местах торгового зала.

При монтаже пристенных и островных горок в линию не возникает зрительного впечатления провисания полок.

Также в магазине используются поддоны и стенды. На которые непосредственно и размещается продаваемый товар.

В процессе хранения продовольственных товаров в магазине «Золотой колос» созданы благоприятные условия хранения для отдельных групп товаров:

      хлеб и хлебобулочные изделия хранят в чистых, сухих и хорошо вентилируемых помещениях. Хранят на лотках, установленных стеллажах или таре-оборудовании.

      кондитерские изделия хранят в чистых, сухих, не имеющих посторонних запахов и хорошо вентилируемых и затемненных помещениях.

      бакалейные товары хранят чистых, сухих и хорошо вентилируемых помещениях. Соль хранят отдельно от других товаров. Мешки на пол не кладут, только на подтоварники и поддоны.

      молоко и молочные продукты хранят в охлажденных камерах изолировано от других продуктов, имеющих специфические запахи.

      мясо и мясные продукты хранят в холодильных камерах, шкафах. Охлажденное мясо, колбасы, сосиски и сардельки хранят в подвешенном виде на луженых крюках, на некотором расстоянии друг от друга, мороженое мясо, птицу – в ящиках, консервы – штабелями на подтоварниках.

      плодовоовощные товары хранят в затаренном виде  в специальных хорошо вентилируемых помещениях без естественного освещения. Плоды размещают отдельно от картофеля  и овощей. Ящики, лотки и корзины устанавливают на подтоварники штабелями 1,5-2 м.

Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина «Золотой колос» во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием.

Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазина «Золотой колос»