Машиностроение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

Окружающий нас мир – это мир машин. Машиностроение не просто обеспечивает все отрасли своей продукцией, от него в решающей степени зависит и общий уровень развития страны: насколько эффективным и качественным оборудованием обеспечены все сферы хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Машиностроение.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

       Окружающий  нас мир – это мир машин. Машиностроение не просто обеспечивает все отрасли своей продукцией, от него в решающей степени зависит  и общий уровень развития страны: насколько эффективным и качественным оборудованием обеспечены все сферы  хозяйства.

       А значение машин в военном деле! Еще в 1930-е гг. было ясно, что будущая война станет «войной моторов. Сконструированные отечественными конструкторами, сделанные на наших заводах танки, самолеты, знаменитые реактивные минометы – «Катюша» и многие другие виды военной техники превосходили по качеству немецкую и помогли нашей армии выиграть Великую Отечественную войну.

       Но, конечно, не только военной техникой известно российское машиностроение. Первая в мире атомная электростанция, первый атомный ледокол, первый искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль, первый «луноход» - передвигающийся по поверхности Луны исследовательский аппарат, управляемый с Земли, и многие другие изделия подтверждают, что российская промышленность может выпускать машины самого высокого качества.

       К сожалению, это не относится к  большинству потребительских товаров. Легковые автомобили, телевизоры, телефоны, бытовая электротехника (стиральные машины, холодильники, электроутюги, пылесосы и т.д.), персональные компьютеры и другие товары, производившиеся ранее при отсутствии какой-либо конкуренции, когда забота о качестве необязательна, в целом не соответствуют уровню лучших мировых образцов.

       Машиностроение  относится к отраслям «свободного  размещения», поскольку заводы не привязаны жестко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам. Машиностроительные заводы обычно размещаются в тех городах, где есть квалифицированные кадры рабочих и инженеров и где налажены достаточно удобные связи с другими городами и предприятиями-смяжниками – поставщиками деталей, а также с потребителями продукции.

       Кроме того, как правило, металлоекомые  машиностроение тяготеет к металлургическим базам (например, производство машин  для металлургии и добывающей промышленности сконцентрировано на Урале, в Кузбассе); а точное наукоемкое (раньше его называли «квалифицированное») машиностроение обычно тяготеет к крупным городам с их научным и конструкторским потенциалом и с учебным заведениями высокого уровня.

       В машиностроении выделяются заводы разного  типа. Одни из конструкционных материалов (чугуна, стали, сплавов, металлокерамики, пластмасс, стеклопластиков, резины и др.) делают детали и узлы, другие производят готовую продукцию – машины и оборудование. С этим связана главная особенность отрасли – наличие широких производственных связей у большинства машиностроительных заводов. Чтобы сделать любую машину, нужно много разных деталей. Например, автомобильные заводы имеют сотни преприятий-смежников, поставляющих им детали и узлы для автомобиля. Производственные связи между предприятиями, совместно изготавливающими определенную продукцию, называются промышленным кооперированием.

       Перечень  изделий, выпускаемых машиностроительными  предприятиями огромен – это  десятки тысяч наименований. Поэтому  машиностроительные заводы специализируются на выпуске отдельных деталей, узлов (подетальная специализация) и готовых изделий (предметная специализация). Именно в машиностроении специализации и кооперирование развиты более всего.

       В России изначально создавались очень  крупные машиностроительные заводы, с которыми тесно связана история развития хозяйства страны. Эти заводы были и продолжают оставаться нашей национальной гордостью.

       В середине XIX в. Недалеко от слияния двух главных судоходных рек Центральной России – Волги и Оки – была основана Нижегородская машинная фабрика (современный завод «Красное Сормово»), начавшая выпуск пароходов, а затем – паровозов, вагонов, металлоконструкций для мостов, дизельных двигателей, артиллерийских орудий и снарядов и многое другого. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал легендарные танки Т-34 (лучших танк времен Второй мировой войны), а в послевоенные годы – суда на подводных крыльях и на воздушной подушке и даже атомные подводные лодки.

       Другой  знаменитый завод – Путиловский (ныне Кировский) в Санкт – Петербурге. В 1868г. русский инженер и предприниматель Николай Иванович Путилов купил казенный чугунолитейный завод и организовал на нем производство рельсов, а затем выпуск паровозов, вагонов, судов и артиллерийских орудий.

       В советский период завод осваивал производство новых сложенных изделий (турбин, кранов, тракторов, танков и т.д.), многие из которых затем начинали выпускать и другие заводы. В этом проявилась очень важная роль подобных заводов – «флагманов» всей отечественной промышленности: они первыми в стране осваивают выпуск новой продукции, приспосабливают ее для российских условий, а затем передают для массового производства на другие заводы. А ведь процесс распространения нововведений (инноваций) – главное, чем определяется развитие хозяйства любой страны.

          На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов.

       Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных вид од продукции.

       В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

       К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и  используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

       Долгое  время машиностроение развивалось  темпами, опережавшими развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс и, в первую очередь, станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислительной техники.

       Достижения  машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.

       Так, был начат серийный выпуск новых  гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производства, переднеприводного микролитражного легкового автомобиля. Среди созданных образцов новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень.

       Однако  несмотря на положительные тенденции  в развитии машиностроения, его научно-техническая  и производственная база не соответствует  требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, эксплуатирующегося десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет 6- 8 лет, а в европейских государствах - 10-12 лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства республики и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса.

       Распад  СССР как единого государства  и образование независимых государств способствовали углублению спада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придало большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам конечной и комплектующей продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущие машиностроительному комплексу Советского Союза, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как самого машиностроения, так и всего народного хозяйства. Особое место в этих связях занимает Украина.

       С 1991г. нарастала тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения.

       Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем.

       Конец 1980-х и особенно начало 1990-х годов сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу в обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой.

       Структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у предприятий оборотных средств.

       В настоящее время практически  все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Но на большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. В результате экономический эффект от разгосударствления предприятий пока еще не получен.

       Машиностроение  занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.

       За  последние десятилетия в структуре  машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал выделению таких  самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др.

       В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно  воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства.

       Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении, одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.

       Развитие  специализации является важным условием интенсификации производства машиностроения. Специализация производства дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, кузнечно-прессовый и автосборочный, оснащенных оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.

       Производственно-технический  потенциал отрасли характеризуется  тремя основными показателями. К  ним относят объем выпускаемой  товарной продукции (измеряемый в рублях или натуральных показателях), размеры основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численность промышленно-производственного персонала.

       .В  зависимости от особенностей  взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

       Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой  трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале ("Уралмаш" в Екатеринбурге), Сибири ("Сибтяжмаш" в Красноярске).

       Размещение  отраслей тяжелого машиностроения обусловлено  тем, что для предприятий тяжелого машиностроения характерны производства, связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Информация о работе Машиностроение