Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:22, реферат

Описание работы

Одним из первых рыночных законов, принятых в Российской Федерации, стал Закон «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ «О защите прав потребителей» стал основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. На момент принятия Закона «О защите прав потребителей» в России во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы уже действовали. Важность принятия этого закона как для потребителя, так и для предпринимателя трудно переоценить.

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………3
2. СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» …………………………………………………………….3
3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ……………………………… ………….6
3.1 Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)……………………6
3.2 Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)………………….8
3.3 Право потребителя на получение информации………………………………...10
4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ТОВАРОВ………12
4.1 Права потребителя при продаже ему товара с недостатками…………………12
4.2 Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара………….15
4.3 Обстоятельства, освобождающие продавца (изготовителя) от обязанности удовлетворить требования потребителя……………………………………………...15
4.4 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества…………………..16
5. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)…… ……………………………………………………………………………17
5.1 Права потребителей при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)……………………………………………………………………....19
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

Защита прав потребителей.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

       2. Сведения о товаре (работе, услуге)

    В обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) входит своевременное предоставление потребителю необходимой и достоверной  информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного  выбора.

    В Законе установлено, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов Федерации или родных языках народов России.

    Информация  о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

    обозначения стандартов, обязательным требованиям  которых должны соответствовать  товары (работы, услуги);

    сведения  об основных потребительских свойствах  товаров (работ, услуг), а в отношении  продуктов питания — сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;

    цену  и условия приобретения товаров (работ, услуг);

    гарантийный срок, если он установлен;

    правила и условия эффективного и безопасного  использования товаров (работ, услуг);

    срок  службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с  настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

    информацию  об обязательном подтверждении соответствия отдельных категорий товаров (работ, услуг);

    информацию  о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

    указание  на конкретное лицо, которое будет  выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет  значение, исходя из характера работы (услуги);

    на  использование фонограмм при  оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

    Если  приобретаемый потребителем товар  был в употреблении или в нем  устранялся недостаток (недостатки), потребителю  должна быть предоставлена информация об этом.

    Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

    Так, если продавец (исполнитель), не предоставил  покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), то потребитель может потребовать:

    безвозмездного  устранения недостатков товара или  возмещения расходов на их исправление  потребителем или третьим лицом;

    соразмерного  уменьшения покупной цены;

    замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

    замены  на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

    расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель  должен возвратить товар с недостатками.

    При этом потребитель вправе потребовать  также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи  товара ненадлежащего качества.

    В том случае, если вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной  информации о товаре (работе, услуге) был нанесен вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, последний вправе потребовать возмещения такого вреда в полном объеме вне зависимости от того состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.  

5. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ТОВАРОВ

5.1 Права потребителя при продаже ему товара с недостатками

    Недостаток — это «несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара». Несоответствие товара стандарту может быть установлено независимой товарной экспертизой. Несоответствие товара условиям договора также можно установить с помощью экспертов, а если несоответствие очевидно, в проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут возникнуть только в части установления условий заключенного договора. Ситуация, когда условия договора купли-продажи оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель не лишен возможности доказывать с помощью свидетельских показаний, какие именно условия договора были установлены при его заключении, на это прямо указывает ст. 493 ГК РФ.

    Под существенным недостатком товара (работы, услуги) Закон понимает такой недостаток, который:

    делает  невозможным или недопустимым использование  товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;

    не  может быть устранен;

    проявляется вновь после устранения;

    требует больших затрат для устранения;

    в значительной степени лишает потребителя  того, на что он вправе был рассчитывать при заключении договора.

    Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар — имеющим существенный недостаток.

    Невозможность или недопустимость использования  товара, в соответствии с его целевым  назначением устанавливается товарной экспертизой, хотя в отдельных ситуациях проведение экспертизы не требуется.

    Факт  невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием.

    Для подтверждения факта проявления недостатка вновь после его устранения достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а также подтверждения возникновения недостатка вновь.

    Если  приобретенный потребителем товар  в значительной степени не соответствует  стандарту, либо условиям договора, либо предоставленной о нем информации, то этот товар имеет существенный недостаток.

    Потребитель, которому продан товар ненадлежащего  качества, если это не было оговорено  продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

    безвозмездного  устранения недостатков товара;

    Это требование потребитель вправе предъявить продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании  договора.

    возмещения  расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

    Данное  требование может быть оправдано в случаях, когда потребитель вынужден либо сам в срочном порядке устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу.

    соразмерного  уменьшения покупной цены;

    Это требование потребитель вправе предъявить продавцу или организации, выполняющей  его функции на основании договора. Изготовителю предъявить такое требование потребитель не может.

    замены  на товар аналогичной модели (марки, артикула);

    Потребитель вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный. Это не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на точно такой же. Товар, предоставляемый для замены, может быть другого цвета и даже другой марки или модели. Самое главное, товар должен иметь те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены. Если это — бытовая техника, то она должна быть того же класса, поколения; если это пальто, то оно должно быть такого же размера, что и пальто, приобретенное потребителем; пальто должно быть изготовлено из подобного материала.

    Законодатель  подразумевает, что цены заменяемого товара, и товара, на который производится замена, одинаковы, и никакого перерасчета не производится.

    замены  на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

    Это требование предполагает замену товара на аналогичный, но другой модели, марки, артикула. Потребительские свойства этих товаров могут быть различны, также могут различаться и их цены. Поэтому при такой замене производится соответствующий перерасчет стоимости товаров.

    расторжения договора купли-продажи.

    При расторжении договора купли-продажи  потребитель обязан возвратить товар  с недостатками и вправе требовать  возмещения убытков. Требование о возврате товара потребитель вправе предъявить как продавцу (организации, выполняющей  его функции на основании договора), так и изготовителю (организации, выполняющей его функции на основании договора). Но если потребитель обращается к продавцу (организации, выполняющей его функции), то он вправе при расторжении договора требовать возмещения всех возникших в связи с покупкой товара убытков, а если требование предъявляется изготовителю (организации, выполняющей его функции), потребитель вправе настаивать только на возврате стоимости товара.

    Так, в случае расторжения договора купли-продажи  крупногабаритного товара, потребитель вправе, наряду с другими убытками, требовать от продавца возмещения транспортных расходов. При возврате товара изготовителю последний не обязан возмещать расходы за доставку товара.

    В отношении технически сложных товаров  потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещения расходов на устранение недостатков, а также о соразмерном уменьшении покупной цены.

    Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Поскольку на сегодняшний день этого перечня не существует, потребитель вправе считать, что к купленному им технически сложному товару это исключение не относится и он вправе предъявлять любое из требований при обнаружении в товаре любого недостатка.

    В отношении товаров, закупленных  продавцом по договору комиссии для  последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков  и о замене товара на товар аналогичной  марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца.

    Настаивать  на удовлетворении этих требований потребитель  не вправе; он может предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой  же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи.

    По  товарам, на которые установлены  сроки годности, потребитель вправе предъявлять по своему выбору два  требования: о замене товара или  о возврате уплаченной за него суммы.

    Эти требования потребитель вправе предъявить только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности. Например, купленные консервы, срок хранения которых шесть месяцев, хранились в течение трех месяцев. Открыв их, потребитель обнаружил, что консервы испортились. Так как срок годности еще не прошел, потребитель может предъявить претензии.

    В соответствии со ст. 23 Закона за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков  товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1% цены товара.

    Цена  товара определяется, исходя из его  цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Информация о работе Защита прав потребителей