Бессознательное и сознательное в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

Главной задачей и целью настоящей контрольной работы является формирование у студентов научного мировоззрения в процессе раскрытия курса «Концепции современного естествознания». Авторы учебников и методических указаний стремились показать современную картину мироустройства в свете последних достижений науки, ее нынешней методологии и основных принципов познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

§1 Сущность психики человека…………………………………………..4

§2. Основные учения З. Фрейда и его последователей…………………6

§3 Единство человека как индивида и как личности……………………9

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованной литературы……………………………………..13

Работа содержит 1 файл

ксе1 (2).docx

— 45.53 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

Кафедра «Философия и социологии» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

По  дисциплине «Концепции современного естествознания»

НА  ТЕМУ: «Бессознательное и сознательное в человеке» 

Вариант 29 
 

Студент: Ревенко  В.В.

                                                              Курс 1 №гр.: 1БЭМ

Личное дело №10МЛБ01709

Преподаватель: Глуховцев В.О. 
 

Москва 2008

Содержание 

Введение…………………………………………………………………....3

§1 Сущность психики человека…………………………………………..4

§2. Основные учения З. Фрейда и его последователей…………………6

§3 Единство человека как индивида и как личности……………………9

Заключение………………………………………………………………..12

Список  использованной литературы……………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Главной задачей и целью настоящей контрольной работы является формирование у студентов научного мировоззрения в процессе раскрытия курса «Концепции современного естествознания». Авторы учебников и методических указаний стремились показать современную картину мироустройства в свете последних достижений науки, ее нынешней методологии и основных принципов познания.

Научное познание представляет собой процесс  движения от незнания к более полному  знанию предмета, к раскрытию всеобщих связей явлений природы, принципов  их взаимодействия и развития и т.п. Этот процесс всегда имеет свое начало, но пока существует человечество, он не будет иметь завершения. В общем  процессе познания каждая из наук дает представление о какой-то одной  из сторон какого-либо явления природы, и только на базе достижений всех наук складывается относительно объективный  и системный взгляд на окружающую человека действительность.

Так, физика выявляет взаимосвязи между телами во всех трех мирах: микро-, макро и  мегамире. Познание человеком законов взаимодействий микромира дало возможность использовать заключенные в нем огромные силы природы на благо человека. Однако односторонний, только «технократический» подход в использовании этих законов, игнорирующий представления гуманитарной культуры, как показывает человеческая практическая история, с неизбежностью ведет к негативным последствиям. 
 
 
 

§1 Сущность психики человека

На протяжении длительного времени в науке  и философии доминировал принцип  антропологического рационализма: человек, мотивы его поведения и само бытие  рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел  яркое воплощение в знаменитом высказывании французского ученого и философа Р. Декарта: «Cogito, ergosum» («Мыслю, следовательно, существую»). Человек в данном случае выступал лишь как «человек разумный». Но начиная с Нового времени в учении о человеке все большее место занимает проблема бессознательного. Такие мыслители, как Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше, начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком, с разных сторон.

Однако  определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

Согласно  его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и мощный пласт — «Оно» (id) — находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-я» (SuperEgo) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.

По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено  постоянно терзаться и разрываться  между, образно говоря, Сциллой и  Харибдой — неосознанными влечениями и побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». В итоге оказывается, что собственное «Я» — сознание человека — не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэтому сам человек — прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования, по Фрейду, «усиливается тем, что среди бессознательных  влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая  находит свое предельное выражение  в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир  человека оказался, следовательно, еще  и ареной борьбы между двумя этими  влечениями. В конце концов Эрос и Танатос1рассматриваются Фрейдом как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек получился сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и социально обусловленными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами. 
 
 
 

§2. Основные учения З. Фрейда и его последователей

По мысли  Фрейда, началом и основой психической  жизни человека являются различные  инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Недооценивая  сознание и социальное окружение  в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического  закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал  на том.что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

Согласно  учению Фрейда, главенствующая роль в  организации человеческого поведения  принадлежит инстинктам. Умозрительная  теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как  своеобразного биологического и  психического неделимого стереотипа поведения  человека.

Неправомерно  распространяя частные выводы своей  клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика  от здорового человека не имеет принципиального  значения), он возвел эти выводы в  догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд  выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы  полового инстинкта и причины  исключительного влияния его  на формирование и функционирование личности.

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая  сексуальную окраску (либидо), которая  иногда трактовалась им как энергия  сексуального влечения или половой  голод.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Таким образом, как полагал Фрейд, в  психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и  неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.

Некоторые из первых учеников Фрейда, прежде всего  Карл Юнг (1875–1961) и Альфред Адлер (1870–1937), использовали психоанализ  как отправную точку для развития собственных психологических концепций. Юнг во многом иначе, чем Фрейд, трактовал  природу влечений. Кроме личных конфликтов индивида, имеют значение культурно  обусловленные и бессознательно передающиеся символические представления  основных «тем» человеческого существования. Согласно его концепции, в центре индивидуального опыта присутствуют постоянно появляющиеся мифологические темы, общие для всего человечества. В основе всех борющихся тенденций  в жизни личности лежат архетипические (первичные) образы, конфликтующие между  собой. Идея Юнга о передаче бессознательных фантазий через коллективное бессознательное, казалась Фрейду и его последователям чисто теоретической и даже мистической.

Альфред Адлер считал, что фрейдовский психоанализ недооценивает роль социальных факторов, подчеркивая первичность сексуальных влечений. Причины индивидуальных конфликтов он связывал с более поверхностно лежащими факторами, особенно с чувством неполноценности и ощущением неопределенности своего социального статуса, физических способностей или сексуальных возможностей. Многие из представлений Адлера внесли вклад в дальнейшее развитие концепций самооценки и особенно в анализ ее нарушений при т.н. нарциссических личностных расстройствах.

Отто  Ранк (1884–1939) был поражен открытиями, которые были сделаны в ходе исследования отрицательных последствий разлуки ребенка с матерью. Он развил гипотезу Фрейда о травме рождения как прототипе тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором в отношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как терапия воли. 
 
 
 
 
 
 
 

§3 Единство человека как  индивида и как  личности

Как уже  было сказано, человек имеет двойственную природу. Он является существом биосоциальным, носителем как биологических, так  и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и  в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношенияиндивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны  биологической природы человек  выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — как личность.

Это различие в понимании человека как индивида и личности хорошо понял русский  философ Н.А. Бердяев. «Личность следует  отличать от индивида, — писал он. — Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая»2. На наш взгляд, все же при объяснении личности речь должна идти не только и не столько о религиозности или нерелигиозности, сколько о культуре и духовности человека вообще.

Человек рассматривается как индивид  в качестве единичного представителя  человеческого рода. Определение  этого понятия не нуждается в  каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируется каких-либо особенных или единичных социальных качеств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным. Зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид.

Следует сказать, что личность — это и  есть социальная индивидуальность. Здесь  человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических  социальных качеств, но и со стороны  индивидуальных социальных свойств. В  конце концов то, что делает человека личностью, — это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность. В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики человека. И это, видимо, правильно. Но следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Информация о работе Бессознательное и сознательное в человеке