Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:57, реферат

Описание работы

Человек — прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и эмоции

его пронизаны сознанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь

другому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной

жизнью, человек не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не

обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но

сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских

навыков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмоциональным

порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой»

сознательной жизни.

Содержание

Введение

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО.

1.Человек как биопсихосоциальное существо

1.Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

3.Человек как личность

4.Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие


Раздел 2.ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

Конкретно-историческое понимание личности


Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Природа человека. Диалектика сущности и существования

2. О смысле жизни


Раздел 4. Будущее человечества в тени глобальных

проблем настоящего

1. Угроза термоядерного пожара.

2. Близость экологической катастрофы.

3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.


Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - по КСЕ (2).doc

— 153.50 Кб (Скачать)

1400 кубических  сантиметров. По некоторым данным, произошло даже уменьшение

объема мозга  с 1450 кубических сантиметров у неандертальцев (проживавших 100

тысяч лет назад) до 1350 кубических сантиметров у современного человека, что

было связано с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его

отделах.

По мнению физиологов, лишь 1/10 возможностей мозга используется человеком,

хотя поток воспринимаемой им ныне информации и уровень решения задач по ее

переработке значительно  превосходят соответствующие параметры  недавнего

прошлого. Все это  дает основание сделать вывод, что  дальнейшая эволюция

мозга будет идти не за счет увеличения количества нервных клеток и веса

мозга, а за счет скрытых резервов: например, путем  усложнения связей между

клетками, более  целесообразного их использования и, как полагают ученые,

прежде всего  за счет тех отделов мозга, которые  ведают сложными логическими

операциями. В свете  сказанного представляются необоснованными

пессимистические  прогнозы некоторых западных ученых, предрекающих вырождение

человечества в  результате инволюции либо слишком быстрой эволюции мозга.

Решающее влияние  на развитие человека социального фактора не ведет к

исчезновению природного в человеке. Под воздействием человеческой

деятельности биологическое  в значительной мере претерпело модификацию и

достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других

представителей животного мира, то есть «очеловечилось».

Хотя биологические  структуры и функции человеческого  организма обнаруживают

общее с высшими  животными, в них содержится и существенно новое,

сформировавшееся  в результате трудовой деятельности человека. Преимущество

человека перед  животным в том, что его жизнедеятельность  находится под

контролем его сознания и воли и, что он научился производить не только для

удовлетворения  своих непосредственных физиологических  потребностей, но и для

других людей. Поэтому  произведенный человеком предмет приобретает общественно

значимые свойства, а потребности и чувственность  все более развиваются.

Среди западных ученых весьма распространена тенденция абсолютизировать роль

биологического  фактора в структуре человека. Логика их рассуждений такова:

поскольку природа  человека имеет биологический характер, ее нельзя изменить,

и, следовательно, любые социальные программы, направленные на формирование

и воспитание нового человека, бесполезны.

Сама по себе постановка вопроса о возможности вмешательства в механизм

наследственности  человека с целью изменения его  генетической структуры

знаменует собой  новый подход к исследованию организма человека и, в

частности, открывает  возможность лечения различного рода наследственных

болезней и защиты наследственности от вредоносного влияния на нее радиации,

некоторых химических соединений и других внешних факторов. Однако многие

ученые справедливо  подчеркивают недопустимость невежественного  вмешательства

в наследственность человека, необходимость проявления социальной

ответственности ученого, выступают против угрозы некоторых  евгеников

превратить человечество в экспериментальное стадо, в полигон для

выращивания некой новой породы людей путем массовой селекции. Идея выведения

стандартизованных гениев отвлекает внимание от задач социального

переустройства  мира, игнорирует величайшую ценность духовной уникальности,

неповторимости  личности.

     Сущность и существование. Реальный образ человека не сводится к категории

сущности, так как  включает в себя не только саму родовую сущность человека, но

и его конкретно-историческое существование. Понятие существования

богаче сущности, ибо оно включает в себя не только проявления сущностных сил

человека, но и  многообразие его конкретных социальных, биологических,

нравственных, психологических качеств, особенности его повседневной

жизнедеятельности. Существование человека представляет собой форму проявления

его сущности.

На определенном этапе истории, в условиях антагонистического разделения

труда, это влияние оказывает тормозящее воздействие на развитие сущностных

сил человека. Продукты человеческой деятельности (в широком  смысле, то есть

не только продукты труда, но и деньги, общественно-политические учреждения и

отношения, формы  общественного сознания и т. д.) оказываются отчужденными от

человека, превращаются в самостоятельную, не зависимую от людей силу,

господствующую  над ними и враждебную им.

     Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры,

или — точнее —  субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового

исторического и  культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых

организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство

социальных и  природных качеств, получивших отражение  в определении человека

как целостной  многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

     Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от

общего, отдельно взятый человек — безотносительно  к его реальным

антропологическим и социальным особенностям.

     Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных

качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.

д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную

систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств

человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и

деятельности.

Если по своей  сущности личность социальна, то по способу  своего существования

она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный

способ бытия  конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной

деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает

собственный мир  индивида, его особый жизненный путь, который по своему

содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и

форме носит индивидуальный характер. По мере исторического развития трудовой

деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих

отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в

различных областях жизнедеятельности.

                            2. О смысле жизни                           

Вопрос о смысле жизни человека теснейшим образом  связан с пониманием

специфики человека как родового существа, его природы и сущности.

Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие  друг друга поколения

людей, обладает определенными  специфическими чертами, которые качественно

отличают его  от других «сообществ». К общечеловеческим, родовым качествам

относится стремление к познанию, прекрасному, творческой деятельности и

всестороннему развитию, наличие некоторых общечеловеческих норм морали (так

называемых простых  норм нравственности и справедливости) и т. д. Однако из

этого не следует, что существует некая вечная, неизменная человеческая

природа, на которую  можно было бы опереться в определении  смысла жизни.

Наоборот, вся история свидетельствует о беспрерывном изменении природы

человека.

Будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек

не может осознавать смысл своей жизни без осознания  себя в качестве личности.

Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни  возможна лишь тогда, когда в

нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого  достоинства,

когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своей

жизни.

Творцом смысла жизни  является сам человек. Но это не значит, что он формирует

этот смысл по своему произволу, следуя лишь сугубо индивидуальным интересам

или бессознательным инстинктам, внутренней интуиции и т. п., как это считают

представители субъективного  идеализма.

По мере развития человечества смысл жизни всегда означает нечто новое и

другое, однако это  не значит, что в каждую эпоху  он совершенно новый и

совершенно другой. В понимании смысла жизни, его наиболее общих принципов

существует некоторая преемственность, вытекающая из определенной

преемственности в развитии культуры человечества.

История классовых  обществ показывает, что представители  различных классов

понимали смысл  своей жизни по-разному, в соответствии с потребностями и

целями, обусловленными их общественным положением. В обществах, построенных

на принципах  частной собственности, для господствующих классов характерны

индивидуалистические, эгоистические и потребительские  представления о смысле

жизни. «Самоутверждение»  личности в условиях противоборства частных

интересов осуществляется, прежде всего, путем обладания деньгами, вещами и т.

п.

Вместе с тем  история и современная общественная практика богаты примерами

такого понимания смысла жизни, когда люди не приспособляются пассивно к

стихийным закономерностям  общественного развития, а видят смысл своей жизни

в том, чтобы изменить существующее положение в соответствии с идеалами,

обеспечивающими им наиболее полноценную и содержательную жизнь. Лишь в рамках

деятельности, освобожденной  от различных форм духовного одурманивания,

открывается возможность  для подлинного самоутверждения  человека, реализации

его творческих сил, а значит, и для обретения подлинного смысла жизни.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что правильное понимание смысла жизни

складывается тогда, когда человек способен различать подлинные и ложные

ценности, сознает  бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни

лишь для самого себя, то есть тогда, когда стремление добиться личных успехов

идет в русле  общественных интересов, а личное счастье  обретается в процессе

деятельности на общее благо. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том,

Информация о работе Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего