Человек как предмет естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

Человек является предметом естествознания по нескольким причинам. Человек есть биологический индивид и поэтому во многом связан с остальными компонентами биосферы: растениями, микроорганизмами, животным миром. Его сложный организм входит в круговорот природы и подчиняется ее законам. Человеческий организм, как организмы других животных, реагирует на суточные и сезонные ритмы, изменения температуры, изменения солнечного Человек- не просто биологический вид, он- существо общественное. В нем две программы- генетическая и социальная. Человек способен не только приспосабливаться к внешней среде, действовать по образу других живых существ, но и изменять среду своего обитания. Отсюда и возникает как экологическая проблема, так и проблемы биоэтики. Человек создает ноосферу, включающую человечество, социальные системы, науку, технику, технологию.

Работа содержит 1 файл

Человек как предмет естествознания.docx

— 29.68 Кб (Скачать)

Человек как предмет естествознания

Человек является  предметом естествознания по нескольким причинам.  Человек есть биологический  индивид и поэтому во многом связан с остальными компонентами биосферы: растениями, микроорганизмами, животным миром.  Его сложный организм входит в круговорот природы и подчиняется  ее законам.  Человеческий организм, как организмы других животных, реагирует  на суточные и сезонные ритмы, изменения  температуры, изменения солнечного Человек- не просто биологический вид, он- существо общественное. В нем две программы- генетическая и социальная. Человек способен не только приспосабливаться к внешней среде, действовать по образу других живых существ, но и изменять среду своего обитания. Отсюда и возникает как экологическая проблема, так и проблемы биоэтики. Человек создает ноосферу, включающую человечество, социальные системы, науку, технику, технологию.

Представление о сотворении живых организмов Богом  получило название креационизма. Видов животных и растений столько, сколько создано Богом; организмы построены в соответствии с изначальной целесообразностью, т.е. в зависимости от цели, которую поставил творец.

К концу XVIII в. выдающийся шведский ученый К. Линней ввел принцип двойного наименования для обозначения положения определенного вида в системе, например Человек разумный.

Эволюционное учение Ламарка. В системе природы Ламарк разместил организмы в восходящем порядке – от простейших до высокоорганизованных существ. Причиной многообразия живого Ламарк считал воздействие различных факторов среды, причем реакции организма на воздействия среды носят целесообразный характер и передаются по наследству. Ж.-Б.Ламарк считал, что новые признаки всегда полезны и наследуются. Это представление об изначальной целесообразности любой реакции на измененные условия, так же как и мнение о прямом воздействии окружающей среды на эволюционные процессы и внутреннем стремлении организмов к прогрессу, оказались ошибочными.

Теория эволюции Дарвина. В 1858 г. Ч.Дарвин и независимо от него А.Р. Уоллес обосновали принцип естественного отбора и представление о борьбе за существование как механизме этого отбора. Теория эволюции путем естественного отбора основана на следующих положениях:

1. Для живого  характерно наличие изменчивости, причем для эволюции громадное значение имеет наследственная изменчивость.

2. Для организмов  характерно размножение в геометрической прогрессии. Потенциально вид в каждом поколении производит гораздо больше особей, чем их может выжить до взрослого состояния на занимаемой территории. Следовательно, значительная часть родившихся гибнет в «борьбе за жизнь».. Таким образом, следствием борьбы за существование является естественный отбор.

Естественный отбор, по Дарвину, – это выживание наиболее приспособленных, и преимущественное оставление ими потомства.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) возникла в конце XIX в. и представляет собой единение нескольких наук, первостепенными из них являются теория эволюции и генетика. Основные положения СТЭ по Н.Н. Воронцову следующие:

1. Материалом  для эволюции служат дискретные  изменения наследственности – мутации.

2. Основным  движущим фактором эволюции является  естественный отбор, основанный  на отборе (селекции) случайных и  мелких мутаций.

3. Наименьшая  эволюционирующая единица эволюции  – популяция.

5. Эволюция  носит постепенный и длительный  характер.

Эволюционную  теорию антропогенеза П. Тейяр де Шарден, изложил в своей работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens.

Его заслуга заключается также в  том, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. Если представить ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек — питекантроп — синантроп — homo sapiens.

. От человека умелого  прослеживается связь с древнейшим  человекообразным существом — австралопитеком, жившим от 4 до 2 млн лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1,9—0,65 млн лет назад), синантроп (400 тыс. лет назад) и неандерталец (ранняя форма homo sapiens), появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс. лет назад.

Биологическое и социальное, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние  полюсы в многообразии человеческих свойств и действий.

Организм  и личность – две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем обращен к социальному бытию, обществу, истории человечества, культуре.

Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию человека. Это, разумеется, не исключает, что в разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько смещаться в ту или в иную сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение двух сущностей человека.

Фрейд, открывший целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

Согласно  его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и мощный пласт — «Оно» (id) — находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.

Таблица 1

Сознательное

Бессознательное

Вербальное

Невербальное

Формально-логическое

«Нелогичное», неформальная логика

Концептуальное, абстрактное

Образно-визуальное, конкретное

Символическое

Иконическое

Синтаксическая связанность знаков

Свобода комбинации знаков

Вторичные мыслительные процессы

Первичные мысли тельные процессы

Рациональное

Иррациональное

Интенционалъное мышление

Сновидения, фантазии, галлюцинации

Формализация

Интуиция

Научная систематизация

Мифологическая систематизация

Последовательность

Одновременность

Дискретность

Континуальность


Говоря о влиянии  окружающей среды на здоровье человека, следует иметь в виду, что экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо или косвенно связана с политикой, экономикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой человека и общества, с уровнем зрелости экологического сознания. И если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельности не будет сформировано ответственное экологическое мышление, то ни о каком решении экологической проблемы не может быть и речи.

загрязненность воздуха  вызывает заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Кроме того, она является одной из важнейших причин накопления мутаций организма, затрагивающих генотип человека.

Примерно 85% заболеваний  вызываются и переносятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое качество питьевой воды, содержащей различные токсичные соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболевания атеросклерозом, инсультом, инфарктом и т.д. В огромной степени нам портит здоровье хлор.

Большую опасность для  здоровья человека представляет и загрязнение почвы. Среди загрязнителей в первую очередь следует назвать токсичные тяжелые металлы промышленных и бытовых отходов, радиоактивные вещества, гербициды, пестициды и т.д.

Всем известно, как велика опасность влияния повышенной радиации на здоровье человека: происходит ослабление иммунной системы организма, увеличивается восприимчивость к заболеваниям. Но главная опасность заключается в том, что при этом страдают не только сами облученные, но и последующие поколения. Рождаются больные дети, страдающие прежде всего онкологическими и нервными заболеваниями.

 

 

 

 

 

Современная естественно-научная картина мира.

В процессе развития науки возникает упорядоченная  целостность систематизированных  знаний о Вселенной и человеке, называемая естественно-научной картиной мира.  Структура научной картины мира разветвленная и включает в себя: философские основания, нравственно-мировоззренческую установку субъекта познания, принципы систематизации знаний, методы научного познания.  К закономерностям организации мироздания относятся: системность, самоорганизация, эволюционизм, историчность.  Современная научная картина мира предполагает рассмотрение трех уровней строения

Современная научная картина мира включает научные  открытия ХХ века в области астрономии, физики, геологии, синергетики, кибернетики, экологии, биологии и др. Поскольку  предметами рассмотрения уже стали  физическая, астрономическая и биологическая  картина мира, основное внимание следует  сосредоточить на таких отраслях научного знания как кибернетика  и синергетика.

Словосочетание «научная картина  мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и этаким большущим живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, эта довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.

Можно выделить следующие открытия в естествознании, которые привели к научным  революциям в XX веке.

Астрономия: модель Большого Взрыва и расширяющейся  Вселенной.

Геология: тектоника  литосферных плит.

Физика: смещение точки отсчета от матери к энергии  и от вещества к полю.

Теория относительности: относительность пространства и  времени.

Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм.

Синергетика: становление новых структур в  неживой природе.

Биология: модели происхождения жизни.

Генетика: механизм воспроизводства жизни.

Экология: взаимодействие живого со средой.

Этология: формы  поведения организмов.

Социобиология: соотношение естественного и социального.

Кибернетика: управление в неживой и живой  природе.

Психоанализ: роль бессознательного в человеческой психике.

Эти научные  революции позволили сформулировать следующие общие закономерности развития мира:

1. Эволюция  природы (от Вселенной до кварков).

2. Самоорганизация  (от неживых систем до биосферы).

3. Системность  связи неживой природы, живой  природы и человека (в экологии).

4. Имманентность  природных систем пространству  и времени (в теории относительности).

5. Относительность  разделения на субъект и объект (в квантовой механике и синергетике).

Появились новые  общенаучные концепции и подходы: системный (исследование предметов  как систем), структурный (исследование уровней организации), вероятностный (применение вероятностных методов) и т. п.

Появление синергетики в современном естествознании инициировано, скорее всего, подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественно-научных дисциплин. Эту тенденцию в немалой степени сдерживало такое обстоятельство, как разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой и неживой природе. Дело в том, что в классической науке (XIX в.) господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию, что в энергетическом смысле и означало неупорядоченность, т.е. хаос. Такой взгляд на вещи сформировался под воздействием образцовой физической дисциплины — равновесной термодинамики.

Эта наука занимается процессами взаимопревращения  различных видов энергии. Ею установлено, что взаимные превращения тепла и работы неравнозначны. Работа может полностью превратиться в тепло трением или другими способами, а вот тепло полностью превратить в работу принципиально невозможно. Это означает, что во взаимопереходах одних видов энергии в другие существует выделенная самой природой направленность! Знаменитое второе начало (закон) термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему».

Информация о работе Человек как предмет естествознания