Информационный подход в методологии познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Информационный подход - метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 72.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Информационный подход - метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов.

Информационный подход в научном познании можно рассматривать как развитие системного подхода, органически дополняющее его, создавая при этом новые возможности для исследования разнообразных явлений в природе и обществе, а также для изучения и понимания природы человека. Сегодня считают, что информация - это мера порядка, который противостоит хаосу, что это мера сложности системы, характеристика внутреннего разнообразия системы, это мера вероятностного выбора одной из возможных траекторий развития того или иного процесса. Информационный подход открывает исследователю новую, информационную картину мироздания, качественно отличающуюся от классической вещественно-энергетической картины, которая сегодня не достаточна для современного представления об устройстве мироздания. Информационные процессы лежат в основе практически всех явлений в природе и обществе. Поэтому информационный подход поможет понять многие явления и процессы в природе и обществе, в том числе принципы работы человеческого сознания и подсознания, процессы возникновения и раз­вития живой природы, а также решить проблемы выживания цивилизации. Информационный подход позволяет увидеть многие процессы и явления в совершенно новом свете и выявить ранее не замеченные качества, которые оказываются очень важными для понимания сущности рассматриваемых явлений и их дальнейшего развития.

Повышение информационной насыщенности общества (информатизация общества) содействует повышению устойчивости и безопасности информационной системы - складывается информационное общество в составе глобальной мировой системы. Синергетический и информационный подходы можно рассматривать как дальнейшее развитие системного подхода, которое дает ученому новые возможности для исследования сложных объектов, процессов и явлений в природе и обществе.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ

 

Хорошо известно, какую важную роль в развитии методологии научного познания сыграло формирование метода системного подхода. Его использование  оказалось исключительно  плодотворным как в естественных науках,  так и при  исследовании многих гуманитарных проблем. Осознание значения взаимосвязи и  взаимообусловленности процессов и явлений окружающего нас мира позволило человечеству в ХХ - м веке не только  получить ряд выдающихся научных результатов, но также и сформировать современную мировоззренческую парадигму, в основе которой лежит принцип системности.

Однако в последние годы мы стали все чаще убеждаться в том, что практически все существующие в природе взаимосвязи имеют информационный характер. Ведь именно информация определяет направление движения материи во Вселенной, именно она является носителем смысла всех процессов, происходящих в природе и обществе. Осознание главенствующей роли информации в природе и социальных явлениях и стало причиной появления нового фундаментального  метода научного познания, который получил наименование информационного подхода. Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в  природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, которые существенным образом определяют их состояние и развитие.

Научная практика показала, что использование метода информационного подхода позволяет увидеть многие, казалось бы, уже хорошо изученные объекты, процессы и явления в совершенно новом свете.  При этом часто удается выявить их ранее не замеченные качества,  которые оказываются очень важными для понимания глубинной сущности рассматриваемых явлений и определения возможных тенденций их дальнейшего развития.

Объективно говоря, нужно заметить, что, как и любой другой научный метод, информационный подход дает исследователю возможность увидеть изучаемое им целостное явление природы или общества лишь во вполне определенном, информационном ракурсе. Однако этот информационный “срез” рассматриваемого явления зачастую оказывается настолько информативно емким и наглядным, что позволяет ученому гораздо быстрее понять главные причины развития тех или иных процессов, в глубине которых, как правило, оказываются скрытыми именно информационные процессы.

Таким образом, информационный подход можно рассматривать как дальнейшее развитие метода системного подхода, которое дает ученому новые возможности для исследования сложных объектов, процессов и явлений в природе и обществе  на основе использования общих свойств и закономерностей проявления информационных процессов.


СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

В настоящее время возникла крайняя необходимость разработать целостное представление о мире на основе синтеза всего накопленного философией и наукой опыта, новую информационную парадигму, в которой четко определить философские, онтологические и методологические подходы к пониманию информации и ее возможностей для изучения реальной действительности.

На основе кибернетических представлений Э.П. Семенюк впервые предпринял попытку рассмотреть информационный подход как логико-гносеологическое и методологическое образование.

Отдельные аспекты информационного подхода и его философские приложения нашли отражение в исследованиях Р. Аткинсона, А.А. Братко и А.Н. Кочергина, М.Л. Веккера, Г.А. Голицына и В.М. Петрова, В.И. Дмитриева, В.А. Котельникова, В.В. Налимова, Б. Палюшева, А.И. Ракитова, У. Рейтмана, Г.Л. Смоляна, А. Тьюринга, А.И. Уварова.

В работе В.В. Марычева утверждается: «В последние годы в научной печати появился целый ряд статей и монографий, содержание которых свидетельствует о том, что в настоящее время многими учеными, работающими в совершенно различным областях науки (физики, химии, физиологии, генетики, наук о земле, информатики и др.) осуществляется переосмысление роли информации и информационных процессов в развитии природы и общества. Главные выводы из этого анализа заключаются в том, что эта роль ранее явно недооценивалась и что информация является таким же фундаментальным проявлением реальности окружающего мира живой и неживой природы, как вещество и энергия».

Наиболее интересными в контексте универсального эволюционизма и современной глобализации представляются работы о связи информации с теорией развития систем В.В. Дружинина, Д.С. Конторова, В.И. Корогодина, Н.Н. Моисеева, И. Пригожина, М. Эйгена.

Особое место в изучении философской сущности информационного подхода занимает диссертационная исследование В.Б. Гухмана «Философская сущность информационного подхода», на котором мы остановимся более подробно, поскольку именно выводы этой работы являются методологической основой нашего исследования в конкретном приложении для изучения эволюционных процессов.

Автор исследования рассматривает методологические, онтологические, гносеологические и праксиологические аспекты философской концепции информационного подхода. При этом наиболее существенным понятием является понятие информационного поля, несмотря на отсутствие экспериментальных данных в этой области.

В параграфе «Физический аспект феномена информации» В.Б. Гухман подчеркивает: «При отсутствии бесспорных физических доказательств существования несиловых взаимодействий и информационного поля рефлексивно обоснована целесообразность введения философского понятия информационного поля». Информационное поле рассматривается как несиловое, способное хранить внутреннюю информацию об объекте, в то время, как силовые поля переносят внешнюю информацию от объекта к объекту при взаимодействии.

Тогда основным вопросом физического проявления информации будет вопрос: «…как латентная, пассивная внутренняя информация объекта реплиципруется во внешнюю информацию, как трансцендентальное, внечувственное становится доступным чувству и ощущению подобно эмпирическому… Для нас важно найти ответ на вопрос, не где, а как идеальное (духовное) трансформируется в материальное (телесное)».

Что касается конкретных физических теорий, способных подвести теоретическую базу под этот вопрос, а еще лучше дать на него ответ, то автор подчеркивает: «Потенциально плодотворными в этом плане представляются современные физические теории калибровочного, информационного, квантового, спинорного полей, теории физического вакуума».

Таким образом, не давая строгого теоретического, а тем более экспериментального обоснования В.Б. Гухман методом философской рефлексии высказывает гипотезу, «что онтологическим фундаментом всех физических полей вне зависимости от их энергетики может быть информационное поле, из которого каждое конкретное физическое поле черпает порцию информации в объеме, необходимом для управления силовой функцией данного физического поля».

За последние пять лет после написания рассматриваемой диссертации данная гипотеза нашла конкретные физические подтверждения, на которых мы остановимся в следующем параграфе.

Рассматривая философский аспект феномена информации, В.Б. Гухман обосновывает концепцию информационного психофизического монизма, основные положения которой следующие:

а) многообразие мироздания – проявление информационного многообразия;

б) все смыслы сущего суть содержание его внутренней информации, все значения смыслов – информационные символы (коды), все взаимодействия – информационные (информационно-энергетические) процессы;

в) делимость информации (в отличие от материи) исчерпаема, конечна, следовательно, будучи рассеянной (диссипированной), она может быть восстановлена;

г) информация существует в материи, сознании и их отношениях, одновременно являясь их сущностью – подобно смыслу как сущности текстов и отношений между текстами;

д) информация – самоотражение Универсума, частично данное в актах отражения.

Подчеркнем, что из положения в) непосредственно следует возможность самоорганизации материи и появление новых качественных состояний, что будет использовано нами при описании эволюции материи в контексте информационного подхода.

На основе указанной концепции В.Б. Гухман приходит к выводу: «… что внутренняя информация присутствует в живой и неживой природе , в материи и сознании, в телах и поляризованном физическом вакууме, в бессознательном и надсознательном. В таком понимании внутренняя информация всеобща и абсолютна».

В конечном итоге делается вывод о том, что информации можно придать статус философской категории: «За информацией в ее самой предельной (субстанциональной) форме – первичным информационным полем как одним из фазовых состояний физического вакуума – лишь пространство. Значит, строго говоря, внутренняя информация – тоже не предельное философское понятие, она вторична по отношению к пространству, зависима от него. Да, как форма (субстанция) внутренняя информация представлена в полевом виде и поэтому вторична, философски не категориальна. Но как отношение между формами (в контексте отражения и самоотражения, модели, поля) информация в ее внутренней форме предельна, фундаментальна, а поэтому философски категориальна».

И далее: «если материя – философская категория, тем более таковой является информация как всеобщее фундаментальное отношение между формами (в том числе между материальными формами и сознанием), между категориями материи и идеального, как гносеологически продуктивное и мировоззренчески значимое понятие».

Особый интерес для нашего исследования представляет пятый параграф четвертой главы «Диалог эволюциониста и креациониста на базе информационного подхода», которой по словам автора «…методом мысленного диалога выясняется возможность онтологического консенсуса между собирательными персонажами дискуссии Эволюционистом и Креационистом. Диалог заканчивается выводом: поскольку в природе антагонистические, комплементарные сущности, взаимодействуя друг с другом, способствуют образованию новых стабильных сущностей, есть смысл призвать эволюционизм и креационизм к взаимодействию, для которого информационный подход мог бы предложить философскую концепцию информационного монизма».

Еще дальше в этом отношении идет Т. Шарден, который предлагает таким же образом рассматривать не только парадигмы эволюционизма и креационизма, но и науку и религию, как составные части единого процесса познания: «Религия и наука – две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции».

Таким образом, информационный подход примиряет парадигмы креационизма и эволюционизма и дает возможность их рассматривать как диалектические части единого целого.

 


РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

 

Информация представляет собой общенаучное понятие, которое включает в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом в процессе выполнения ими различных видов деятельности. Научно-информационная деятельность заключается в сборе, переработке, хранении и поиске закрепленной в документах научной информации, а также в  ее  представлении  ученым  и  специалистам  с  целью  повышения эффективности  исследований  и  разработок.  Основным  средством  передачи научно-технической  информации  являются  письменные  информационные документы,  фиксирующие  результаты  научных  исследований  и  разработок. Это — книги, журнальные статьи, научные отчеты, описания изобретений и т.д. 

Можно  выделить  первичные  и  вторичные  источники  информации.  К первичным  относятся  монографии,  журнальные  статьи,  описание изобретений,  диссертации,  сборники  трудов  конференций,  тематические сборники и др. Они несут в себе новую оригинальную информацию, в этих источниках информация появляется впервые. Вторичные источники информации  предназначены  для  переработки,  систематизации  первичных источников и их представления в краткой, сжатой форме. К ним относятся обзоры, реферативные журналы, библиографические указатели, справочники и т.п.

Информация о работе Информационный подход в методологии познания