Эксперимент - основа естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

В данном реферате рассмотрены практические и теоретические экспериментальные основы естествознания. Также показаны концепции экспериментальных исследований, используемые в важнейших достижениях современного естествознания.

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………. 3
II.Главная часть……………………………………………………………….4-26
2.1 Практические и теоретические знания…………………………………. 4-11
2.1.1 Практическая направленность эксперимента………..……………4-6
2.1.2Теоретические предпосылки эксперимента………………………..6-8
2.1.3Сочетание практических и теоретических знаний…………………8-10
2.1.4Обработка экспериментальных результатов………………………10-11
2.2 Современные средства естественно – научных исследований…………11-20
2.2.1 Специфика современных экспериментальных и теоретических
исследований………………………………………………………...11-12
2.2.2 Современные методы и технические средства эксперимента…...12-16
2.2.3.Важнейшие достижения современного естествознания………….16-20
2.3 Экспериментальные измерения……………………………….…………20-27
2.3.1 Сведения……………………………………………………………..20-22
2.3.2 Ошибки измерения…………………………………………………22-24
2.3.3 Измерительные приборы…………………………………………..24-28
III.Заключение……………………………………………………………....….28-29
IV.Список литературы………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

      Теоретические предпосылки эксперимента

 

      Взаимная  обусловленность эмпирических и  теоретических знаний вряд ли вызывает сомнение Современные эксперименты и теория настолько сильно переплетены, что однозначно ответить на вопрос, какое из данных знаний можно рассматривать  в качестве абсолютного начала естественно – научного познания, практически не представляется возможным, хотя можно привести многочисленные примеры научных изысканий, когда эмпирические начала предвосхищают  теорию,  и  наоборот.

      В теоретические исследования все  больше внедряются наиболее абстрактные разделы математики, и многие теоретические расчеты выполняются с помощью  мощных вычислительных средств. Экспериментальное исследование развивается за счет внедрения новых методов с применением сравнительно сложных технических средств. Эксперимент все чаще приобретает индустриальные, а в отдельных случаях и гигантские масштабы. Вместе с тем возрастает роль и его теоретического обеспечения, то есть можно уверенно говорить о теоретической обусловленности современных экспериментальных исследований.

      На  всех этапах экспериментальных исследований весьма важна мыслительная деятельность экспериментатора, которая чаще всего  носит философский характер. Решая, например, вопросы: что такое электрон, является ли он элементом реального  мира или чистой абстракцией, можно ли его наблюдать, в какой мере знания об электроне истины и тому подобное – ученый так или иначе касается философских проблем естествознания. Более глубокая связь естествознания с философией свидетельствует о более высоком уровне его развития. Естественно, с течением времени теоретическое мышление с философской ориентацией  меняется и приобретает различные формы и содержание. Лучших результатов достигнет естествоиспытатель, свободно владеющий своими узкопрофессиональными вопросами и достаточно легко ориентирующийся в общих философских вопросах, связанных прежде всего с диалектикой и теорией естественно – научного познания.   

      Стремление  ученых создать научную картину  мира сближает естествознание с философией. Научная картина мира обладает большей общностью, чем теоретические схемы конкретных естественно-научных утверждений. Она образуется посредством особых связей отдельных элементов познания и представляет собой весьма общую идеальную модель реальных процессов, явлений и свойств вещества, исследуемых в рамках узких отраслей естествознания. В широком понимании научная картина мира выражает общее знание о природе, характерное для данного этапа развития общества. Описание картины мира в общем представлении создает понятия, более или менее близкие к понятиям повседневного, обыденного языка.

      В те периоды развития естествознания, когда на смену старой картины мира приходит новая, при постановке эксперимента возрастает роль философских идей в виде теоретических постулатов, на основе которых реализуется эксперимент.

      В эпоху становления физики как  науки, когда специальных естественно-научных  теорий не существовало, ученые, как  правило, руководствовались общими философскими представлениями о единстве и родстве материальных объектов и явлений природы. Например, Г. Галилей, закладывая основы классической механики, опирался на общую модель единства мира. Такая идея помогла «земными глазами» взглянуть на небо и описать движение небесных тел по аналогии с движением тел на Земле, что в свою очередь подтолкнуло ученых к более тщательному изучению различных форм механического движения, в результате чего были открыты классические законы механики.

      Философская идея материального единства мира питала многие экспериментальные исследования и способствовала накоплению новых естественно-научных фактов. Так, например, известный датский физик X. Эрстед, размышляя о связи между разными по физической природе явлениями — теплотой, светом, электричеством и магнетизмом, — в результате экспериментальных исследований открыл магнитное действие электрического тока.

      Особенно  важна роль теоретических предпосылок  эксперимента, когда сложившиеся  теоретические знания служат основой новых естественно-научных проблем и гипотез, требующих предварительного эмпирического обоснования.

      В современных условиях возрастает роль теоретической работы на подготовительном этапе эксперимента, на каждой операции его по-разному включаются те или иные теоретические и практические процедуры исследований. Можно назвать четыре основные операции подготовительного этапа эксперимента:

      • постановка задачи эксперимента и выдвижение гипотетических вариантов её решения;

      • разработка программы экспериментального исследования;

      • подготовка исследуемого объекта и создание экспериментальной установки;

      • качественный анализ хода эксперимента и корректировка программы исследования и приборного обеспечения.

      При кажущейся случайности эмпирические открытия вписываются в вполне определенную логическую схему, отправным элементом которой выступает противоречие между известным теоретическим знанием и новыми эмпирическими данными. Такое противоречие является логическим основанием вновь возникшей проблемы — своеобразной границы между знанием и незнанием — первого шага осмысления неизвестного. Следующий шаг — выдвижение гипотезы как возможного решения проблемы.

      Выдвинутая  гипотеза вместе с выводимыми из неё  следствиями служит основой, определяющей цели, задачи и практические средства эксперимента. В одних случаях при сложившейся теоретической схеме гипотеза может обладать высокой степенью достоверности. Такая гипотеза жестко задает программу эксперимента и нацеливает его на поиск теоретически предсказанного результата. В других случаях, когда теоретическая схема только-только зарождается, степень достоверности гипотезы может быть не высокой. При этом теория лишь эскизно задает схему эксперимента, увеличивается число проб и ошибок.       

      На  подготовительной стадии эксперимента огромную, неоценимую роль играет изобретательская и конструкторская работа как научный творческий процесс. Успех любой экспериментальной работы зависит от таланта ученого, определяемого его прозорливостью, глубиной абстрактного мышления, оригинальностью решения технических задач, способностью к изобретательской деятельности, представляющей собой последовательный,

      целенаправленный переход от  теоретического знания к практическому  поиску.

      Таким образом, хотя эксперимент основывается на практической деятельности, но, будучи естественно-научным методом познания действительности, он включает логические и теоретические средства, гармоническое сочетание которых и позволяет успешно решить поставленную задачу.

      Сочетание практических и теоретических  знаний

      Подготовка  исследуемого объекта и создание экспериментальной установки — важные шаги реализации программы исследований, после которых наступает основной период проведения самой экспериментальной работы. Такой период, казалось бы, характеризуется чисто эмпирическими признаками: изменением управляемых условий, включением и выключением приборов и различных механизмов, фиксированием тех или иных свойств, эффектов и т.п. В ходе эксперимента как бы уменьшается роль теории. Но на самом деле наоборот — без теоретического знания невозможны постановка промежуточных задач и их решение. Экспериментальная установка — овеществленное, материализованное знание. Роль теории в ходе эксперимента предполагает выяснение механизма формирования объекта познания и взаимодействия субъекта, приборов и объекта, измерения, наблюдения и регистрации экспериментальных данных.

      Теоретические предпосылки могут содействовать  получению позитивных сведений о  мире, научному открытию либо мешать, уводить поиск в сторону от верного пути — все зависит от того, верны или не верны данные предпосылки. Иногда ученые в силу объективных или субъективных обстоятельств руководствуются ложными предпосылками, что, естественно, не способствует объективному отражению действительности. Например, ложное истолкование научных проблем кибернетики и генетики привело к существенному отставанию в данных отраслях знания.

      В истории естествознания прослеживается тенденция развития процесса познания от качественного изучения объекта или явления к установлению их количественных параметров и выявлению общих закономерностей, выраженных в строгой математической форме. Строгость и точность экспериментальных сведений при этом зависит от совершенства методов измерений

      и чувствительности разрешающей способности  и точности измерительной техники.

      Современный эксперимент характеризуется высокой точностью измерений. Можно назвать несколько путей повышения точности:

      1) введение новых эталонов;

      2) применение чувствительных приборов;

      3) учет всех условий, влияющих на объект;

      4) сочетание разных видов измерений;

      5) автоматизация процесса измерений.

      Оптимальное сочетание данных путей определяется субъективным свойством естествоиспытателя и в большой степени зависит от степени совершенства экспериментальной техники.

      Организация постоянного взаимодействия наблюдения, измерения и количественного описания в процессе эксперимента опосредуется теоретическими знаниями, включающими философское представление о картине мира, гипотезы и т.д.

      Теоретические знания в ходе эксперимента лежат  в основе:

      -  формирования сложного объекта  исследований;

      - перегруппировки элементов объекта, скрытых от непосредственного наблюдения;

      -  фиксации и регистрации экспериментальных данных;

      - интерпретации полученных данных и их сопоставления с теоретическими.

      При реализации данных процессов естествоиспытатель постоянно сверяет свои действия и результаты с теоретическими посылками. Когда эксперимент находится в завершающейся стадии и собраны основные экспериментальные результаты, теоретическая работа не прекращается — она направлена на обработку результатов эксперимента.

 

Обработка экспериментальных результатов

      После получения первых экспериментальных  результатов процедура эксперимента продолжается. Во-первых, как правило, разовый эксперимент не дает окончательного ответа на поставленный вопрос. Во-вторых, полученные экспериментальные результаты нуждаются в логической доработке, превращающей их в научный факт, т.е. в то, в истинности чего не возникает сомнений.

 

      Представление о фактах как проявлениях действительности, непосредственно фиксируемых в  формах чувственного отражения, сложилось в науке на ранней стадии зарождения естествознания. Практика современного естествознания показывает, что не все факты непосредственно воспринимаются, чаще всего факты не являются тем, что бросается сразу в глаза и может быть зафиксировано всеми, кто обладает нормальным зрением.

      Факты в естествознании не просто собираются, а активно формируются естествоиспытателем, что отнюдь не снижает их объективности. В равной мере и теория, несмотря на проявление творческой активности субъекта, не утрачивает своей объективности, если она истинна.

      Отдельные экспериментальные данные, полученные на начальной стадии эмпирического исследования, сами по себе не становятся фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с некорректной постановкой эксперимента, неправильными показаниями измерительных приборов, отклонениями в функционировании органов чувств и т.п. Поэтому в естествознании, как правило, проводится не один, а серия экспериментов. Уточняются и проверяются результаты эксперимента, собираются недостающие сведения, проводятся дополнительные эксперименты. Затем полученные в серии экспериментов данные подвергаются математической обработке.

      При кажущейся простоте получения и  обработки первичных экспериментальных  данных, т.е. результатов наблюдений и измерений, математическая обработка, обладая определенной спецификой, производится в рамках строгой теории ошибок, на основании которой количественно определяется достоверность окончательных результатов. Сколь бы точными ни были наблюдения и измерения, погрешности неизбежны, и задача естествоиспытателя заключается в том, чтобы приблизить экспериментальные данные к объективным значениям определяемых величин, т.е. уменьшить интервал неточности. Для этого каждый исследователь должен иметь представление обо всех ошибках, встречающихся в практике экспериментального исследования. Современная теория ошибок вооружает экспериментаторов надежными средствами корректировки экспериментальных данных.

      Статистическая  обработка — не только эффективное средство уточнения экспериментальных данных, отсеивания случайных ошибок, но и первый шаг обобщения их в процессе формирования научного факта. Разумеется, статистическая обработка — необходимая, но не достаточная операция при переходе от эмпирических данных к естественно-научным фактам

Информация о работе Эксперимент - основа естествознания