Эксперимент - основа естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

В данном реферате рассмотрены практические и теоретические экспериментальные основы естествознания. Также показаны концепции экспериментальных исследований, используемые в важнейших достижениях современного естествознания.

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………. 3
II.Главная часть……………………………………………………………….4-26
2.1 Практические и теоретические знания…………………………………. 4-11
2.1.1 Практическая направленность эксперимента………..……………4-6
2.1.2Теоретические предпосылки эксперимента………………………..6-8
2.1.3Сочетание практических и теоретических знаний…………………8-10
2.1.4Обработка экспериментальных результатов………………………10-11
2.2 Современные средства естественно – научных исследований…………11-20
2.2.1 Специфика современных экспериментальных и теоретических
исследований………………………………………………………...11-12
2.2.2 Современные методы и технические средства эксперимента…...12-16
2.2.3.Важнейшие достижения современного естествознания………….16-20
2.3 Экспериментальные измерения……………………………….…………20-27
2.3.1 Сведения……………………………………………………………..20-22
2.3.2 Ошибки измерения…………………………………………………22-24
2.3.3 Измерительные приборы…………………………………………..24-28
III.Заключение……………………………………………………………....….28-29
IV.Список литературы………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

      Электроизмерительные  приборы широко применяются и  для измерения неэлектрических  величин: температуры, давления, скорости движения, освещенности и т.п. Принцип  действия таких приборов основан на связи между электрическими и другими физическими явлениями. Такая связь обусловливает возникновение термотоков, фототоков, электромагнитной индукции и т.п.

      В измерительной практике часто встречаются  косвенные измерения, в основу которых положены законы или закономерности, устанавливающие зависимость между различными физическими величинами. Например, электрическое сопротивление проводника можно определить, измерив падение напряжения на нем и силу тока.

      Электрические измерения можно производить  двумя способами:

      1) сравнением измеряемой величины с ее соответствующими эталонами э.д.с., сопротивления, емкости, индуктивности и т.п.;

      2) с помощью приборов, показывающих численные значения измеряемой величины.

      По  своему назначению основные электроизмерительные приборы можно классифицировать следующим образом:

      • амперметры и миллиамперметры — измерители силы тока:

      • вольтметры и милливольтметры — измерители напряжения;

      • ваттметры — приборы для измерения электрической мощ ности;

      • счетчики электрической энергии — приборы для измерени электрической энергии;

      • омметры — приборы для измерения электрического сопро тивления;

      • частотометры — приборы для измерения частоты переменного тока;

      • приборы для измерения емкости и т.п.

      По  принципу действия электроизмерительные приборы подразделяются на магнитоэлектрические, электромагнитные, электродинамические, тепловые, индукционные, электронные и другие системы.

      Одна  из основных характеристик электроизмерительного  прибора — чувствительность, определяемая отношением линейного или углового перемещения указателя к изменению измеряемой величины про отклонении на одно деление.3)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      III.Заключение

      О единстве теоритической  и экспериментальной  деятельности

      Единство  теоритической и экспериментальной деятельности реализуется в общественном процессе познания, в интеграции специализированных видов деятельности. Экспериментальная деятельность всегда включает теоретическую, а теоретическая деятельность должна учитывать результаты экспериментов и наблюдений.Понимание диалектики позниния заставляет нас выступать как против полоского эмпиризма, так и против преувеличенного умозрения, в котором отсутствует разумная научная постановка вопросов, основанная на обобщении результатов эксперимента. Ученые отвергают обе эти крайности. Так, часто подчеркивается, что нет ничего практичнее хорошей теории. Однако можно отметить также и то, что плохая теория исчезает, а удавшийся эксперимент остается. Он служит основанием все новых и новых попыток интерпритации. Хорошая теория подтверждается данными эксперимента и может использоваться на практике. Вопрос о том, должны ли в определенной области науки в какой-либо стране предприниматься усилия специальнолибо в экспериментальной, либо в теоритической области, нельзя решить только на основании теретико-познавательных соображений. Для этого необходим анализ состояния развития науки, общественных потребностей и возможностей использования материальных и духовных патенций. Вместе с тем существует целый ряд проблем теорий познания, исследование которых должно продолжаться с учетом реализации в общественном процессе познания, а также в мышлении экспериментаторов и теоретиков единства экспериментальной и теоретической деятельности. Укажем здесь лишь на три проблемы: проблему сбора и анализа информации, ее упрощения и сооношения материализации и построения теорий.

      Экспериментальная деятельность и наблюдения дают множество  данных. С помощью электронно-вычислительной техники производится их накопление. Их анализ предполагает, что речь идет о существенных данных, то есть о данных, определяющих характер исследуемых объектов или процессов. Для того чтобы выявить существенные, необходимые теоретические представления, объясняющих на утовне гипотез возможные результаты экспериментов и наблюдений.

      Теоретический анализ данных, их объяснение с помощью  теории представляет важный шаг в  развитии науки, который может привести к последующим целенаправленным экспериментам. Целенаправленный сбор существенных данных предполагает теоретические  рассуждения, а недостатки в теории могут очень скоро превратиться в методологически границы для анализа данных.

      Интересно, что, исследуя процесс образования  структур при необратимых процессах, физика создает типовые физические теории биологической эволюции, в  которых старая проблема связей между образованием структур и сохранением энтропии рассматривается в новых аспектах. Таким образом,единство эксперементальной и теоретической деятельности соотносится с историческим процессом, в ходе которого возникают и исчезают объекты и процессы, изменяются механизмы эволюции, а существующие в настоящее время структуры сохраняют следы прошедшего.

      К. Фукс выдвинул следующий тезис: «Теория  отрасли науки – совокупность знаний о закономерных связях в данной области.Она является общим результатом эксперементальной и теоретической деятельности.» 4)

 
 

 

       IV.Список литературы:

      1.Карпенков  С.Х. Концерции современного естествознания.- 

         М.:ЮНИТИ,1997;

      2.Капица  П.Л. Эксперимент, теория, практика.-М.:Наука,1974;

      3.Общефизический  практикум.Механика.-М.:МГУ.1991;

      4.Эксперимент.Модель.Теория.-М.:Наука,1982;

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

 
 

       

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        

Информация о работе Эксперимент - основа естествознания