Классификация научных методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Наука - это такая же область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая - педагогическая, индустриальная и т.п. Единственное специфическое качество науки заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то наука - эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания.

Содержание

1. Сущность научного познания. Понятие метода исследования и научного метода
2. Понятие методологии
3. Философские и общенаучные методы научного исследования
4. Частные и специальные методы научного исследования
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

вариант4.docx

— 540.03 Кб (Скачать)

 

Таблица 6 - Сущность распространенных методов социологических исследований

№ п/п

Название метода

Содержание метода

1

Методы опроса

Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования).

Метод опроса часто требует разработки анкеты

 

Интервью

Беседа интервьюера с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники.

Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

 

Метод экспертных оценок.

Заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 - 30 человек).

 

Группировка

Заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам

 

Корреляционный анализ.

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления


 

При проведении конкретно-социологических исследований явлений используются и другие методы: социометрии, тестов, биографический, психологические и логико-математические.

 

Список использованных источников

 

  1. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - М.: ДМК Пресс, 2002.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
  3. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. - М.: Советская Энциклопедия, 1968-1979.
  4. Декарт Р. Рассуждение о методе. Начала философии. - М.: Вежа, 1998.
  5. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974.
  6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.

 Итоги ХХ столетия. - М.: Логос, 2000.

  1. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. - М.: Экономика, 1975.
  2. Кочергин А.Н. Методы и формы познания. - М.: Наука, 1990.
  3. Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. - СПб.: СПб. ГУП, 2001.
  4. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. - Волгоград: Перемена, 2001.
  5. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
  6. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. - Минск: Технопринт, 1999.
  7. Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978.
  8. Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. ред.-сост. Крылов Г.Г., Хромченко М.С. - М.: Изд-во Школы Культурной Политики, 2005.
  9. Никитин В.А. Организационные типы современной культуры: Автореферат дисс. д-ра культурологии. - Тольятти, 1998.
  10. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. - М.: Мысль, 2000.
  11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.
  12. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект / Методология практической образовательной деятельности. - М.: Эгвес, 2004.
  13. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития. - М.: Эгвес, 2000.
  14. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  15. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  16. Советский энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
  17. Философия//под. ред. Кохановского В.П. Ростов - н/Д.:Феникс,2000
  18. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. - М.: Изд-во политической литературы, 1972.
  19. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. - Пущино, 1987.
  20. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Москва, 1978.

Информация о работе Классификация научных методов