Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом – душой. Более того , природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Содержание

Формы восприятия природы в истории культуры. Понятие естественнонаучной картины мира……………………………………………3
Формирование русского государства и развитие естественнонаучных знаний……………………………………………………………………………7
Формы движения материи, их специфика и взаимосвязь……………………9
Теории возникновения жизни. Теория абиогенного происхождения жизни А.Опарина……………………………………………………………………...11
Синергетика: новые подходы в изучении природы…………………………13

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 92.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  К.Д. ГЛИНКИ». 

Кафедра агроэкологии 
 

Контрольная работа по дисциплине:

  Концепции современного  естествознания. 
 

                               

                  Выполнила: студентка 1 курса             экономического факультета вечернего  отделения 2-ое высшее специальности финансы и кредит

                  Борисова  Л.А. 

                                                                                  Шифр по зачетке: 11420 

                  Проверила: Волошина Е.В. 

                                                Воронеж 2011г.

Содержание. 

  1. Формы восприятия природы в истории культуры. Понятие естественнонаучной картины мира……………………………………………3
  2. Формирование русского государства и развитие естественнонаучных знаний……………………………………………………………………………7
  3. Формы движения материи, их специфика и взаимосвязь……………………9
  4. Теории возникновения жизни. Теория абиогенного происхождения  жизни А.Опарина……………………………………………………………………...11
  5. Синергетика: новые подходы в изучении природы…………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Формы восприятия  природы в истории  культуры. Понятие  естественнонаучной  картины мира.

 

     Формы восприятия природы. 

     Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек мыслился как одна из ее частей.

      Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом – душой. Более того , природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

     Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения.

     Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе. 

       Естественнонаучная картина мира. 

       Естественнонаучная картина мира - картина сущности и основных законов развития живой и неживой природы, а также это целостное систематизирующее представление о природе на данном этапе развития.

       За всю историю развития человечества  естествознание выделяет три  основных картины мира.

    1.  Преднаучная картина мира: с III в. до н. э. до середины XVII в.

    2.  Механиcтическая картина мира: с середины XVII в. до середины XIX в.

    3. Эволюционная (современная) картина мира: середина XIX в. и продолжается. 

         Преднаучная картина мира формируется трудами античных ученых и

главное место в ней занимает поиск  первого начала.

         Фалес Милетский возводил всё многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Анаксимен первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи. Гераклит Эфесский считал первоначалом всего сущего — мировой огонь.

         Однако позднее религиозно-мифические идеи начинают утрачивать свое значение, а рассуждения об устройстве мира приобретают более рациональную интерпретацию.

     Постепенно  в рамках единства философского, религиозного и научно-теоретического мышления сформировались различные научные направления:

  1. атомистическое (Левкипп, Демокрит, Эпикур);
  2. математическое (Платон и Пифагор);
  3. континуалистическое (Анаксагор, Аристотель).

     Попыткой  объяснить на основе представлений  о дискретном строении сущего все  явления и процессы природы был атомизм Левкиппа-Демокрита.  Атомы - неделимые материальные элементы , вечные, неразрушимые, непроницаемые, они различаются формой, положением в пустоте, величиной, движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры.

     Становлению математических концепций в научных  исследованиях способствовали учения пифагорейцев о том, что «все есть число», а мир объясняется едиными законами чисел. И здесь единство природы находило свое отражение в единстве знаний о ней.

     В III в. до н. э. Аристотель обобщая полученные знания формирует иной подход. Он считает, что все объекты и явления  природы связаны между собой. Он выдвинул идею постоянного самопроизвольного  возникновения живого и неживого. На основе своих наблюдений он пытается обосновать шарообразность земли, на ошибочно считает ее неподвижной. Возникает геоцентрическая модель вселенной.

     Т.к. учения этого времени отрицают необходимость  опыта и эксперимента, то и картина называется преднаучной. 

         Формирование механистической картины мира (МКМ) происходило в течение нескольких столетий до середины девятнадцатого века. Имена учёных, внесших основной вклад в создание МКМ: Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон.

     Николай Коперник был первым человеком, сумевшим нанести сокрушительный удар по геоцентрическим системам мира. В мае 1543 года увидела свет его книга «О вращениях небесных сфер». Учение Коперника противоречило церковным воззрениям на устройство мира и сыграло огромную роль в истории мировой науки.

     Основоположником  механической картины мира по праву  считается Галилео Галилей, итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Всеми своими силами он боролся против схоластики, считая единственно верной основой познания опыт. Направив подзорную трубу в небо, он сделал несколько выдающихся астрономических открытий: спутники Юпитера, фазы Венеры, строение Млечного Пути, солнечные пятна, кратеры и горы на Луне. Наблюдения за движением небесных тел сделали его убеждённым сторонником гелиоцентрической системы.

     Исаак Ньютон построил первый в мире зеркальный телескоп, чётко сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, сформулировал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время в механике Ньютона являются абсолютными. На языке Ньютона говорит вся современная наука.

     Коротко перечислим основные черты механистической картины мира.

- Все материальные тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном и хаотическом механическом движении. Материя – вещество, состоящее из неделимых частиц.

- Пространство – пустое вместилище тел. Всё пространство заполняет невидимая невесомая «жидкость» - эфир. Время – простая длительность процессов. Время абсолютно.

- Всё движение происходит на основе законов механики Ньютона, все наблюдаемые явления и превращения сводятся к механическим перемещениям и столкновениям атомов и молекул.  

     Толчком в развитии дальнейшего изучения явились работы Дарвина, согласно которым  развитие в природе носит эволюционный необратимый характер, путем медленных и постепенных изменений как количественного так и качественного характера.

     Основные  положения:

1. Изменчивость, как последствие воздействия внешней среды.

2. Наследственность.

3. Естественный  отбор, который возникает вследствие борьбы за существование.

           В дальнейшем Эйнштейн развивает  иную модель вселенной, согласно  которой она динамична, постоянно  расширяется, бесконечна и безгранична.  Принцип эволюционизма становится  глобальным. В современной картине мира ведущее место отводится саморазвитию в природе. Для современной науки становятся характерны тенденция экологизации, т.е. дальнейшее развитие культуры будет как одно целое. 

2. Формирование русского государства и развитие естественнонаучных знаний. 

     День 21 сентября (8 сентября по старому стилю) 862 г., приходящийся на Праздник Рождества  Пресвятой Богородицы, считается  днём начала Русского государства. Так  обозначено на памятнике Тысячелетия  Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.

     В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени  братьев-"варягов" Рюрика, Синеуса  и Трувора. В Лаврентьевском списке "Повести временных лет" об этом говорится: "реша сами в себе поищем собе князя иже бы володел  нами и судил по праву... "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами"... ".

     В ХVIII в. немецкие ученые выдвинули так  называемую "норманнскую" теорию, что русское государство якобы  основано иностранцами неславянского  происхождения. В принципе ничего зазорного в этом не было бы, ибо эти "иностранцы" моментально обрусели, и тем самым русские показали уже тогда эту свою удивительную особенность вбирать в себя и делать русскими выходцев их разных народов. Однако "норманнская" теория не соответствует истине: Рюрик вовсе не был для Руси иностранцем. Несостоятельность "норманнской" теории показал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. В ХIХ-ХХ вв. были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию. В частности, Н.Н. Ильина (супруга И.А. Ильина) в книге "Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки на основании боле точных таких исследований показывает, что Рюрик был прибалтийским славянином.

     Династия  Рюриковичей дала Русскому государству  целую плеяду князей и Государей, многие из которых причислены к лику святых. Отметим, однако, неточность расхожего  утверждения о "пресечении династии Рюриковичей" с кончиной бездетного Царя Федора Иоанновича, в связи, с чем и понадобилось призвание на царство новой династии - Романовых. Тогда пресеклась лишь прямая царствовавшая линия, других же Рюриковичей и тогда было очень много (что могло быть даже причиною затруднения в выборе: кого предпочесть?). Предпочли не искать ближайшего по крови, а ближайшего "по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет" - внучатого племянника первой жены Царя Ивана Грозного, царицы Анастасии Романовны.

     Русских же дворянских родов, ведущих свою родословную от Рюрика, и ныне насчитывается несколько десятков, а живущие их потомки ныне исчисляются тысячами.

     Истоки  развития науки уходят своими корнями  в практику ранних человеческих обществ, в которой были нераздельно сплавлены  познавательные и производственные моменты. Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. Для возникновения науки были необходимы определённые социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий науки), а также наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"