Основные концепции естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 22:59, реферат

Описание работы

В наше время стало модой говорить о законах природы и общества. Применительно к природе это, строго говоря, неверно. Природа не знает законов. Это мы придумываем их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать происходящее. Термин “закон природы” следует понимать в том смысле, что природные явления повторяемы и, следовательно, предсказуемы. Как бы-то ни было, повторяемость природных явлений дает возможность науке формулировать законы, которые принято называть законами природы. В их исследовании человечество руководствуется некоторыми чрезвычайно общими принципами, облегчающими процесс изучения природных явлений.

Содержание

Введение 3
1. Наука естествознание. Предмет и цели естествознания. 3
2. Естественные науки. Классификация. 5
3. Самоорганизация систем как переход от беспорядка к порядку. Синергетика 7
Заключение 10
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КСЕ. Основные концепции современного естествознания..docx

— 43.66 Кб (Скачать)
Автономная некоммерческая организация высшего  профессионального  образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 
 

Факультет: Экономический

Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных           дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Концепции современного естествознания»

Тема:  Основные концепции современного естествознания 

Выполнил: Россомагин Руслан Владимирович
 
Группа: М1-10-С(И)
 
Контактная  информация: 293-28-02
 
Отметка о регистрации:  
 
Проверил:  
 
Дата:   Оценка:  
Примечания:  
 
 
 
 

Пермь 2011г. 
 

    Содержание:

    Введение                                                                                                                               3

  1. Наука естествознание. Предмет и цели естествознания.                                             3
  2. Естественные науки. Классификация.                                                                          5
  3. Самоорганизация систем как переход от беспорядка к порядку. Синергетика      7

    Заключение                                                                                                                         10

    Список  использованной литературы                                                                                10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    В наше время стало модой говорить о законах природы и общества. Применительно к природе это, строго говоря, неверно. Природа не знает законов. Это мы придумываем  их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать  происходящее. Термин “закон природы” следует понимать в том смысле, что природные явления повторяемы и, следовательно, предсказуемы. Как  бы-то ни было, повторяемость природных  явлений дает возможность науке  формулировать законы, которые принято  называть законами природы. В их исследовании человечество руководствуется некоторыми чрезвычайно общими принципами, облегчающими процесс изучения природных явлений.

    Если  попытаться, хотя бы в самом общем  виде, представить себе историю мысленного овладения миром, то в ней обнаруживаются, "переплетаются" три линии, три  направления, образующие единство цивилизационного процесса: действие, знание, понимание. Они не только взаимодействуют - они дополняют, взаимно инициируют друг друга. Так, в предельно сжатой и упрощенной форме можно определить суть именно человеческого существования - овладение миром в процессе деятельностного, познавательного, осмысленного существования в нем. 

  1. Естествознание  как единая наука о природе. Предмет  и цели естествознания.
 

    Осваивая  природу, человек обобщает, сохраняет  в знании прежний опыт, осмысливает  достигнутое, прорывается в новые сферы неведомого, реализуя на новом уровне бесконечной спирали свои возможности созидания, творения нового, преобразуемого трудом, разумом и творческим осмыслением природы.

    Представления о свойствах и особенностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают нам разные науки, изучающие  различные процессы и явления  природы.

    Поскольку природа представляет собой нечто  единое и целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный  характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую систему научных  знаний о природе издавна называют естествознанием. Раньше в естествознание входили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о  природе, но уже с эпохи Возрождения  возникают и обособляются отдельные  его отрасли и дисциплины, начинается процесс дифференциации научного знания. Ясно, что не все эти знания являются одинаково важными для понимания природы.

    Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер основных и важнейших знаний о  природе, ученые ввели понятие научной  картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов  и законов, лежащих в основе окружающего  нас мира. Сам термин "картина  мира" указывает, что речь идет здесь  не о части или фрагменте знания, а о целостной системе. Как  правило, в формировании такой картины  наиболее важное значение приобретают концепции и теории, наиболее развитых в определенный исторический период отраслей естествознания, которые выдвигаются в качестве его лидеров. Не подлежит сомнению, что лидирующие науки накладывают свою печать на представления и научное мировоззрение ученых соответствующей эпохи. Но это отнюдь не означает, что другие науки не участвуют в формировании картины природы. В действительности она возникает как результат синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех отраслей и дисциплин естествознания.

    Существующая  картина природы, рисуемая естествознанием, в свою очередь оказывает воздействие  на другие отрасли науки, в том  числе и социально-гуманитарные. Такое воздействие выражается в  распространении концепций, стандартов и критериев научности естествознания на другие отрасли научного познания. Обычно именно концепции и методы наук о природе и научная картина  мира в целом в значительной степени  определяют научный климат эпохи. В  теснейшем взаимодействии с развитием  наук о природе начиная с XVI в. развивалась математика, которая  создала для естествознания такие  мощные математические методы, как  дифференциальное и интегральное исчисления.

    Однако, без учета результатов исследования экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными и ограниченными. Поэтому следует различать научную картину мира, которая формируется из достижений и результатов познания наук о природе, и картину мира в целом, в которую в качестве необходимого дополнения входят важнейшие концепции и принципы общественных наук.

    Курс "Концепции современного естествознания" аккумулирует историю науки, теоретические, общеначальные и философские аспекты прогресса естественных наук, объяснение и оценку их роли в решении современных технических и, в определенной мере, социальных проблем.

    В рамках дисциплины "Концепции современного естествознания" рассматривается  научная картина природы такой, какой она исторически сформировалась в процессе развития естествознания. Однако, еще до появления научных представлений о природе люди задумывались об окружающем их мире, его строении и происхождении. Такие представления вначале выступали в форме мифов и передавались от одного поколения к другому. Согласно древнейшим мифам, весь видимый упорядоченный и организованный мир, который в античности назывался космосом, произошел из дезорганизованного мира, или неупорядоченного хаоса.

    По  философскому словарю: «естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знании (наряду с науками об обществе и мышлении). Естествознание - теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет естествознание - различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности…». 

    2. Естественные науки: классификация,  субординация, интеграция и дифференциация 

    По  предмету и методу познания можно  выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную  группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более  подробному членению. Естественные науки, получившие свое право на существование  с 18 в., - это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволили сгруппировать их следующим  образом:

    - физика, химия, физическая химия;

    - биология, ботаника, зоология;

    -анатомия, физиология, учение о происхождении  и развитии, учение о наследственности;

    - геология, минералогия, палеонтология,  метеорология, география;

    - астрономия вместе с астрофизикой  и астрохимией.

    В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов). В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея "Большого взрыва" и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой - благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов и синергетики. Именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма.

    Внимательно рассмотрим какую-нибудь естественную науку, скажем физику. Что изучает  физика? Ответ кажется тривиальным. Наука физика изучает природу. Или  точнее, некоторые аспекты природы (в отличие, например, от химии). Ну, а  что изучают физики? Казалось бы, какая разница? Но тут есть тонкое различие. Физики вовсе не изучают  природу непосредственно, они не занимаются явлениями природы, как  таковыми. Физик-экспериментатор, ставя  эксперимент, смотрит на движение каких-то стрелок, изучает фотографии треков каких-то частиц, и тому подобное. Физик-теоретик что-то пишет на бумаге, делает какие-то вычисления, приходит к каким-то выводам  о результатах тех или иных экспериментов. Вот непосредственно  чем занимаются физики.

        Ну, а какое имеет отношение  к природе их деятельность? Очень  простое. Прежде чем ставить  эксперимент или производить  какие-то вычисления, человек создает  в своем уме некую модель  тех явлений, которые он хочет  изучить, исследовать. Анализируя  модель, физик делает вывод, каким  должен быть результат эксперимента. Он ожидает, что если собрать  такой-то прибор, то стрелки будут  показывать то-то и то-то. Он  собирает такой прибор, ставит  эксперимент и убеждается, что  стрелки ведут себя нужным  образом. Он с удовлетворением  говорит, что его модель достаточно  точно отражает исследуемое явление.

    Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится  к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления (по Пифагору - это число).

    Дифференциация  научного знания была необходимым этапом в развитии науки. Частные науки  классифицировались с точки зрения их предмета или метода.

    При условии, если окружающий нас мир  един и образует единое и целостное  образование, то и знание о нем  имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы, отображающие единство и целостность  природы, законы, составляющие фундаментальное  единство естественных наук.

    Воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым  пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, - о взаимосвязи и единстве этих наук.

Информация о работе Основные концепции естествознания