Особенности и взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного типов культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:26, доклад

Описание работы

Вначале уточним исходные понятия. Поскольку мы будем говорить о типах культур, то прежде всего нужно определить само понятие «культура».

Культура — есть набор произведенных человеком духовных и материальных ценностей, а также сама человеческая способность данные ценности производить и применять.

Это определение указывает на надприродный, социальный характер человеческого бытия. Культура есть все то, что произведено человеком как дополнение к естественному миру, однако, на базе последнего.

Культура — совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Культура охватывает всё многообразие материальной и духовной деятельности людей, но представляет её не во всех аспектах, а с особой стороны. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый людьми. Чтобы быть полноправным членом общества, каждый человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и внутренний мир в духе её требования. С учетом сказанного о культуре, понятно, что вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры.

Работа содержит 1 файл

Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типа культур.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Особенности и взаимосвязи  гуманитарного и  естественнонаучного  типов культур  

Вначале уточним исходные понятия. Поскольку мы будем говорить о типах культур, то прежде всего  нужно определить само понятие «культура».  

Культура — есть набор произведенных человеком духовных и материальных ценностей, а также сама человеческая способность данные ценности производить и применять. 

Это определение указывает  на надприродный, социальный характер человеческого бытия. Культура есть все то, что произведено человеком  как дополнение к естественному миру, однако, на базе последнего.

Культура — совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Культура охватывает всё многообразие материальной и  духовной деятельности людей, но представляет её не во всех аспектах, а с особой стороны. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый людьми. Чтобы быть полноправным членом общества, каждый человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и внутренний мир в духе её требования. С учетом сказанного о культуре, понятно, что вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры.

Cуществует проблема совмещения двух типов культур — естественнонаучной и гуманитарной. 
 

Естественные науки  являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естественнонаучная  культура - это:

совокупный исторический объем знания о природе и обществе;

объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который  в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;

усвоенное человеком  содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе. 

Гуманитарная культура - это:

совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;

системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра  и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего. 

истоки  спора двух типов  культур  

Присутствие в человеческой культуре двух разнородных типов явилось предметом философского анализа уже в XIX столетии, когда формировалось большинство наук о проявлениях человеческого духа. Но в тот период интерес к рассматриваемой проблеме имел скорее академический, теоретический характер. Однако в ХХ веке данная проблема перешла уже в практическую плоскость: появилось острое чувство увеличивающегося разрыва гуманитарной и естественнонаучной культур. А, как известно, обоюдное непонимание уменьшает уважение и снижает интерес друг к другу, что ведет, в свою очередь, к открытой конфронтации и вражде.  

Взаимного понимания  можно добиться, начав с анализа  условий и причин возникновения этого непонимания. Почему, например, противостояние гуманитарной и естественнонаучной культур обострилось как раз в XX столетии, и именно, во второй его половине? Ответ на данный вопрос предельно ясен. Данный период характеризуется огромными успехами естествознания и его практических воплощений. Появление компьютеров, телевидения, ядерных реакторов, выход человека в космос, расшифровка генетического кода — все эти и многие иные блистательные достижения естественнонаучной культуры значительно изменили образ жизни и стиль человека. 

Показать такие  же внушительные успехи гуманитарная культура была не в состоянии, но и  одобрить образцы и стандарты  мышления естествоиспытателей она  долго не соглашалась. Гуманитарная культура, в результате, культивируя  свою специфику и изоляцию, все более становилась чем-то вроде музейной ценности, либо средства развлечения утомленных от практических забот носителей естественнонаучной культуры.   

Однако к концу ХХ столетия появились серьезные предпосылки для преодоления подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин - это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую. Это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление гуманитарных и естественных наук часто приносит новое, дает замечательные научные результаты.

Как и в естествознании, в гуманитарных науках усиливаются  интеграционные процессы за счет прямых связей между ними. Обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований (например, компьютеризация). Тем самым устанавливаются связи гуманитарных и естественных наук, которые тоже заинтересованы в этом. Всё большее значение приобретают совместные разработки естественников, гуманитариев, обществоведов, философов в сфере этических и правовых проблем науки.

Ещё одним основанием объединения наук является философия. Теоретические уровни естественных и гуманитарных наук смыкаются в  общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом. Существенным компонентом общенаучного познания является философское истолкование данных науки, составляющее её методологические и мировоззренческие основы.

Существует деление  культуры и интеллигенции на научную  и художественную. Указанные формы  культуры и соответствующие группы деятелей культуры имеют определенные различия, но не настолько сильные  и резкие, чтобы противопоставлять их друг другу. Культура едина при всем многообразии её разновидностей.

Не только в эпоху  Возрождения, но и в другие века одни и те же творцы достигли высот и  в науке и в искусстве –  Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов, И.-В.Гете, А.П.Бородин (ученый химик и знаменитый композитор). Из ныне живущих, академик И.Р.Шафаревич – крупнейший математик, историк, обществовед; академик Б.В.Раушенбах, один из теоретиков космонавтики, - знаток русской истории, иконописи, богословия.

Профессор-физик и  поэт, автор 12 поэтических сборников В.Ф.Ноздрев составил целую книгу из поэтических произведений русских ученых – М.В.Ломоносова, А.П.Бородина, Н.П.Дубинина, Н.А.Морозова. Составитель отмечает, что общим для ученых-поэтов был патриотизм, любовь к Родине. Удивителен подвиг одного из них. Н.А.Морозов, ученый-энциклопедист, провел 20 лет при царизме в Шлиссельбургской крепости, а затем во Время Великой Отечественной Войны, тайком от родных, в возрасте 87 лет, сбежал на фронт и принимал участие в боях.

В.Ф.Ноздрев считает плодотворной связь между наукой и искусством. Он говорил: «…Сочетание в одном лице ученого и поэта порождает комплексное мироощущение, расширяющее наши возможности всестороннего познания разумом и чувствами. Поэтому противоестественно отрывать их друг от друга…».

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается  в следующем:

имеют общую культурную основу;

являются основополагающими  элементами единой системы знаний;

представляют собой  высшую форму человеческих знаний;

взаимно координируют в историко-культурном процессе;

стимулируют появление  новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Человек является основным звеном связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:

непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;

использует результаты наук для удовлетворения своих общественных и личных потребностей;

постоянно совершенствует научную деятельность;

определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует их развитие.

Среди выделяющихся в последние десятилетия новых  отраслей знания значительное число  уже по своей природе носит  синтетический, интегративный характер (астрофизика, математическая лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.).

Таким образом, можно  утверждать, что отличительной чертой современной науки является процесс  синтеза двух культур – естественнонаучной и гуманитарной.

Информация о работе Особенности и взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного типов культур