Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 48 ответов на экзаменационные вопросы по дисциплине "Концепции современного естествознания".

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ.docx

— 80.18 Кб (Скачать)

1 Естественно научная  гуманитарная культуры. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается вы¬сокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания

Культура – это  совокупность созданных ч-ком духовных и материал ценностей.

ЕСТ.НАУЧ – Объект – природа, Функция – объяснение в форме доказательства, Суб-Об – разделены, Количественные характеристики, Эксперимент – основа методологии, Независима от идеологии

ГУМ – Объект –  общество и человек, Функция –  понимание в форме истолкования, Суб-об пересекаются, Качественные хзарактеристики, Эксперименты затруднены, но не исключены, Связано с идеологией

Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:

• они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптималь¬ных условий       для самосохранения и совершенствования;

• осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествозна¬ния, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);

• взаимно координируют в историко-культурном процессе;

• являются   самостоятельными   частями   единой   системы знаний науки;

• имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

2. «Здравый смысл»  и научный метод.Отличие научного и обыденного знаний. (Истина – польза, ученые – обыватели, теория – стихийно, усваиваются целенаправленно – стихийно)

Здравый смысл –  Это определенная структура мышления основанная на обыденном опыте.(то что принято в повседневности)методика здр. смысла - стихийна, без аргументов, а научн метод рационально обоснован, теоретически обсужден, специально.

Метод – совокупность, система правил, приемов познавательной и практической деятельности. Обычно метод отвечает на вопрос КАК обращаться с реальностью.

Научные методы –  это обратная сторона теории. Теория объясняет, ЧТО собой представляет тот или иной фрагмент реальности, а обратная сторона показывает, КАК  с этой реальностью надо обращаться, что с ней можно и нужно  делать.

Научный метод формируется  в процессе развития науки, опирается  на научное познание.

Общенаучные и Специально научные.

Наблюдение -  ин-фа о внешних св-вах , целенаправленность, объективность

Измерение – отношение  одной величины (измеряемой) к другой принятой за постоянную (единицу измерения)

Эксперемент – способ активного исследования в упр условиях. Гл. задача проверка гипотез.

Анализ – мысленное  расчленение на сост части

Синтез – соединение выделенных в анализе Эл-тов

Индукция – обобщение  частных

Дедукция  - от общего к частному

Аналогия -  предположение  сходства

Абстрагирование  - выделение существ св-в

Моделирование -  замена объкта подобным ему

Отличие научного и  обыденного знаний. (Истина – польза, ученые – обыватели, теория – стихийно, усваиваются целенаправленно –  стихийно)

Здравый смысл –  Это определенная структура мышления основанная на обыденном опыте.(то что принято в повседневности)методика здр. смысла - стихийна, без аргументов, а научн метод рационально обоснован, теоретически обсужден, специально.

Метод – совокупность, система правил, приемов познавательной и практической деятельности. Обычно метод отвечает на вопрос КАК обращаться с реальностью.

Научные методы –  это обратная сторона теории. Теория объясняет, ЧТО собой представляет тот или иной фрагмент реальности, а обратная сторона показывает, КАК  с этой реальностью надо обращаться, что с ней можно и нужно  делать.

Научный метод формируется  в процессе развития науки, опирается  на научное познание.

Общенаучные и Специально научные.

Наблюдение -  ин-фа о внешних св-вах , целенаправленность, объективность

Измерение – отношение  одной величины (измеряемой) к другой принятой за постоянную (единицу измерения)

Эксперемент – способ активного исследования в упр условиях. Гл. задача проверка гипотез.

Анализ – мысленное  расчленение на сост части

Синтез – соединение выделенных в анализе Эл-тов

Индукция – обобщение  частных

Дедукция  - от общего к частному

Аналогия -  предположение  сходства

Абстрагирование  - выделение существ св-в

Моделирование -  замена объкта подобным ему

3. Сходство и различие  методов объяснения  и понимания в  естествознании и  гуманитарных науках.Е-Н  – объяснение. Г - понимание

Объяснение –  подведение явления, факта или события  под некоторый общий закон, теорию или концепцию.

Понимание –Психологическое (Стремление влезть внутрь) Социологическое (интерпритация с точки зрения объяснения(цель, мотив, движ. силы))

 В ряде гуманитарных  наук, например в истории, трудно  подвести индивидуальные и неповторимые  события и явления под какой-либо  общий закон или теорию. С другой  стороны одни говорят что законы  на которые должны опираться  гуманитарные объяснения на столько  просты что он не заслуживают  особого анализа, с другие говорят  что законы слишком запутаны  и сложны и нам только предстоит  открыть их.  природы не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов, а следовательно понять природу нельзя. 

Различия между  ними заключается в том, что объяснение сводится к логическому выводу, а  понимание – к интерпретации.

4. Естественнонаучные  картины мира.Одной из первых возникла механистическая картина мира, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи – механического перемещения тел

Естественно-научная картина мира - это система важнейших принципов и законов лежащих в основе окружающего нас мира. Картина возникает как результат синтеза фундаментальных открытий всего естествознания.

Одной из первых возникла механистическая картина мира, поскольку  изучение природы началось с анализа  простейшей формы движения материи - механического перемещения тел. Ее становление связывают с именем Г. Галилея.

- Отличие от ранее  натурфилософского способа, когда  для объяснения явлений природы  придумывались априорные схемы,  в том, что гипотезы систематически  проверялись опытом 

- Он впервые применил  экспериментальный принцип в  совокупности с его математическим  анализом.

- Позволило уст. закон движения свободно падающего тела

- Установил ускорение  свободного падения g=9,81 м/с2

- Позволило сформ. мех. принцип относительности

- Астрономические  достижения -> подрыв мнения о  совершенстве космоса 

И. Кеплер:

- Закон движения  планет, вторжение в запретную  для исследования область. Установил,  что траектория движения планет - эллипс 

- Отрицание непреодолимой  пропасти между движением небесных  и земных тел.  

И. Ньютон:

- Определение мгновенной  скорости, как S`(t)

- Отрицание скрытых  качеств вещей ( против Аристотелю)

- Использование логических  методов анализа и синтеза,  индукции, как норма исследования 

- Формулирование  основных законов механики (3 шт.) :

#Закон инерции:  всякое тело продолжает удерживаться  в своем состоянии покоя или  равномерного движения, если на  него не действуют силы 

#Второй закон,  основной: Изменение кол-ва движения  пропорционально приложенной действующей  силе и происходит по напрвлению той прямой, по которой эти сила действует.

#Третий закон:  Действию всегда есть равное  и противоположно направленно  противодействие. Взаимодействия  равны и направлены в противоположные  стороны. 

- Формулирование  особ. мех. картины мира:

# Время обратимо. Все состояния в принципе одинаковы 

# Все мех. процессы подчиняются строгому детерминизму, т.к. систему можно определить через ее предыдущее состояние

- Исключается случайность. 

- Из этого возникает  знаменитое уравнение Лапласа,  при помощи которого, зная все  нужные характеристики системы,  можно описать ее состояние  в любой момент. Демон Лапласа. 

- Мир как машина.

- Постулат: время  и пространство никак не связаны с движениями тел, имеют абсолютный характер.

- Тенденция свести  закономерности более высоких  форм движения материи к законам  простейшей ее формы - механист. движению

- электромагнитная  картина мира (ЭМКМ). В её формировании  сыграли решающую роль исследования, проведённые выдающимися учёными  М.Фарадеем и Дж.Максвеллом, Г.Герцем. весь мир заполнен электромагнитным эфиром, который может находиться в различных состояниях.

ЕНКМ- целостный взгляд на мир природы с позиции науки. (половинка)

Т.Кун ввел понятие  парадигма (образец) Оно вкл в себя основные принципы, законы методы исследования.

Революция носит  иррациональный характер, переход оказывается  сродни переходу от одной религии  к другой.

Лакатош пытался представить внутр. структуру. Жесткое ядро (неопровержимые), негативная эвристика (защитный пояс), позитивная эвристика (направление дальнейшего исследования)

Гл. отличие что научные программы выбираются сознательно из ряда конкурирующих

До классическая (Аристотель) Геоцентрическая, Образец научного исследования.

Классическая (Ньютон) Гелеоцентрическая, осн механика.

Неклассическая (Эйнштейн) Отказ от центризма, принцип относительности.

Постнеклассическая – синергетика, использование в естествознании методов гуманитарных наук

5.Особенности  современной естественнонаучной  картины мира.Главная принципиальная особенность современной -естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма. В современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития. Это принципиально новый для естествознания взгляд на вещи, хотя сама идея эволюции зародилась в XIX в. Наиболее сильно она прозвучала в учении Ч. Дарвина о происхождении видов.

Общий смысл комплекса  синергетических идей:

• процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной равноправны;

• процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они  осуществляются.

Картина мира современная, необыкновенна сложна и проста одновременно. Сложна потому что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом научным представлениям. А проста потому что ей придают качества:

Системность(наблюдаемая вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из множества подсистем разного кровнясложности и упорядочности + иерархия систем)

Глобальный( это признание невозможности существование вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции).

Самоорганизация(это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур). Историчность(принципиальная незавершенность настоящей, да и любой другой картины мира).

6. Классический (Лапласовский) детерминизм.Детерминизм (от лат. determine — определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.

Задав уравнение  движения тела, его координаты и  скорость в некоторый момент времени, который часто называют начальным  его состоянием, мы можем точно  и однозначно определить его состояние  в любой другой момент времени  в будущем или прошлом.

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"