Женщины – лауреаты Нобелевской премии

Автор: y*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:25, реферат

Описание работы

После выполнения всех формальностей идея Нобеля стала реальностью: 29 июня 1900 устав фонда был утвержден Шведским парламентом. Первые Нобелевские премии были присуждены в 1901. Лауреатами стали Э.Геринг (филиология и медицина), В.Рентген (физика), Л.Вант-Гофф (химия). В 1968 Шведский национальный банк принял решение об учреждении памятной премии Альфреда Нобеля в области экономических наук. Присуждение этой премии было возложено на Шведскую АН на условиях, предусмотренных в уставе Нобелевского фонда.

Содержание

Введение
1.Нобелевская премия
1.1 НОБЕЛ АЛЬФРЕД БЕРНХАРД
2.Женщины – лауреаты Нобелевской премии
2.1 Мария Складовская-Кюри
2.2 Ирен Жолио-Кюри
2.3 Берта фон Зутнер
2.4 Ялоу Розалин Сасмен
2.5 мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу)
2.6 Франсуаза Барре-Синусси
2.7 Рита Леви-Монтальчини
2.8 Ирена Сендлер
3.Женщины – лауреаты Нобелевской премии в 2011 году
4.Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

естествознание реферат.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Мария Склодовская-Кюри скончалась в 1934 году от апластической анемии. Её смерть является трагическим уроком — работая  с радиоактивными веществами, она  не предпринимала никаких мер  предосторожности и даже носила на груди ампулу с радием как талисман. Похоронена рядом с Пьером Кюри в парижском Пантеоне.

     2.2 Французский физик Ирен Жолио-Кюри родилась в Париже12 сентября 1897 г.[4 ] Она была старшей из двух дочерей Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри. Мари Кюри впервые получила радий, когда Ирен был всего год. Приблизительно в это же время дед Ирен по линии отца, Эжен Кюри, переехал жить в их семью. По профессии Эжен Кюри был врачом. Он добровольно предложил свои услуги восставшим в революцию 1848 г. и помогал Парижской коммуне в 1871 г. Теперь Эжен Кюри составлял компанию своей внучке, пока ее мать была занята в лаборатории. Его либеральные социалистические убеждения оказали глубокое влияние на формирование политических взглядов Ирен.

     В возрасте 10 лет, за год до смерти отца, Ирен Кюри начала заниматься в кооперативной школе, организованной матерью и несколькими ее коллегами, в т.ч. физиками Полем Ланжевеном и Жаном Перреном, которые также преподавали в этой школе. Два года спустя она поступила в колледж Севине, окончив его накануне первой мировой войны. Ирен продолжила свое образование в Парижском университете (Сорбонне). Однако она на несколько месяцев прервала свою учебу, т.к. работала медицинской сестрой в военном госпитале, помогая матери делать рентгенограммы.

     По  окончании войны Ирен Кюри стала  работать ассистентом-исследователем в Институте радия, который возглавляла  ее мать, а с 1921 г. начала проводить  самостоятельные исследования. Ее первые опыты были связаны с изучением  радиоактивного полония – элемента, открытого ее родителями более чем 20 годами ранее. Поскольку явление радиации было связано с расщеплением атома, его изучение давало надежду пролить свет на структуру атома. Ирен Кюри изучала флуктуацию, наблюдаемую в ряде альфа-частиц, выбрасываемых, как правило, с чрезвычайно высокой скоростью во время распада атомов полония. На альфа-частицы, которые состоят из 2 протонов и 2 нейтронов и, следовательно, представляют собой ядра гелия, как на материал для изучения атомной структуры впервые указал английский физик Эрнест Резерфорд. В 1925 г. за исследование этих частиц Ирен Кюри была присуждена докторская степень.

     Самое значительное из проведенных ею исследований началось несколькими годами позже, после того как в 1926 г. она вышла  замуж за своего коллегу, ассистента Института радия Фредерика Жолио. В 1930 г. немецкий физик Вальтер Боте обнаружил, что некоторые легкие элементы (среди них бериллий и бор) испускают мощную радиацию при бомбардировке их альфа-частицами. Заинтересовавшись проблемами, которые возникли в результате этого открытия, супруги Жолио-Кюри (как они себя называли) приготовили особенно мощный источник полония для получения альфа-частиц и применили сконструированную Жолио чувствительную конденсационную камеру, с тем чтобы фиксировать проникающую радиацию, которая возникала таким образом.

     Они обнаружили, что когда между бериллием  или бором и детектором помещается пластинка водородсодержащего вещества, то наблюдаемый уровень радиации увеличивается почти вдвое. Супруги  Жолио-Кюри объяснили возникновение этого эффекта тем, что проникающая радиация выбивает отдельные атомы водорода, придавая им огромную скорость. Несмотря на то что ни Ирен, ни Фредерик, не поняли сути этого процесса, проведенные ими тщательные измерения проложили путь для открытия в 1932 г. Джеймсом Чедвиком нейтрона – электрически нейтральной составной части большинства атомных ядер.

     Продолжая исследования, супруги Жолио-Кюри пришли к своему самому значительному открытию. Подвергая бомбардировке альфа-частицами бор и алюминий, они изучали выход позитронов (положительно заряженных частиц, которые во всех остальных отношениях напоминают отрицательно заряженные электроны), впервые открытых в 1932 г. американским физиком Карлом Д. Андерсоном. Закрыв отверстие детектора тонким слоем алюминиевой фольги, они облучили образцы алюминия и бора альфа-частицами. К их удивлению, выход позитронов продолжался в течение нескольких минут после того, как был удален полониевый источник альфа-частиц. Позднее Жолио-Кюри пришли к убеждению, что часть алюминия и бора в подвергнутых анализу образцах превратилась в новые химические элементы. Более того, эти новые элементы были радиоактивными: поглощая 2 протона и 2 нейтрона альфа-частиц, алюминий превратился в радиоактивный фосфор, а бор – в радиоактивный изотоп азота. В течение непродолжительного времени Жолио-Кюри получили много новых радиоактивных элементов.

     В 1935 г. Ирен Жолио-Кюри и Фредерику  Жолио совместно была присуждена Нобелевская премия по химии «за  выполненный синтез новых радиоактивных элементов». Во вступительной речи от имени Шведской королевской академии наук К.В. Пальмайер напомнил Жолио-Кюри о том, как 24 года назад она присутствовала на подобной церемонии, когда Нобелевскую премию по химии получала ее мать. «В сотрудничестве с вашим мужем,– сказал Пальмайер,– вы достойно продолжаете эту блестящую традицию».

     Через год после получения Нобелевской  премии Жолио-Кюри стала полным профессором  Сорбонны, где читала лекции начиная  с 1932 г. Она также сохранила за собой должность в Институте радия и продолжала заниматься исследованиями радиоактивности. В конце 30-х гг. Жолио-Кюри, работая с ураном, сделала несколько важных открытий и вплотную подошла к обнаружению того, что при бомбардировке нейтронами происходит распад (расщепление) атома урана. Повторив те же самые опыты, немецкий физик Отто Ган и его коллеги Фриц Штрасман и Лизе Майтнер в 1938 г. добились расщепления атома урана. Между тем Жолио-Кюри начала все большее внимание уделять политической деятельности и в 1936 г. в течение четырех месяцев работала помощником штат-секретаря по научно-исследовательским делам в правительстве Леона Блюма. Несмотря на германскую оккупацию Франции в 1940 г., Жолио-Кюри и ее муж остались в Париже, где Жолио участвовал в движении Сопротивления. В 1944 г. у гестапо появились подозрения в отношении его деятельности, и, когда он в том же году ушел в подполье, Жолио-Кюри с двумя детьми бежала в Швейцарию, где они оставались до освобождения Франции.

     В 1946 г. Жолио-Кюри была назначена директором Института радия. Кроме того, с 1946 по 1950 г. она работала в Комиссариате по атомной энергии Франции. Всегда глубоко озабоченная проблемами социального и интеллектуального прогресса женщин, она входила в Национальный комитет Союза французских женщин и работала во Всемирном Совете Мира. К началу 50-х гг. ее здоровье стало ухудшаться, вероятно, в результате полученной ею дозы радиоактивности. Жолио-Кюри умерла в Париже 17 марта 1956 г. от острой лейкемии.

     Высокая худенькая женщина, прославившаяся своим терпением и ровным характером, Жолио-Кюри очень любила плавать, ходить на лыжах и совершать прогулки в горы. Помимо Нобелевской премии, она была удостоена почетных степеней многих университетов и состояла во многих научных обществах. В 1940 г. ей была вручена золотая медаль Барнарда за выдающиеся научные заслуги, присужденная Колумбийским университетом. Жолио-Кюри была кавалером ордена Почетного легиона Франции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Берта фон Зутнер, австрийская писательница и пацифистка, родилась в Праге (входившей тогда в Австро-венгерскую империю) 9 июня 1843 г., в семье австрийского фельдмаршала графа Франса Йозефа Кински фон Шиник унд Теттау, который скончался незадолго до рождения дочери, и его жены Софии Вильгемины, дочери кавалерийского офицера.[5] Большая часть времени и денег уходила у Софии Вильгемины на поездки по курортам и азартные игры в казино; поэтому Берта росла в Париже, Венеции, Баден-Бадене, других европейских городах, бегло говорила на английском, французском и итальянском языках, перезнакомилась со многими известными людьми. Когда Берте исполнилось 30 лет, ее мать успела окончательно растратить семейное состояние.

     После неудачной попытки стать профессиональной певицей Берта нанялась гувернанткой к четырем дочерям венского семейства  Зутнер и вскоре влюбилась в одного из трех сыновей – барона Артура Гундаккар фон Зутнера. Однако финансовое положение Зутнеров оставляло желать лучшего, и родители надеялись поправить дела, выгодно женив Артура. Поэтому, столкнувшись с противодействием семейства Зутнер, Берта в 1876 г. переезжает в Париж и становится экономкой и личным секретарем у Альфреда Нобеля. Но через несколько дней Нобель уезжает по делам в Швецию, а Берта, тоскуя по родине и своему возлюбленному, возвращается в Вену, где втайне от его родителей выходит за Артура замуж.

     Следующие девять лет Зутнеры проводят в  России, на Кавказе, где у Берты  были друзья, дают частные уроки  языка и музыки, начинают интересоваться современной европейской культурой  и политикой и приходят к убеждению, что прогресс человечества без здравого смысла и образования невозможен. Когда между Россией и Турцией в 1877 г. началась война, Артур фон Зутнер стал писать репортажи с театра военных действий в венские периодические издания. Популярность статей мужа вдохновила взяться за перо и Берту. Она публикует рассказы, эссе, статьи, в соавторстве с Артуром – четыре романа, написанных в натуралистическом ключе под влиянием Эмиля Золя.

     После возвращения семьи Зутнер в Вену (1885) Берта продолжает в художественных произведениях выражать свои политические и общественные взгляды. Так, «Плохой человек» ("Ein schlechter Mensch", 1885) посвящен вольнодумству, «Даниэла Дормес» ("Daniela Dormes", 1886) – дарвинизму и антисемитизму, «Светская жизнь» ("High Life", 1886) – вопросам демократии и прогресса, «Перед штормом» ("Vordem Gewitter", 1894) – идеям социализма, «Опись одной души» ("Inventarium einer Seele", 1883) – общественному прогрессу, к которому, по мнению автора, можно прийти, отстаивая интернационализм и мир.

     В 1886...1887 гг. Зутнеры живут в Париже, где Берта вновь встречается с Альфредом Нобелем, который вводит ее в круг ведущих политических и литературных деятелей того времени. Зутнеров поразили милитаристские настроения парижан, которые мечтали о реванше за поражение Франции во франко-прусской войне 1870...1871 гг. В это время Зутнеры проявляют живой интерес к деятельности Ассоциации мира и международного арбитража, основанной в Лондоне для мобилизации общественной поддержки международному суду, созданному для мирного разрешения международных конфликтов. «Эта информация совершенно потрясла меня», – вспоминала впоследствии З. Решив откликнуться на новые идеи, она пишет «Эпоху машин» ("Das Maschinenzeitalter", 1889), где выступает с критикой национализма и милитаризма.

     В 1889 г. выходит книга З. «Долой оружие!» ("Die Waffen nieder"), рассказывающая о жизни молодой женщины, судьба которой была искалечена европейскими войнами 60-х гг. XIX в. В романе содержатся не только пацифистские рассуждения, но и «запоминающиеся сцены ужасных побоищ». По мнению критика Ирвина Абрамса, высказанному в 1962 г. в «Джорнал оф сентрал юропиен аффэрз» ("Journal of Central European Affairs"), батальные сцены романа З. «не уступают аналогичным эпизодам из книг более позднего времени».

     Роман «Долой оружие!» заставил говорить о писательнице как о ведущем борце за мир. Эту книгу цитировали в австрийском правительстве, перепечатывали в газетах и переводили на многие языки; «Долой оружие!» высоко ценил Лев Толстой. Для многих сторонников мира роман стал символом политической бескомпромиссности. Современные критики сравнивают его влияние с воздействием знаменитой книги Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

     Популярность  романа позволила писательнице установить контакты с европейскими группами борцов за мир. В 1891 г. З. присутствует на первом в своей жизни конгрессе миролюбивых сил, организованном в Риме Межпарламентским союзом. В том же году она основала Австрийское общество мира, которое стало первой пацифистской организацией страны за всю историю ее существования. В 1892 г. З. становится членом-учредителем Бернского бюро мира, организации, призванной координировать деятельность пацифистских групп, создающихся во многих странах Европы. В течение 20 лет она выполняет обязанности вице-президента этого Бюро.

     90-е  гг. XIX в. стали периодом резкого нарастания милитаризма; З. участвовала в работе многочисленных конференций миролюбивых сил, причем часто оказывалась единственной женщиной-делегатом. На Конференции миролюбивых сил в Гааге (1899) она открыла салон, который посещали многие знаменитые делегаты из 26 стран-участниц. В эти годы З. также пишет статьи, редактирует пацифистский журнал, выступает с лекциями.

     Во  времена, когда женщины почти  не принимали участия в общественной жизни, З., активный борец за мир, снискала всеобщее уважение, в т.ч. и Альфреда Нобеля, с которым она переписывалась, информируя его о деятельности пацифистских организаций и агитируя жертвовать средства на миротворческую деятельность. В 1893 г. Нобель пишет З. о своих планах «выделить часть состояния для премии, которая будет присуждаться тем, чьи усилия могут способствовать достижению мира в Европе». «Обязательно сделайте это, прошу Вас», – отвечала она.

     После смерти мужа в 1902 г. З. продолжает активную пацифистскую деятельность, совершает  турне по США и Германии, выступая с лекциями (1904...1905), встречается с президентом США Теодором Рузвельтом, способствует созданию Комитета англо-германской дружбы.

     В 1905 г., когда З. получила Нобелевскую  премию мира, она вместе с Фредериком Пасси возглавляла движение сторонников мира европейских стран. В своей Нобелевской лекции З. говорила о варварстве любой войны, неизбежности моральной деградации, а также о необходимости создания международного третейского суда и международного арбитража для сохранения мира на земле. «Вопрос о том, что должно преобладать в отношениях между государствами: грубая сила или закон, становится наиболее животрепещущим в наше богатое событиями время. Решение этой проблемы зависит от того, какой мы хотим видеть Европу: в грудах развалин или же, если удастся избежать конфронтации, мирной и цветущей», – сказала она.

     После получения Нобелевской премии известность  З. как писателя и оратора возросла еще больше. Она публикует многочисленные статьи, пишет роман о проблемах  мира и женского движения «Помыслы человечества» ("Der Menschheit Hochgedanken", 1911). В своих лекциях З. предупреждала об опасности милитаризации Китая, решительно выступала против строительства военных самолетов, призывала к объединению стран Европы как единственной альтернативе войне. В 1912 г. З. совершила вторую поездку в США с циклом лекций. В августе 1913 г. она обратилась с приветственной речью к делегатам Гаагского международного конгресса миролюбивых сил.

Информация о работе Женщины – лауреаты Нобелевской премии