Государственное управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность социальной сферы;
Рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
Показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферы;
Выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
Определить направления совершенствования социальной сферы в России.

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты управления социальной сферой..........................................5
1.1. Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи..............5
1.2. Отраслевой и территориальный подходы к управлению........................................10
1.3. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой.......................13
1.4. Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы....................................................................16
2. Проблемы развития социальной сферы в России........................................................19
2.1. Анализ уровня доходов населения...........................................................................19
2.2. Безработица и занятость в Российской Федерации..............................................23
3. Направления совершенствования социальной сферы в современных условиях развития РФ...................................................................................................................26
3.1. Механизмы совершенствования социальной сферы в РФ..................................26
Заключение..........................................................................................................................31
Список литературы.............................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

Государственное управление социальной сферой - курсовая.docx

— 82.76 Кб (Скачать)

6. Определяются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет бюджетных  средств (местного,  республиканского,  федерального  бюджетов).

7. Определяются  возможности улучшения качества  жизни местного сообщества за  счет внебюджетных средств,  в   том  числе  заемных.

8. Устанавливаются  целевые значения показателей  качества жизни местного сообщества  с учетом  всех  реальных  возможностей  и  ограничений.

9. Определяется  общий размер финансовых и  материальных ресурсов, необходимых  для достижения  целевых  значений  показателей  качества  жизни   местного  сообщества.

10. Определяются  исполнители  и  устанавливаются   сроки  выполнения  необходимых   работ.

Наиболее  серьезной проблемой местного самоупраления  выступает его ресурсная база, недостаточность которой препятствует проведению местной социальной политики. Расширение ресурсной базы местной  социальной политики связано в первую очередь с развитием малого предпринимательства. Поэтому необходимо демократизировать  предпринимательство, сделать его  доступным каждому человеку, обеспечив  ему, таким образом, возможность  самореализации. Тем самым движение за местное развитие способствует демократизации общества, поскольку изначально ориентировано  на создание достойных условий жизни  и труда всем группам и слоям  населения, а также на защиту их права  на равное участие в экономическом  и социальном прогрессе.

Возможность практического осуществления местной  социальной политики во многом зависит  от  упорядочения  отношений  собственности.

Сегодня органы власти субъектов федерации вправе устанавливать органам местного самоуправления задания по приватизации, что противоречит самой идее местного самоуправления. Право на разработку и практическую релизацию программы  приватизации муниципальной собственности  необходимо  предоставить  именно  местным  органам  власти,  и  только  им.

Особую роль в практической реализации местной  социальной политики играет финансово-распределительный  механизм доходов и расходов местного сообщества. Составными частями этого  механизма являются цены, тарифы, местные  налоги, сборы, пошлины, кредиты и  т.д. С их помощью можно целенаправленно и эффективно воздействовать на производство, товарообмен, инвестиционную деятельность. Первоочередной задачей местных органов власти является увеличение доходной части местного бюджета, что возможно осуществить на основе повышения эффективности и доходности деятельность как муниципальных, так и частных предприятий и организаций,  расположенных на  данной  территории.

 

1.4. Развитие социальной сферы:  факторы социального развития, современное   состояние  в  России,  основные  проблемы.

Развитие  социальной сферы является важнейшим  направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего  развития граждан. В статье 7 Конституции  РФ сказано: «Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека». Признаками социального государства  являются не только декларируемые права  на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование  и т.д., сколько их реализация, реальная доступность  социальных  благ  аюсолютному  большинству  населения.

Обобщающем  показателем развития социальной сферы  служат повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения при  сокращении разрыва доходов между  богатыми и малообеспеченными, что  особенно важно для экономики, так  как способствует расширению внутреннего  спроса,  производству  продукции  отечественных  предприятий.

Социальную  сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам  и  правилам.

Изменения в  социальной сфере находятся в  тесной связи с изменениями в  других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и  сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и  регулируемы.

Детерминированность [1] социальной сферы экономическими условиями проявляется через сложную систему взаимозависимостей различных факторов, влияющих на жизнь общества. Например, развитие самой материальной сферы нередко вступает в противоречие с развитием других сфер, и прежде всего политической. Эти связи, в свою очередь, опосредуются особенностями социальной структуры общества, природно-географических и иных факторов. К тому же нельзя забывать о внешних влияниях других государств на данное общество. Сложность связей между материальной и социальной сферами заключается в том, что их развитие нельзя ставить в жесткую линейную зависимость и что воздействия материальных основ жизнедеятельности общества на различные компоненты социальной сферы проявляются с разной степенью интенсивности и с разной направленностью. Подчеркнем еще два важных момента. Аналогичное влияние на социальную сферу оказывают политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь, в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества.

Каждая сфера  в своем взаимодействии с другими  может выступать не только как  причина. Будучи  включенной  в  систему  взаимодействия,  она  может  выступать  и  как  следствие.

Все сферы  – материально-производственная, политическая, культурно-духовная – составляющие ее среду, равно как и природно-климатические  условия, в которых она функционирует , должны рассматриваться как самостоятельные  факторы ее развития. В этой среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для поплнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры, для подготовки и переподготовки кадров, для совершенствования структуры. При этом, интегрируя возможности других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимелировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда – это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зависят свойства социальной  сферы.

С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние  воздействия преломляются через  внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей  внутренние  противоречия.

Еще одним  рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые  спецефичны именно для развития социального. Здесь имеется в виду, прежде всего, влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических  характеристик социальной  сферы.

Взаимосвязь и взаимовлияние социальной сферы  и ее среды может иметь как  постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных  взаимодействий придают их проявлениям  вероятностный  характер.

Итак,  выделим  следующие  группы  факторов  социального  развития:

    • Экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером  и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;
    • Политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых понятий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;
    • Правовые, обуславливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования  социальных  отношений,  уровень  правосознания  населения;
    • Культурные, определяющие воздействие системы нравтвенных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей  на  социальные  отношения;
    • Природно-климатические, подчеркивающие особенности естесственной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ  жизни  населения;
    • Социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную  структуру;
    • Национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе  и  регионе  национального  менталитета,  интересов,  традиций  и  обычаев;
    • Социально-психологические, представляющие особенности  проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных  и  групповых  установок.

Качественные  и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем  развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.

Поскольку особенностью социальной сферы является планомерное  развитие на каждый ее компонент со стороны субъектов управления, возникает  необходимость выявления специфики  механизмов их действия, познания объективных  законов развития социальной сферы, изучение степени доминирования  тех или иных законов и закономерностей  в общем процессе ее функционирования. Движению в этом направлении будут  способствовать выделенные нами факторы, детерминирующие движение социальной сферы, а также выявление противоречий, лежащих  в  основе  этого  самодвижения.

Представляется, что объективной особенностью деятельности индивидов, групп в социальной сфере, субъектов управления социальными  процессами является противоречие между  потребностями людей и материальными  условиями, обеспечивающими их удовлетворение. В основе движения социальной сферы как движущегося, развивающегося целого лежит общий для всех его компонентов и в то же время спецефический для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием как самого целого, так и образующих его частей. В социальной сфере общественные и личные интересы устремляются и к выравниванию степени удовлетворения потребностей  людей,  и  к  социально-групповому  различию.

Современное состояние социальной сферы в  Росси  характеризуется рядом  особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным  потребностям и ожиданиям.  В  их  числе:

    • Недостаточность законодательной базы по данной области, что обуславливает отсутствие правовых норм по ряду услуг или порядку  их предоставления , разночтения и  спорные  трактовки;
    • Институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении имеющимися институтами  своих  функций  или  выполнении  их  неподобающим  образом;
    • Неопределенность в организации финансовых потоков, поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или  при  частичной  оплате,  вследствие  чего  обязательства  не  выполняются;
    • Отсутствие, либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального  характера;
    • Имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения столицы, крупных и малых городов, а также небольших поселков и сельских поселений, вследствие чего глубинка не получает и малой доли того, что приходится на жителей городов, особенно  крупнейших.

Из вышеперечисленного можно заключить вывод, что управление социальной сферой в России нуждается  в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения  качественного социального сервиса  для всех категорий населения  связано со значительными масштабными  преобразованиями и с содержательным изменением функционирования социальной сферы и освоения социально-ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и преобразования управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы граждан, хозяйствующих субъектов, общества  и  государства.

 

2. Проблемы  развития  социальной  сферы  в  России.

2.1.Анализ  уровня  доходов   населения.

Поскольку в  качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу  определено повышение уровня жизни  народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью государства  является повышение уровня и качества жизни на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предпреимчивостью обеспечить  достойный  уровень  жизни  себе  и  своей  семье.

Рассмотрим  проблемы развития социальной сферы  в современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как  демографическая ситуация в стране, уровень доходов и качество жизни  населения, борьба с бедностью и  развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населения, физкультура и  спорт, туризм и т.д.).

Демографическая динамика играет определяющую роль в  развитии человеческого капитала. Средняя  ожидаемая продолжительность жизни  является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной  стороны, качество жизни в стране, с другой – комплекс поведенческих  факторов, выражающихся в отношении  людей к своему здоровью, своеобразной ответственности  человека  перед  собой  и  обществом.

После переписи населения в 2011 году выяснилось, что  население РФ  составляет 141,9 млн. Человек (городское население – 103,7, сельское – 38,2), что на 2,2 млн. человек, или на 1,6%, меньше, чем после переписи 2002 года. Несмотря на то, что государство всеми силами старатся предотвратить демографический кризис,  население страны  постепенно  сокращается.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой