Государственное управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность социальной сферы;
Рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
Показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферы;
Выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
Определить направления совершенствования социальной сферы в России.

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты управления социальной сферой..........................................5
1.1. Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи..............5
1.2. Отраслевой и территориальный подходы к управлению........................................10
1.3. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой.......................13
1.4. Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы....................................................................16
2. Проблемы развития социальной сферы в России........................................................19
2.1. Анализ уровня доходов населения...........................................................................19
2.2. Безработица и занятость в Российской Федерации..............................................23
3. Направления совершенствования социальной сферы в современных условиях развития РФ...................................................................................................................26
3.1. Механизмы совершенствования социальной сферы в РФ..................................26
Заключение..........................................................................................................................31
Список литературы.............................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

Государственное управление социальной сферой - курсовая.docx

— 82.76 Кб (Скачать)

Также, начиная  с 2007 года, сокращается миграционный рост населения (с 286 956 до 279 907 человек). В 2010 году миграция из стран СНГ составила 89,7%, что на 3,9% меньше, чем в 2009 году. Всего за  2008-2010 гг.  в России  умерло  6,124  млн.  человек,  а родилось – только  5,062  млн.

Даже беглая оценка современной демографической  ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития России. Проблемы демографического развития России не столь очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для страны, поскольку они затрагивают жизненные интересы ее населения. Следует учитывать, что даже при благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике, напрвленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естесственный прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естесственного движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция [2] в стране в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в одночасье изменены на противоположные. Сложивишиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем  обуславливать депопуляцию в стране.

В основе официально принятого в стране метода измерения  бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные  для данного уровня общественного  развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав, так называемой, потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума [3]. Показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума используются в России  в качестве  официально  установленного  показателя  малообеспеченности  (бедности).

При этом необходимо иметь в виду, что вначале к  малоимущим (белным) категориям населения  в стране относились лица с уровнем  располагаемых ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным  органам власти рекомендовалось  использовать данный норматив (60% МПБ)  для отнесеня граждан к категории  нуждающихся и возможности оказания им помощи. Указанный норматив не был  закреплен законодательно и носил  рекомендательный характер. Граждане с уровнем среднедушевых доходов  ниже 60% бюджета прожиточного минимума признаются нуждающимися, и им предоставляется право на получение государственной адресной  социальной  помощи.

Вместе с  тем ситуация с бедностью в  России остается сложной. Согласно официальной  статистике, количество жителей с  уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и  сокращается, но все еще прдставляет  значительную величину. С 2008 года численность  бедных  сократилась  с  18,9  млн  человек  до  18,5  млн  человек.

К основным группам с высоким уровнем  бедности относятся: проживающие в  сельских районах семьи с высокой  степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения  заняты в основном в сельском хозяйстве  и непрестижных видах работ в  других секторах экономики.

Общий вывод  состоит в том, что глубинной, коренной причиной бедности в России является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Часто получение работы не является необходимым условием для  того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой  становится все еще массовое явление  «работающей бедноты» и поиск  путей повышения заработной платы, надежности трудоустройства и социальной  защиты  на  низкооплачиваемых видах труда.

Необходимо  отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие в стране институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной  рыночной экономики. Действующая система  выявления и социальной поддержки  бедных слоев населения, находящихся  в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся  рыночной экономики. В настоящее  время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются все  еще неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством задачу формирования новой политики в отношении  проблемы  бедности  во  взаимосвязи  с  политикой  на  рынке  труда.

Главное направление  преодоления абсолютной бедности и  инструмент осуществления эффективного развития социальной сферы – обеспечение  продуктивной занятости,  повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности производимой в стране продукции  и  оказание  услуг.

Формирование  доходов населения, ценообразование, регулирование обменного курса  необходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду, что повышение потребительских цен с целью их выравнивания с ценами сопредельных государств, повышение платы за жилищно-коммунальные и другие социальные услуги, в том числе снятие перекрестного субсидирования, требуют упреждающих адекватных мер в области доходов и социальной защиты населения.

Социальная  сфера является важнейшим объектом государственного регулирования в  экономической системе любого государства, тем более в современный период, переживающий глубокий экономический кризис. И если государственное регулирование, как показывает мировой опыт, является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо возрастает, ибо здесь имеют место несвойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством государственного вмешательства. Сюда следует отнести и развитие социальной сферы, которая не может развиваться только на чисто коммерческой основе и на самотек рыночной стихии ее нельзя отпускать.

Кроме того, роль и значимость государства в  отношении  отраслей социальной сферы  возрастает в связи с тем, что  в экономике страны наряду с рыночной системой хозяйствования  действует  нерыночный сектор, куда относятся отрасли образования, культуры, здравоохранения и др.  и их  регулирование резко отличается  от  регулирования рыночным  сектором.

Образование, составляя один из ключевых факторов международного престижа страны, позволяет  ей сохранить довольно высокое место  в международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет образование. С каждым годом количество ВУЗ-ов увеличивается. В 2008 году их было 660: 350 – университеты, 165 – академии, 145 – институты. А в 2009 году ВУЗ-ов было уже 662: 345 – университеты, 177 – академии и 140 – институты. Таким образом, можно утверждать, что количество высших учебных учреждений с каждым годом будет расти. Контингент студентов  с 2008 года начал уменьшатся, т.к. в 1992-1994 гг в стране был демографический  кризис. Таким образом, в 2008 году числилось 1641,7  студентов,  а в 2009  году  их  стало – 1544,2.

Не смотря на имеющиеся успехи в образовательной  сфере, выражающиеся в высоком уровне грамотности, широкой студенческой аудитории, инновационных образовательных  технологиях, в данной сфере имеется  и ряд проблем. Следует отметить, хотя и возрастающее, но пока еще  недостаточное государственное  финансирование образования. Но на данный период, государство старается развивать  данную отрасль. Так президиум Правительства  РФ на заседании 11 ноября 2010 года одобрил  проект федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 годы общей суммой 137 миллиардов рублей. По международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Также в последние годы практически перестали открываться новые профессионально-технические училища, а старые – зачастую ликвидируются, что чревато нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров  на  рынке труда.

Также государство  старается развивать отрасль здравоохранения. Для данных целей из бюджета государства выделено 382,5 млрд рублей. Данные средства пойдут на реализацию программы «Развитие здравоохранения». В рамках этой программы будут реализовываться приоритетный нацпроект «Здоровье», федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями». Таким образом, можно сказать, что государство всеми силами  пытается  выйти  из  данного  социального  кризиса.

 

2.2. Безработица  и  занятость   в  Российской  Федерации.

Одной из сложнейших и болезненных проблем развития социальной сферы в период перехода к нормальным рыночным отношениям является безработица. Эта проблема возникла в связи с неспособностью экономики, основанной на государственной собсттвенности, адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Стала очевидной крайняя техническая отсталость социалистического производства, низкая производительность труда, неспособность конкурировать с несоциалистическими производителями аналогичных товаров из-за низкого качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. В результате произошли падение спроса на отечественную продукцию и потеря  рынков  сбыта.

Указанное обстоятельство привело к избытку рабочей  силы на предприятиях, что выражается в сокращении рабочего времени, неоплачиваемых отпусках, отсутствии фронта работ, снижении интенсивности труда. Естесственное  желание предприятий избавиться от лишней численности работников подавляется  административными мерами, следствием чего является стагнация производства, невозможность выйти из финансовых трудностей, обновить выпускаемую продукцию, повысить  конкурентоспособность  производства,  увеличить  занятость.

Тем не менее, процесс увольнения избыточных работников привел к фиксации открытой безработицы. Сегодня ее уровень заметно снизился и составил в 2010 году 8,6%. Это, однако, не свидетельствует об уменьшении проблемы, поскольку административные меры, дали свой эффект лишь по отношению к официально зарегистрированной (открытой) безработице. После экономического кризиса 2008 года, численность безработных в 2009 году резко возрасла с 5,289 до 6,162 млн человек, а на  январь  2011 года – общая численность безработных составляла  5,709 млн человек.

Исследования, проведенные научно-исследовательским  институтом социально-экономических  и политических проблем, подтвердили, что сокращение открытой безработицы  происходит  за  счет  роста  скрытой.

Как же государство  страны помогает безработным? В Российской Федерации создана достаточно  цивилизованная система социального  страхования от безработицы. В 2011 году на поддержку  безработных  будет  выделено  105  млн  рублей.

Финансирование  мероприятий по оказанию помощи безработным и по реализации  программы занятости населения, ежегодно утвнрждаемой Правительством, должно осуществляться из Государственного фонда содействия занятости, который в соответствии с законом является страховым и внебюджетным. Наниматели обязаны перечислять в него страховые платежи в размере одного процента заработной платы каждого работающего по найму, относимые на себестоимость продукции. Перечисления осуществляются без персонификации. Поэтому величина пособия по безработице почти не зависит от размеров получаемого заработка, а уравнительно устанавливается в размере от одной до двух МЗП [4] и незначительно дифференцируется в зависимости от трудового стажа и наличия иждивенцев. Есть, однако, привилегированные категории работников – для бывших служащих государственного аппарата пособие устанавливается в размере средней заработной платы, а для бывших служащих государственного аппарата пособие устанавливается в размере средней  заработной  платы,  а  для  бывших  военнослужащих – 60%  денежного  довольствования.

Как показывает международная практика, основным направлением активной социальной политики в сфере занятости должно быть формирование максимально благоприятной среды, в том числе законодательной, для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие перспективы для создания новых конкурентоспособных рабочих мест, для поощрения предпринимателей к развитию производства, для развития самозанятости населения. В этой связи необходимо упростить и удешевить процедуры регистрации частных предприятий и предпринимателей, ликвидировать бессмысленные ограничения и надуманные препоны, снизить налоги, прекратить официальную антипредпринимательскую пропаганду. Необходимо обеспечить реальные государственные гарантии инвесторам, чтобы они вкладывали свои средства в этот бизнес,  не  опасаясь  очередных экспроприаций [5]  и национализации.

Во-вторых, необходимо расширить и активизировать рынок  жилья, ликвидировать такой пережиток  социализма, как прописка, который  снижает мобильность рабочей  силы и ограничивает возможности  безработных гибко реагировать  на потребности рынка труда. В-третьих, следует отменить все решения  исполнительной власти, нарушающие международное  право в отношении безработных. В-четвертых, необходимо законодательно привести размеры пособий по безработице в соответствии с минимальным потребительским бюджетом, устранить нарушения законодательства в отношении фонда содействия занятости населения и начать процесс перехода к персонифицированному социальному страхованию от безработицы. И, наконец, в-пятых, необходимо  совершенствовать  существующую  систему  социальной  помощи  безработным.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой