Государственный контроль и его органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного контроля, а также его органов. Для этого необходимо решить ряд задач:
дать понятие государственного контроля;
охарактеризовать виды государственного контроля;
изучить органы государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие государственного контроля………………………………..6
Виды государственного контроля………………………………….17
Надведомственный контроль...…………………………….….20
Внутриведомственный контроль…………………………...…21
Органы государственного контроля…………………………….…23
Контрольные полномочия Счётной палаты……………….…23
Контрольные полномочия Президента РФ………………..…24
Контрольные полномочия Суда………………………………25

Заключение…………………………………………………………........33

Список используемой литературы...…………………………….…….35

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль3.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      С указанным положением можно было бы и согласиться, тем более что  похожей точки зрения придерживается американский специалист в области  управления К. Киллен. Однако теоретические  разногласия в понимании контроля (надзора) обнаруживаются также и в законодательстве Российской Федерации.

      В соответствии с Федеральным законом  от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в государственный санитарно-эпидемиологический надзор включаются: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших, и т.д. [24] . В таком понимании пределы государственного надзора гораздо шире, чем только проведение проверки, и включают в себя сам контроль.

      Отсутствие  единообразного восприятия контроля и  надзора, с учетом объективного их соотношения, не способствует формированию демократических процессов, стабильности правопорядка и упрочению законности в охране прав и свобод личности, интересов общества и государства.

      Юридическая наука и сложившаяся правоприменительная  практика сталкиваются с определенной сложностью при определении того, какие из конкретных видов управленческой деятельности стоит относить именно к контрольным функциям. Ю.А. Тихомиров называет контроль в качестве одной из традиционных функций управления и при этом обращает внимание на возрастание тенденции расширенной трактовки контроля, осуществляемого не только государственными органами, но и иными звеньями социального управления.

      Действительно, вступивший в действие с 1 мая 2009 г. Федеральный  закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [22] дает определение муниципального контроля как деятельности органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Федерации.

      В настоящее время государственный  контроль (надзор), а также контрольно-надзорные  функции относительно отдельных видов, предметов, оснований проверок и сроков их проведения рассматриваются как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных действующим законодательством и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также как деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

      Кроме того, не применяются к мероприятиям по контролю требования, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, при проведении которых не нужно взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

      Не  допускается руководствоваться  нормами Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при:

      1) проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

      2) производстве дознания;

      3) проведении предварительного следствия;

      4) осуществлении прокурорского надзора;

      5) осуществлении правосудия;

      6) проведении административного расследования;

      7) осуществления финансового контроля  и финансово-бюджетного надзора;

      8) осуществление налогового контроля;

      9) осуществление валютного контроля;

      10) осуществление контроля на финансовых  рынках;

      11) осуществление банковского надзора;

      12) осуществление контроля за соблюдением  требований законодательства Российской  Федерации о противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма [23] ;

      13) расследовании причин возникновения  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

      14) расследовании инфекционных и  массовых неинфекционных заболеваний  или отравлений;

      15) расследовании несчастных случаев на производстве;

      16) осуществлении государственного  контроля в пунктах пропуска  через Государственную границу  РФ.

      До  недавнего времени к органам  дознания в соответствии со статьями 40 и 151 УПК РФ [21] относились только главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы регионов, их заместители и старшие приставы, теперь осуществлять предварительное расследование в форме дознания имеют право представители всех органов ФССП - и федеральных, и территориальных, в связи с подписанным Президентом РФ Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" [25] .

      Исключено из предмета Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по сравнению с утратившим действие ФЗ № 134-ФЗ, положение о его неприменении при наличии такого обстоятельства, как если мероприятия по контролю проводятся по инициативе проверяемых, соответственно, можно сделать вывод: инициатива проверяемых лиц является основанием для проведения проверочных мероприятий в сферах, подпадающих под его действие.

      Неоднозначно  положение о том, что могут  устанавливаться другими федеральными законами особенности организации и проведения проверок в части вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении:

      1) таможенного;

      2) антимонопольного;

      3) экспортного контроля;

      4) контроля и надзора в сфере  миграции;

      5) государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций;

      6) лицензионного контроля;

      7) государственного контроля и  надзора в области обеспечения  транспортной безопасности;

      8) государственного строительного  надзора;

      9) контроля и государственного  надзора в области связи;

      10) контроля в области обращения  и защиты информации;

      11) контроля и надзора за обеспечением  защиты государственной тайны;

      12) государственного контроля регулирования  цен (тарифов) и надбавок к  ним, контроля за соблюдением  стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса [23] ;

      13) контроля за оборотом оружия;

      14) контроля за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ;

      15) контроля и надзора в сфере труда;

      16) государственного надзора и контроля  в области обеспечения безопасности  дорожного движения;

      17) государственного надзора и контроля  в области обеспечения безопасности  железнодорожного движения;

      18) государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности воздушного движения;

      19)государственного  надзора и контроля в области  обеспечения безопасности судоходства;

      20) государственного контроля и  надзора за промышленной безопасностью;

      21) надзора по ядерной и радиационной безопасностью.

      Возникает закономерный вопрос: как лицу, не обладающему  юридическими знаниями, в момент проведения проверочных мероприятий разобраться, каким именно федеральным законом  регламентированы особенности проведения данной проверки в части вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения? Создавшаяся ситуация не упрощает правоприменения в указанных сферах.

      Кроме того, обнаруживается проблема по поводу распространения норм Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на сферу государственного контроля за осуществлением частной детективной и охранной деятельности в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ [26] . Данный нормативный правовой акт предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" [27] с 1 января 2010 г., тогда как указанный документ уже утратил действие с 1 мая 2009 г.

      И ранее высказывались мнения, что  наличие исключений из предмета регулирования  на практике не облегчает, а усложняет  участь контролируемых [6] , считаем, что в связи с принятием и введением в действие Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ситуация не улучшится.

      В рамках проведения административной реформы и применительно к рассматриваемым правоотношениям часто высказывается позиция, которая обобщенно выглядит следующим образом: "необходимо минимизировать государственный контроль (надзор)". Действительно, увеличение объема участия бизнеса, и в первую очередь малого бизнеса, в развитии экономики страны - вопрос важный, напрямую зависящий от этапов и направлений развития бизнеса, но повышение значимости бизнеса любой ценой недопустимо, а тем более за счет социальных прав граждан.

      Проводимые  на территории России преобразования, касающиеся сфер реализации государственного контроля (надзора), выступают началом  процесса децентрализации государственного управления, призванного обеспечить реальное политическое участие граждан  в решении всех вопросов жизнедеятельности общества, "создать организационные и управленческие условия для самоподдерживающегося регионального и местного развития, в том числе частного сектора экономики и гражданского общества в целом" и сформировать единое правовое поле для эффективного осуществления государством контрольных и надзорных функций.

      Объективно  при правовой регламентации государственного контроля (надзора) значительное внимание должно уделяться защите прав и свобод человека и гражданина во время осуществления установленных законодательством мероприятий.

Информация о работе Государственный контроль и его органы