Государственный контроль и его органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного контроля, а также его органов. Для этого необходимо решить ряд задач:
дать понятие государственного контроля;
охарактеризовать виды государственного контроля;
изучить органы государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие государственного контроля………………………………..6
Виды государственного контроля………………………………….17
Надведомственный контроль...…………………………….….20
Внутриведомственный контроль…………………………...…21
Органы государственного контроля…………………………….…23
Контрольные полномочия Счётной палаты……………….…23
Контрольные полномочия Президента РФ………………..…24
Контрольные полномочия Суда………………………………25

Заключение…………………………………………………………........33

Список используемой литературы...…………………………….…….35

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль3.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

                  

                        3.1  Контрольные полномочия Счетной палаты.

        

         Контроль законодательных органов в сфере исполнительной власти регламентирован Конституцией. Для осуществления контроля за испол- нением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой указаны в Федеральном законе от 11.01.95 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с измен, от 10.07.2002) [СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167. ] . Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все организации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.

      Счетная палата проводит ревизии, проверки и  иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать условия для этого и предоставлять все необходимые документы и информацию под угрозой юридической ответственности. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления признаков преступлений материалы проверки передаются в правоохранительные органы. Счетная палата уполномочена также давать предписания; предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.

      Существует  механизм контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам Российской Федерации. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом РФ вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (ст. 102 Конституции РФ).

      К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции РФ, относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных в ст. 93. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной Думой. 

                    3.2  Контрольные полномочия Президента РФ. 

      Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти, во-первых, наиболее полно выражаются в том, что, согласно ст. 80 Конституции, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.

      Во-вторых, он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности,  Председателя Правительства, или его заместителей и федеральных министров, когда формирует Совет безопасности и Администрацию Президента и назначает высшее командование Вооруженных Сил.

      В-третьих, Президент РФ имеет возможность  осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку возглавляет Совет безопасности и вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

      В-четвертых, Президент РФ осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречий Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ. Президент РФ в определенных Конституцией случаях вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. 

                         3.3  Контрольные полномочия Суда. 

      Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым способствуя усилению законности. Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию - функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.

      Субъектами  судебного контроля являются: Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

      Конституционный суд РФ, являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ.

      - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, обеих палат Федерального собрания, Правительства РФ;

  • конституций республик, уставов, а также законов и иных норматив 
    ных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ве 
    дению органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти  РФ и органами 
    государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

      Он  также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

      Поводом к рассмотрению и разрешению указанных дел в Конституционном суде РФ является обращение (ходатайство или запрос) в Конституционный суд РФ Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

      Основанием  же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт и т. п.

      Конституционный суд РФ рассматривает также дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. При рассмотрении таких дел он проверяет соответствие такого закона Конституции РФ.

      Если  Конституционный суд РФ признает неконституционным закон, договор или их отдельные положения, то он (они) утрачивают юридическую силу.

      Если  при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных  прав и свобод, он признает не соответствующим  Конституции Российской Федерации примененный в конкретном деле закон, то его решение является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

      Суды  общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам.

      В порядке гражданского судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также издаваемым ими управленческим актам. К таким делам относятся, например, споры:

  • о признании недействительным ордера на жилую площадь;
  • отказе в разрешении на обмен жилой площади;
  • восстановлении на работе;
  • нарушении авторских прав;
  • неправомерных действиях нотариусов;
  • неправильной записи в книге актов гражданского состояния;
  • допущенных неточностях в списках избирателей и т. п.

      Согласно  ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Это, в свою очередь, предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Субъектами такого контроля выступают общественные объединения граждан: политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане, выступающие как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически-властного характера, и лишь в отдельных случаях государство предоставляет некоторым из них такие полномочия (например, правовым и техническим инспекторам профсоюзов предоставлено право налагать взыскания за нарушения законодательства о труде. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности в сфере исполнительной власти посредством применения мер общественного воздействия.

      В осуществлении общественного контроля особо важна роль профсоюзов. Они контролируют соблюдение администрациями и собственниками предприятий или их уполномоченными законодательства о труде и профсоюзах, вправе требовать устранения нарушений. Администрация обязана рассматривать их представления об устранении нарушений законодательства о труде и профсоюзах и в течение месячного срока сообщать профсоюзу о результатах рассмотрения.

      По  просьбе своих членов, а также  по собственной инициативе профсоюзы вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями о защите трудовых прав. С этой целью профсоюзы могут иметь инспекции, службы правовой помощи и другие необходимые структуры.

      Контрольные функции выполняют также общественные организации потребителей, создаваемые гражданами на добровольной основе в порядке, установленном Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (с измен, от 17 декабря 1999 года, 30 декабря 2001 года). Эти организации, в частности, вправе:

      - участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг) и соответствующих стандартов;

  • проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров 
    (работ, услуг) и проверять соблюдение прав потребителей и правил 
    всех видов обслуживания;
  • вносить предложения о мерах по повышению качества, снятии с производства или изъятии из оборота опасных товаров (работ, услуг);
  • совместно с соответствующими органами государственного управления контролировать применение регулируемых цен;
  • вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и 
    реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям;
  • предъявлять иски в интересах потребителей;
  • предъявлять иск в суд о признании действий продавца, изготовителя, 
    исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга 
    потребителей и прекращении этих действий.

      Ряд контрольных полномочий выполняют реанимированные в ряде регионов народные дружины и товарищеские суды. В современных условиях должна возрастать роль трудовых коллективов в контроле за деятельностью администрации предприятий, учреждений, организаций, касающемся законности и дисциплины на рынке труда и соблюдения трудового законодательства.

     Многочисленные  надзорные службы органов исполнительной власти можно разделить на три  группы:

    1. Специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых 
      является систематический надведомственный контроль за соблюдением 
      специальных правил (Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная пограничная служба и др.).
    2. Государственные инспекции, входящие в состав ведомств. Среди них 
      можно назвать как традиционные службы (санитарная, безопасности дорожного движения, противопожарная, рыбнадзора и др.), так и новые 
      инспекции (страхнадзора, хлебная, военная, транспортная и др.).
    3. Разнообразные   организационные   структуры   (ведомства,   органы, 
      структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Государственный 
      комитет по печати, Государственный комитет по стандартизации и метрологии, службы охраны общественного порядка, ревизорские службы 
      транспортных ведомств и многие другие.

Информация о работе Государственный контроль и его органы