Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………………………..……….1
1. Общие понятия о коммуникации и информации………………………...…6
1.1. Определение и признаки информации……………………………….6
1.2. Определение и признаки коммуникации……………………………9
2. Сущность и значение информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления……………………….14
3. Перспективы и тенденции развития информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления….……………21
Заключение………………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления»-курсовая.docx

— 250.22 Кб (Скачать)

Национальный  Открытый Институт России

г. Санкт-Петербург

 

Кафедра «Теории и практики государственного и муниципального управления»

Дисциплина «Система государственного и муниципального управления»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Студента (-тки) группы Г-107 С/2в

 

Рыбалтовской Нины Николаевны

(ФИО)

«Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления»

(Название  темы)

 

 

 

 

 

 

                                                        Проверил____________________

 

                                                        Дата________________________

                                                                              

                                                               Оценка______________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………..……….1

  1. Общие понятия о коммуникации и информации………………………...…6

    1. Определение и признаки информации……………………………….6

    1. Определение и признаки коммуникации……………………………9

  1. Сущность и значение информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления……………………….14

  1. Перспективы и тенденции развития информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления….……………21

Заключение………………………………………………………………………....32

Список литературы…………………………………………………………...........33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Представленная курсовая работа посвящена теме «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении».

Актуальность  темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время заданная тема привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных авторов и хорошо раскрыта во множестве источников. Тема «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по этой тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики данной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении» определяют несомненную новизну исследования. Рассмотрение вопросов связанных с тематикой работы носит как теоретическую, так и практическую ценность.

Объектом  данного исследования является анализ условий проблемы «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором  были поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретические аспекты и выявить природу «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении»;

2. сказать об актуальности проблемы «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении» в современных условиях;

3. изложить возможности решения тематики «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении».

4. обозначить тенденции развития тематики «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении».

Работа  имеет стандартную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список использованной литературы.

Глава первая раскрывает общие вопросы, определяются основные понятия информации и коммуникации. В главе второй рассмотрены содержание и современные проблемы «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении». Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ перспектив и тенденций развития проблемы «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении».

По результатам  исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой  теме, и сделаны выводы о необходимости  дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные  акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении» послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Информационно-коммуникационные аспекты в государственном и муниципальном управлении», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

Глава 1. Общие понятия о коммуникации и информации.

1.1. Определение  и признаки информации.

 

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации  и регулирования частной и  общественной жизнедеятельности. Информация образует основу процесса управления, поскольку именно она содержит сведения, необходимые для оценки ситуации и принятия управленческих решений, а управление предполагает воздействие  на объект, осуществляемое путем выдачи управляющих команд, разрабатываемых  на основе анализа имеющихся информационных характеристик ситуации. Отсутствие же информации лишает руководителя любого государственного органа возможности  аргументированных действий, поскольку  именно она служит исходным материалом для практической деятельности управленца.  
Не располагая в каждый данный момент информацией о состоянии системы общества и ее подсистем, об их взаимосвязи между собой, невозможно обеспечить рациональное функционирование государственного управления, сохранение его целостности как управленческой системы. К тому же отсутствие достоверной информации является одной из предпосылок субъективизма, необоснованных решений и действий.

Связь информации с целями и решениями показана в табл. 1.

 

Таблица 1

Связь характера информации с полнотой решения

Состояние информации

Полная

Неполная

Решение

с определенностью

с риском

с неопределенностью

Объективные ожидания

однозначные

квазиоднозначные

неоднозначные

Субъективные ощущения

уверенность

неуверенность


 

В общепринятом смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее сведения о предметах, событиях, явлениях. Но важно различать понятия «данные» и «информация».

Данные  - это первичные сведения, получаемые методом прямого наблюдения за событиями в процессе или объекте управления, фиксируемые в виде чисел, символов, знаков и слов. Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных1. Другими словами, понятия «данные» и «информация» близки по содержанию, но не идентичны. Данные - это сигналы, из которых извлекается информация. Следовательно, информация – это продукт управленческой деятельности. В теории информации она определяется как конечные сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования.

Как научная  категория информация в управлении характеризуется рядом свойств, к которым относятся:

  • самостоятельность данных;
  • системность;
  • возможность многократного использования данных, сохранения у передающего или получающего субъекта;
  • допустимость математического анализа;
  • пригодность к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счет изживания дублирующей, повторной и параллельной информации;
  • коммуникативность.

Информация  выступает связующим звеном между  объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта  управления в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем более эффективны принимаемые управленческие решения и, соответственно, результаты от их реализации.

Важным этапом обработки информации является ее классификация. Информацию можно классифицировать по разным признакам и свойствам.

Так как управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной реальности, ее следует классифицировать в зависимости от степени соотношения с этой реальностью и процессами, протекающими в ней. Классификация должна быть единой, целостной и основываться на комплексном, системном подходе, также ее следует ориентировать на всестороннее исследование проблем регулирования и управления.

Классификационными признаками могут быть:

  • способ передачи информации (коммуникации): телеграф, телефон, почта, электронная почта, человек, факс, радио, телевидение;

  • вид преобразователя: человек, машина, человек и машина;

  • степень достоверности;

  • вовлеченность в вычислительные процессы: вычисление исходной, постоянной, переменной, промежуточной, конечной информации;

  • алфавит: числа, символы, знаки;

  • источник информации: объект, отражением которого является информация или субъект, создающий и распространяющий ее (в зависимости от субъекта различают аналитическую, прогнозную, справочную, ознакомительную, рекомендательную и другую информацию).

Признаками классификации также могут служить функции информации, направления движения, периодичность возникновения и передачи и другие.

Подобная классификации  все же относительна. Все виды информации взаимосвязаны, взаимодействуют между собой, трансформируются друг в друга. Одна и та же информация иногда существует в различных видах. Она может изменяться и усложняться, иметь многоступенчатое строение, причем отдельные группы, выделенные в пределах основного классификационного признака, могут дополнительно разбиваться на подгруппы по частным основаниям и свойствам. Кроме того, не всегда можно четко дифференцировать информацию по тем или иным основаниям и признакам, а затем сводить ее в классы. Эта работа осложняется, если в ходе обобщения и классификации будет использоваться электронно-вычислительная техника.

В целом классификация  позволяет получать ценные сведения об информации, способствует решению многих принципиальных вопросов проектирования информационной системы и ее анализа. Не располагая исчерпывающими данными о важнейших свойствах и характеристиках информации, нельзя оптимизировать ее, обеспечивать заданную точность, надежность и эффективность использования.

1.2.Определение и признаки коммуникации.

Воплощение любого решения невозможно без передачи информации, т.е. воплощение любого решения невозможно без коммуникационного  процесса в организации2.

Под коммуникацией (от лат. communicatio, communicar - делать общим, связывать, общаться) понимается общение, передача информации от человека к человеку, форма связи. Коммуникация – это процесс обмена и понимания информации между двумя и более объектами. В соответствии с определением, коммуникация обладает рядом свойств и признаков: двух или более участников коммуникативного процесса, владеющих единым способом передачи информации, ситуацию, которую участники пытаются осмыслить, набор символов (тексты, слова, жесты), с помощью которых выражается смысл ситуации. Неотъемлемыми элементами коммуникации также являются мотивы и цели, которые делают общение направленным, рациональным, а также сам процесс передачи информации.

Информация о работе Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления