Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………………………..……….1
1. Общие понятия о коммуникации и информации………………………...…6
1.1. Определение и признаки информации……………………………….6
1.2. Определение и признаки коммуникации……………………………9
2. Сущность и значение информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления……………………….14
3. Перспективы и тенденции развития информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления….……………21
Заключение………………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления»-курсовая.docx

— 250.22 Кб (Скачать)

Информационные ресурсы государства  — это его национальное достояние. Количество, качество и доступность  информационных ресурсов во многом определяют уровень развития государства, его  статус в мировом сообществе, влияют на положение и политику государства  и являются определяющим фактором политического развития. В связи с этим большое значение приобретает разработка информационных систем, обеспечивающих информационными ресурсами высшие органы власти, а также развитие средств коммуникации.

Коммуникативная система — относительно самостоятельный элемент системы  государственного и муниципального управления, представляющая собой:

  • совокупность информации, информационных потоков как средство обеспечения согласованности в управлении;
  • совокупность связей, многообразных взаимодействий и управленческих отношений в системе государственного и муниципального управления;
  • пространство, в котором формируются и функционируют органы власти и управления.

С позиции теории социального взаимодействия орган государственного и муниципального управления можно определить как:

  • форму взаимодействия людей, направленного на выполнение определенной общественно значимой функции;
  • социотехническую систему, где системообразующим компонентом выступает человек, совокупность взаимодействующих людей.

Среди изобилия разновидностей коммуникационных технологий явным лидером за последние годы стал Internet. Он стал ведущим элементом информационной инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Internet носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он вытесняет всех конкурентов. Международная компьютерная сеть Internet сегодня представляет собой самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к населению. С точки зрения западных и некоторых отечественных экспертов, Internet станет в ближайшие несколько лет главным средством обеспечения открытости власти для широкой публики, что, разумеется, следует учитывать в практической деятельности. Однако использование локальных и глобальных информационных сетей добавило в словарь специалистов новый термин - «компьютерная безопасность». Вопрос защиты данных в глобальных компьютерных сетях требует особой и тщательной проработки, особенно если это касается внедрения Internet в органы государственного и муниципального управления. Этот вопрос также имеет политический компонент, так как напрямую связан с национальной безопасностью - информация является ценнейшим ресурсом государства.

В кремлевской резиденции президента страны уже несколько лет действует ситуационный центр, основная задача которого - оперативное и опережающее информационное обеспечение главы государства о положении в стране и в мире. Президент и службы его помощников используют центр для анализа наиболее важных проблем и принятия оперативных решений. Новая структура является уникальной локальной сетью с подключением к ней внешних источников информации, позволяет моделировать ситуации и вырабатывать управленческие решения главы государства.

Таким образом, наличие развитой информационной инфраструктуры, соединяющей все уровни органов государственного и муниципального управления, применение эффективных средств сбора, систематизации, классификации, передачи и хранения больших объемов информации, современных технологий получения и обработки данных, их анализа и моделирования является условием и показателем эффективности государственного и муниципального управления.

Итак, информация и коммуникация в  управлении государством - это не только актуальная теоретическая проблема. Современные научные принципы и приемы позволяют внедрять новые информационные подходы и модели управления во все его виды, и прежде всего в государственное и муниципальное управление. Применение на практике современных информационных и коммуникационных технологий способствует повышению оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процессов государственного и муниципального управления, являясь их неотъемлемой функцией и одним из действенных средств.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему государственного и муниципального управления Российской Федерации.

 

Информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое  качество. Качественное обновление государства  выдвигает на первый план решение  глобальной социально-управленческой задачи - формирования единого информационно-правового  пространства, обеспечивающего информированность  всех структур общества и каждого  гражданина в отдельности. Нынешний этап информатизации государственного управления характеризуется резким возрастанием информационных потоков и созданием таких информационных средств и технологий, которые в корне изменили все информационные процессы и интеллектуальное представление о них.

Данная глава посвящена вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное  и муниципальное управление. Здесь  представлен и проанализирован  современный этап развития государственных  программ, направленных на формирование и развитие информационного обеспечения  государственного и муниципального управления. На основе исследований и  анализа сегодняшнего состояния  данной проблемы сделаны выводы и  предложения по развитию информационного  обеспечения государственного и  муниципального управления в будущем.

Российский опыт и оценки эффективности  развития ИКТ в различных отраслях государственного управления представлены описанием формирования единой методологии  государственного статистического  наблюдения за их производством и  использованием, а также информацией  о первых программах мониторинга, осуществляемых двумя аналитическими агентствами: CNews Analytics (Москва)4 и Институтом развития свободы информации (Санкт-Петербург)5.

Согласно определению, принятому  ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основные черты современных  Информационных технологий:

  • компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
  • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
  • передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

На сегодняшний день все ведущие страны уже определили свою политику и стратегию движения к информационному обществу. Администрация США в 1993 г. утвердила план своих действий в области Национальной информационной структуры. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества принят план действий «Европейский путь в информационное общество». Россия также вступила на путь построения информационного общества. В 2000 году Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством связи и информатизации России и ряда других министерств и ведомств начали свою работу по разработке Федеральной целевой программы «Электронная Россия», направленная на внедрение технологий «электронного правительства».

Электронное правительство - это система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки6.

Ожидалось, что исполнение программы  «Электронная Россия» обеспечит ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного и муниципального управления. Однако по состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными и муниципальными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали.

13 июля 2010 года на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления под руководством заместителя председателя правительства РФ был утвержден системный проект формирования инфраструктуры электронного правительства.

Цель системного проекта – показать организациям и ведомствам вектор развития электронного правительства в России. Документ включает комплексный анализ существующего положения дел  в информатизации, предложения по изменению нормативно-правовой базы, общие подходы к стандартам и  решениям электронного правительства.

Учитывая динамизм развития сферы  информационных технологий, системный  проект предполагает постоянное обновление и является «живым» документом, а  не закостенелым сводом технических  и архитектурных решений.7

Исходя из имеющихся данных, можно  сделать вывод, что работы по внедрению  ИКТ в систему государственного и муниципального управления ведутся  постоянно, хотя и с некоторыми сложностями.

Итак, рассматривая состояние процесса информатизации органов государственного и муниципального управления на сегодняшний день можно прийти к следующим выводам:

Процесс информатизации малых муниципальных  образований практически полностью  игнорируется. Это вызвано как  неготовностью администраций и  населения, так и изобилием проблем  требующих немедленного решения.

Информатизация, как правило, требует  довольно крупных инвестиций, и носит стратегический характер.

Нет методологического аппарата информатизации органов государственной и муниципальной власти

Отсутствуют адекватные методики оценки эффективности информационных проектов в сфере деятельности органов  государственной власти. Это служит причиной неприятия многих информационных проектов, поскольку отдел, занимающийся информатизацией, не может обосновать необходимость вложения средств.

Отсутствует типовая информационная система для  органов государственной  и муниципальной власти. То есть, на данном этапе, вопрос стандартизации информационных систем еще не поднимался.

Существует разрыв между целями информатизации и реальными шагами по их достижению. Причиной этому является неразвитость методологии в сфере  управления процессом информатизации в области государственного и  муниципального управления. Кроме того, высшее руководство не всегда осознает необходимость в оптимизации работы с информацией.

Программы информатизации направлены на решение тактических задач, хотя информатизация, прежде всего, это один из инструментов по реализации стратегии  развития системы управления Можно  сказать, что это является следствием предыдущей фразы.

В связи с реформой местного самоуправления появляется большое количество новых  муниципальных образований и  образуется двухуровневая система  управления (на уровней поселений, на уровне района). Следовательно, появление большого количества новых функций у администраций поселений усложняет информационные потоки в системе управления.

Организации и сами администрации  поселений в большинстве своем  не готовы к переходу к информационной экономике в моральном и материальном смысле.

На данном этапе развития системы  управления на государственном, региональном и муниципальном уровнях решение  непосредственно управленческих задач  приносит более ощутимый эффект. Напрашивается  вывод, что оптимизировать работу с  информационными потоками, можно  лишь в том случае, когда эффективно работает система управления.

Становление муниципальной власти на уровне поселений приводит к росту  потребности в квалифицированных  специалистах и росту потребности в информации и знаниях.

Адаптация опыта, накопленного в других местах, требует тщательной и аккуратной работы по его “приживлению” к  конкретным условиям, которые сложились  на той или иной территории. Как  ни странно, эта, казалось бы,  простая  мысль, слишком часто оказывается  за пределами внимания людей и  организаций, занятых переносом  “передового управленческого опыта”.

Многие проекты в сфере  информатизации,  не запускаются по причине того, что высшее руководство не в силах  оценить эффективность и выразить эффект в конкретных цифрах и терминах.

Во многих администрациях не выделяются в отдельные подразделения исполнители  информационных функций. Каждое подразделение  по своему обстраивает свою работу в данном плане. То есть, если принять  термины эволюции информационных системы  и этапов развития, наблюдается хаотичная или кусочная автоматизация.

Информация о работе Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления