Информационные технологии в мцниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие качество информационного обеспечения управления как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие, виды, организационные системы местного самоуправления и проблемы управления;

проанализировать роль информации в муниципальном управлении, определив ее источники и потребителей;

сформулировать требования к качеству информационного обеспечения в современных условиях.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность и проблемы социально-экономического развития муниципальных образований 6

Глава 2. Информационные технологии в социально-экономическом развитии МО 12

Глава 3. Пути развития информационных технологий в муниципальных образованиях 16

Заключение 23

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

    Оглавление

    Введение 3

    Глава 1. Сущность и проблемы социально-экономического развития муниципальных образований 6

    Глава 2. Информационные технологии в социально-экономическом  развитии МО 12

    Глава 3. Пути развития информационных технологий в муниципальных  образованиях  16

    Заключение 23

    Список  литературы 24 
Введение

    Актуальными проблемами муниципального управления являются оценка кредитоспособности, текущей и перспективной финансовой устойчивости, платежеспособности, вероятности  кризиса и банкротства коммерческих предприятий различных форм собственности. Указанные задачи возникают при принятии следующих решений:

    об  использовании муниципальной собственности (земельных ресурсов, зданий, сооружений, помещений и пр.);

    о целесообразности выдачи бюджетного кредита, ссуды, дотаций или обеспечения гарантий;

    о реорганизации или ликвидации объектов управления (предприятий, учреждений) в процессе соответствующих процедур (в т. ч. банкротства);

    об  утверждении местной администрацией финансового отчета предприятий  в качестве акционера (ОАО или ЗАО), учредителя, члена попечительского совета или в другом статусе;

    о сотрудничестве с потенциальными инвесторами (в т. ч. зарубежными).

    Анализ  состояния финансовых ресурсов в  динамике (мониторинг) является лишь отдельным  блоком информационного обеспечения деятельности муниципальной администрации.

    Для принятия обоснованных управленческих решений и снижения риска ошибки муниципальному менеджеру необходима достоверная, различной степени  обобщения информация по всем аспектам деятельности.

    Понятие "информация" в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых и встречается практически во всех областях знания. Идет непрерывный процесс его переосмысления (углубления и расширения).

    Если  сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Именно такое определение дает ЮНЕСКО.

    С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала  объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

    Многие  ученые до сих пор используют термин "информация" только в рамках технических  областей научного знания. Однако такое  представление о сути данного  понятия не выражает его комплексного понимания. В процессе обмена сообщениями и новостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических, статистических и других теориях.

    Термин "информация" уже более 50 лет  на практике выступает одной из центральных  и наиболее общих категорий. Кроме  того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации, в психологии, педагогике. Особое место понятие "информация" заняло в длинном ряду социальных наук - теории управления, экономике, политике и др.

    Информация  выступает связующим звеном между  объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта  управления в статике и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит "предметом длительного пользования" и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления.

    Актуальность  исследования проявляется в том, что применение информационных технологий затрагивает все области муниципального управления. Например, в сфере маркетинговых  исследований - информационные технологии необходимы для проведения и обработки  опросов; при управлении проектами - для расчета показателей, моделирования ситуаций, анализа чувствительности показателей к изменению внешних параметров; в логистике - для построения информационных систем управления ресурсопотоками; финансовый менеджмент требует применения специальных программ для постановки бюджетирования, проведения финансового анализа отчетности предприятий и местного бюджета, для автоматизации бухучета и взаимодействия с казначейством; в управлении кадрами - для тестирования при приеме на работу и ведения индивидуальных программ обучения; для стратегического управления необходимы "умные" экспертные системы.

    Объект  исследования - информационная система  государственного и муниципального управления.

    Предмет исследования - качество информационного  обеспечения.

    Поэтому цель данной курсовой работы - рассмотреть  понятие качество информационного  обеспечения управления как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие  задачи:

    рассмотреть понятие, виды, организационные системы  местного самоуправления и проблемы управления;

    проанализировать  роль информации в муниципальном  управлении, определив ее источники  и потребителей;

    сформулировать  требования к качеству информационного  обеспечения в современных условиях.

    Методологической  основой структуры работы и логической связи в ней управленческих вопросов послужили разработки отечественных  ученых в области муниципального управления, социологии, менеджмента, маркетинга и права.

 

     Глава 1. Сущность и проблемы социально-экономического развития муниципальных образований.

    Стратегическое  планирование  и  стратегическое  управление  сегодня  являются общепризнанными  эффективными  методами  менеджмента.  Как  показывает  практика, данные методы могут с успехом применяться не только на уровне коммерческих структур, но  и  в  различных  сферах  общественной  деятельности.  В  частности,  механизмы  и инструменты  стратегического  управления  являются  залогом  успешного  социально-экономического  развития  муниципальных  образований.  В  мировой  практике муниципального управления разработку стратегий развития муниципальных образований нельзя  назвать  явлением  новым –  к   разработке  местных  стратегий  развития  призвала мировое сообщество конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в  июне 1992  г.  в  Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД).  В  итоговых  документах  конференции записано: «Каждому  местному  органу  власти  следует  разработать  свою  стратегию устойчивого развития». 

    Любая  система должна развиваться,  взаимодействуя  с  внешней  средой, иначе она  деградирует.  Осознание  этого  требует  выработки  новых  подходов  к  организации развития,  пересмотра  самой  сути  данного  понятия.  В  связи  с  этим  все  более  активно начинает  использоваться  термин «устойчивое развитие» (sustainable development). Современная трактовка этого понятия была сформулирована в 1987 году Международной комиссией по  окружающей  среде и развитию.  При этом  под устойчивым  развитием понималось «такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не  подрывая  возможностей  будущих  поколений  удовлетворять  их  собственные потребности».

    Страна  не  может  устойчиво  развиваться,  если  в  этот  процесс  не  вовлечены местные  сообщества.  Необходимо  отметить,  что  до  сих  пор  не  удалось  четко сформулировать,  что  должен  представлять  собой «устойчиво  развивающийся  город». Вместе  с  тем,  определены  ориентиры,  достижение  которых  будет  способствовать включению местных сообществ в процесс устойчивого развития.

    В  последние  годы  в  России  все  чаще  говорят  об  устойчивом  развитии, зачастую вкладывая  в  него  смысл,  существенно отличающийся от оригинального. Синонимом  устойчивого  развития  зачастую  считается  способность  экономики  к  росту, оцениваемая  количественными  показателями,  в  первую  очередь,  валовым национальным  продуктом  и  валовым  региональным  продуктом.  Экономический  рост может быть средством развития, но он не должен становиться его целью. Во многих исследованиях под устойчивым развитием понимается развитие, не наносящее вреда окружающей  среде,  то  есть  своеобразное «экологически  ориентированное  развитие». Такой  подход  отражает  лишь  одну  сторону  рассматриваемого  понятия  и  не  учитывает другие не менее важные составляющие.

    В мировой практике важнейшими признаками устойчивого развития считают ориентацию  на  перспективу  и  достижение  трех  основных  целей  – «социальная  справедливость, чистая окружающая среда, экономическая безопасность».

    В  условиях  современной  экономики  муниципальные  образования  для  достижения стоящих перед ними целей  должны быть способны быстро адаптироваться к изменениям  внешней  среды,  например,  в  экономической  и  политической  ситуации  в стране  и  субъекте  Федерации,  учитывать  опыт  развития  других  муниципальных образований.

    Именно  способность  предвидеть  такие  изменения  и  заблаговременно  готовиться к ним, можно назвать  признаком жизнеспособности муниципального образования.  По  аналогии  с  любым  сложным  организмом  местные  сообщества стремятся  снизить  свою  уязвимость  к  негативным  воздействиям,  то  есть  повысить жизнеспособность,  чему  способствует  правильная  организация  процесса развития. 

    Разработки  региональных  стратегий устойчивого развития  осуществляются сегодня практически во  всех  субъектах России,  аналогичная работа  идет  в органах местного  самоуправления  многих  городов и районов России.  Однако,  разработанные в регионах  стратегии,  принятые  программы  и  планы  местного  устойчивого  развития практически  не  реализуются.  Экономическая  и  политическая  нестабильность  нашего общества  делает  приоритетными  направления  деятельности  местных  органов  власти, связанные  с  обеспечением   безопасности  граждан,  снятием  социально-  экономического напряжения  на  территории  муниципального  образования,  решением  бытовых  проблем населения.  Другой  причиной,  замедляющей  переход  на  путь  устойчивого  развития, является  непонимание  сущности  этого  процесса  населением  и  органами  местного управления.  Поэтому  крайне  важно  разработать  комплекс  материалов (технологии, методы)  по  стратегическому  планированию  развития  муниципального  образования  и обеспечить их широкое применение на практике, а также популяризацию среди населения муниципалитетов. 

    Итак, следует отметить, что стратегическое планирование и управление еще не нашло широкого  применения  в  большинстве  муниципальных  образований,  особенно  на уровне поселений,  по разным причинам,  к которым можно отнести:

  • сложная  социально-экономическая  и  политическая  ситуация  в  стране,  что является  причиной  смещения  приоритетов  в  деятельности  местных  органов  власти  в сторону обеспечения первоочередных бытовых нужд населения и их безопасности;
  • отсутствие  широкой  гласности  в  данной  сфере  деятельности,  которая обеспечивала бы преемственность опыта;
  • отсутствие знаний и опыта у муниципальных служащих и их руководителей в осуществлении подобной деятельности;
  • неверие  в  эффективность  данных  механизмов  в  управлении  местным сообществом;
  • поверхностная  трактовка  стратегического  управления  многими руководителями муниципальных образований и, как следствие, неверные стратегические ориентиры  и  механизмы  их  реализации,  что  не  может  привести  к  значительному прогрессу в развитии территории; 
  • инертность  мышления  и  пассивность  многих  руководителей  местного самоуправления, привыкших действовать «по старинке», идти по проторенному пути и др.

    Общей  целью  развития,  миссией  муниципального  образования  является обеспечение  достойной  и  комфортной  жизни  его  населения,  что  оценивается  интегральным  показателем «качество  жизни  населения»,  которое  определяется  как уровень обеспечения комплекса потребностей в целом и по их категориям. 

    Современный  этап  развития  общества  характеризуется  резким  возрастанием роли  и  значения  информации  в  управлении  социально-экономическими  процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации  эффективного  управления  его  развитием.  В  то  же  время  перед муниципальными  органами  власти  и  управления  стоят  проблемы:

  • эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования; 
  • объективной оценки происходящих в городе изменений;
  • прогнозирования развития социально-экономических процессов;
  • своевременной  разработки  регулирующих  воздействий,  направленных  на поддержку  позитивных  и  ослабление  негативных  тенденций. 

Информация о работе Информационные технологии в мцниципальном управлении