Информационные технологии в мцниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие качество информационного обеспечения управления как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие, виды, организационные системы местного самоуправления и проблемы управления;

проанализировать роль информации в муниципальном управлении, определив ее источники и потребителей;

сформулировать требования к качеству информационного обеспечения в современных условиях.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность и проблемы социально-экономического развития муниципальных образований 6

Глава 2. Информационные технологии в социально-экономическом развитии МО 12

Глава 3. Пути развития информационных технологий в муниципальных образованиях 16

Заключение 23

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

    Решение этих проблем обеспечит организация  в городе системы мониторинга  социально-экономического развития.

    Разные  авторы,  занимающиеся  данной  проблемой (А.Е.  Когут,  В.С.  Рохчин, В.Н.Лексин,  В.Е.Селиверстов,  А.Н.Швецов  и  др.),  выделяют  различные  направления проведения  мониторинга  социально-экономического  развития  муниципального образования,  рассматривают различные источники получения информации.  Однако  все авторы сходятся во мнении, что: 

  1. проведение  мониторинга  социально-экономического  развития  города является одной из функций муниципального управления;
  2. его  проведение  необходимо  для  обеспечения  нормального функционирования  муниципальных  органов  власти,  своевременного  обнаружения негативных тенденций и снижение отрицательных последствий их действия; 
  3. информационной  основой  мониторинга  должна  служить  не  только статистическая информация, но и данные социологических исследований; 
  4. основными  направлениями  проведения  мониторинга  социально-экономического  развития  города  являются  мониторинг  качества  жизни  населения, мониторинг  вклада  региона  в  решение  межтерриториальных  и  федеральных  проблем, мониторинг  хода  реформ  на  территории,  мониторинг  социально-экономического потенциала и эффективности его использования

    По  мнению Когут А.Е. и  Рохчина В.С., слабая разработанность теоретических проблем рационального социально-экономического мониторинга, рекомендации, носящие фрагментарный  характер,  не  доведенные  до  уровня  практического  использования, затрудняют  проведение  работ  по  созданию  систем  информационно-аналитической поддержки  управленческих  решений.  В  настоящее  время  решение  проблемы рационального социально-экономического мониторинга находится в начальной стадии. Наиболее  важные  направления  мониторинга  социально-  экономического развития территории  включают: 

  • мониторинг качества жизни населения, 
  • мониторинг  вклада  региона  в  решение межтерриториальных и федеральных проблем, 
  • мониторинг хода реформ на территории, 
  • мониторинг  социально-экономического  потенциала  и  эффективности  его использования.

    По  мнению  Б.М.  Гринчеля,  Н.Е.  Костылевой,  в  сегодняшних  условиях количество  жизни  в  том  или  ином  городе  определяется  не  столько  наличием водоснабжения, транспорта, образовательных учреждений, чистотой на улицах. Функции местного  управления  сейчас  шире  и  помимо  перечисленных  включают  в  себя формирование  благоприятных  условий  для  экономики,  инвестиций,  малого  и  среднего бизнеса,  обеспечение  достаточного  числа  рабочих  мест  в  городе,  возможность жителей повышать  свою  квалификацию,  достаточность  качества  и  доступность  жилья  в  городе, обеспечение  атмосферы  общественного  консенсуса  между  различными  группами населения, формирование имиджа города. Реализация  всех  направлений  социально-экономического  мониторинга,  как отмечает А.Е. Когут,  предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение. Разработка такого обеспечения будет производиться с учетом  местной специфики.  Однако  некоторые виды  обеспечения  сходны.  Ведение муниципального  социально-экономического  мониторинга  должно  осуществляться органами  местного  самоуправления.  Информационный  фонд  социально-экономического мониторинга может  представлять  накопленные  данные  об  экономической  и  социальной обстановке, справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных. 

    Укрупнено  информационный  фонд  социально-экономического  мониторинга может  состоять  из  данных,  характеризующих  здоровье  населения.  Уровень  жизни населения, социально-экономический потенциал муниципального образования.  Информационной  основой муниципального мониторинга могут  служить  базы данных Федеральных  органов  исполнительной  власти, местных  органов,  предприятий  и международных  организаций;  базы  данных  специфических  министерств  и  ведомств; данные государственной статистической отчетности материалы обследований, программ, проектов. 

    Финансовое  обеспечение  разработки  и  поддержания  в  работоспособном состоянии  системы  муниципального  мониторинга  должно  осуществляться  как  за  счет бюджетных средств, так и за счет привлечения альтернативных источников.  Подводя  итоги,   можно  отметить,  что  к  настоящему  моменту  еще  не  четко обоснована  система  инструментов  мониторинга,  существует  необходимость  их дальнейшей  разработки;  наличие  огромного  количества  показателей,  характеризующих социально-экономическое развитие муниципального образования, не позволяют быстро и однозначно оценить уровень развития муниципального образования, поэтому необходима разработка  обобщающего (интегрального)  показателя  социально-экономического состояния  муниципального  образования,  применение  которого  позволит  сравнивать уровень развития различных образований и выявить наиболее острые проблемы развития.

 

    

    Глава 2. Информационные технологии в социально-экономическом развитии МО

    Всякое  управление есть процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации для превращения ее в управленческие решения.

    Информационный  ресурс имеет сегодня в сфере муниципального управления не меньшую важность, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. В общем смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. Различают следующие основные понятия:

    информационные  ресурсы - отдельные документы и  их массивы в библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах;

    информационная  система - организационно упорядоченная  совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

    информационные  процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения  информации [5 385-398с.].

    Информация  выступает связующим звеном между  объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта  управления в статике и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит "предметом длительного пользования" и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления. Информация в значительной степени обладает свойством саморазвития, т.е. по мере накопления информационных данных получается качественно новая информация. Информация пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обеспечивает восприятие работниками своих организационных ролей, фиксируемых в должностных инструкциях. В конечном счете, от эффективности информационных процессов зависит эффективность работы местной администрации в целом.

    Основные  элементы любого информационного процесса - источник, сообщение, канал и получатель:

    источник - это тот, кто создает сообщение  и несет ответственность за его  полноту и достоверность;

    сообщение - это информация, которую источник передает получателю. В информационной системе сообщения передаются в различных формах (письменной, устной, электронной);

    канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника  к получателю;

    получатель - это тот, кому предназначено сообщение. Информационное обеспечение включает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия.

    Информационное  обеспечение системы управления - это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления.

    Источники и потребители информации в муниципальном  управлении.

    Информацию, поступающую в органы местного самоуправления, можно классифицировать по различным признакам (рис.1 см. приложения).

    Особенно  важно разделение информации на внутреннюю (по отношению к органу местного самоуправления) и внешнюю. К внутренней относятся решения представительного  органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседаний коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе структурных подразделений администрации, справки о ходе рассмотрения обращений граждан и т.д. Подобная информация дает возможность более полно представлять фактическое положение дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Организация внутренних потоков информации - задача руководства муниципального образования [5 385-398с.].

    В отношении внешней информации местная  власть не всесильна, но может при  грамотной постановке дела получать более полную информацию из различных  источников. Основные внешние источники  информации для органов местного самоуправления показаны на рис.2 (см. приложения).

    Население выражает свое отношение к деятельности муниципальной власти путем выборов, референдумов, опросов, правотворческих  инициатив, обращений к органам  и должностным лицам, мирных массовых акций. Особое значение имеют личные встречи руководителей муниципального образования с жителями, прием избирателей депутатами представительных органов. На этих встречах должна быть создана атмосфера откровенного диалога, в ходе которого становится доступной информация, которую нельзя получить никаким другим способом. Муниципальная власть учитывает мнение населения в своей работе.

    Общественные  объединения граждан выражают отношение  к деятельности муниципальной власти отдельных групп населения, местных  сообществ, имеющих общие интересы. Администрация обязана иметь информацию о позиции различных общественных объединений при принятии важных решений.

    Органы  государственной власти РФ и субъектов  РФ в пределах своей компетенции  издают правовые акты и принимают  решения, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, а по другим вопросам вырабатывают методические рекомендации и инструктивные материалы, полезные для муниципальной власти.

    Союзы и ассоциации муниципальных образований  вырабатывают рекомендации по отдельным аспектам муниципальной деятельности. Эти рекомендации должны изучаться, а все полезное - использоваться.

    Немуниципальные хозяйствующие субъекты на территории муниципального образования также  выражают свое отношение к решениям органов местного самоуправления, затрагивающим их интересы, направляя в администрацию предложения по различным вопросам местной жизни. Многие органы муниципальной власти сделали союзы промышленников и предпринимателей своими деловыми партнерами [6 408-435с.].

    Финансовые  и кредитные организации снабжают органы местного самоуправления важной информацией о финансовом состоянии муниципалитета и хозяйствующих субъектов.

    Органы  государственного и муниципального контроля и надзора поставляют ценную информацию о ходе выполнения тех или иных решений, выявленных нарушениях.

    Особенно  важна информация, получаемая от органов  статистики. Вопросы организации  муниципальной статистики рассматриваются  в следующем разделе. Задача органов  местного самоуправления - использовать все каналы информации, иметь достоверные сведения об отношении всех слоев общества к своей деятельности, анализировать эти сведения и на их основе корректировать свои действия.

    Практически все поставщики информации для органов  местного самоуправления одновременно являются и потребителями информации о деятельности этих органов. К числу потребителей муниципальной информации относятся государственные, региональные и муниципальные органы власти, должностные лица местного самоуправления, граждане, общественные объединения граждан, союзы, ассоциации, финансовые и кредитные организации, органы статистики, муниципальные предприятия и учреждения, иные хозяйствующие субъекты, предприниматели, инвесторы. 

 

     Глава 3. Пути развития информационных технологий в муниципальных образованиях

    Последнее время надежды на увеличение привлекательности институтов власти упорно связывают с системой обслуживания клиентов в режиме «одного окна».

    Термин  «одно окно» означает такую технологию обслуживания клиента, при которой  он может в одном месте изложить свою просьбу в форме одного или нескольких заявлений и в этом же месте получить решение от государственных федеральных и региональных муниципальных учреждений. При этом неважно, сколько организаций и учреждений участвуют в подготовке и оформлении решения по просьбе клиента (рис. 1). 

    
    Рис. 1. Схема заключения договора аренды в режиме «одного  окна» 

    В отличие от существующей технологии, когда клиент выступает курьером, переносящим документы от одного властного учреждения другому, режим  «одного окна» предполагает, что все данные, необходимые для ответа на заявление клиента, должны быть получены посредством межведомственного информационного обмена.

    Рассмотрим  один из вариантов последовательности шагов для получения гражданином  или организацией права на аренду земельного участка в населенном пункте.

    Обращение в администрацию органа местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, с  указанием его предполагаемого  целевого использования. Если заявитель - физическое лицо, то он указывает свои паспортные данные, ИНН и данные о прописке. Юридическое лицо предоставляет ряд сведений из "Свидетельства о государственной регистрации юридического лица".

Информация о работе Информационные технологии в мцниципальном управлении