Эффективность функционирования органов управления муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.

Объект исследования - муниципальная система управления образованием.

Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.

Содержание

Введение

1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………

1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………

1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..

1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….

2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования

2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике

2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске

3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Заключение

Список и источники литературы

Работа содержит 1 файл

сгму 2 семестр.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

    - создание, реорганизация и ликвидация  муниципальных образовательных учреждений;

    - обеспечение содержания зданий  и сооружений муниципальных образовательных  учреждений, обустройство прилегающих  к ним территорий;

    - учёт детей, подлежащих обязательному  обучению в образовательных учреждениях,  реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. 

    Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной  экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование". [14]

    Для реализации данной задачи в системе управления образованием на муниципальном уровне в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода.

    Во-первых, предстоит выявить возможные "точки  роста". Государство стимулирует  инновационные программы, поощряет лучших учителей, выплачивает гранты талантливым молодым ученым - то есть делает ставку на лидеров и распространяет их опыт и т.д.

    Во-вторых, внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение  общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием, что позволяет сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

    Наконец, происходят значительные изменения  механизмов финансирования образовательных  учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития направляются непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

    Цель  национального проекта "Образование" - ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны, в конечном счете - достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.[14] 

    Система управления образованием на муниципальном  уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

    Деятельность  муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.

    При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

    Органам местного самоуправления в целях  осуществления государственной  политики в области образования  переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием. 

    На  территории муниципального образования  может располагаться большое  количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.

    Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, позволяющих поднять эффективность образования на должный уровень.

    В соответствии с законодательством  органы местного самоуправления формируют  местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие  фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают  местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают налоговые льготы, стимулирующие его развитие.

    Важную  роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки.

    Высшие  учебные заведения в РФ могут  быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет.

    Муниципальная власть заинтересована в развитии системы  высшего образования на своей  территории, поскольку это обеспечивает:

    - подготовку местных квалифицированных  кадров;

    - проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жизни и развития территории;

    - повышение имиджа территории  и формирование (расширение) ее культурного  слоя. 

    Аналогично  муниципальная власть заинтересована в развитии сети научных учреждений на территории.

    Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования и науки  может состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных  кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.

    Реализация  муниципальной политики в сфере  образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих  муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица.

    Таким образом, образовательный уровень населения является одной из важнейших характеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Система управления образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов: образовательных стандартов различного управления и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм и типов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. 
 

    1.3 Нормативно-правовые основы государственной  политики в сфере образования 

    Существующая  в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения  в области образования, включает два уровня нормативно-правового  регулирования: "внутренние", российские нормативные правовые акты, и "внешние", международно-правовые акты.

    К настоящему времени уже сформировался  значительный блок международно-правовых актов в области образования.

    Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться как в международных договорах и соглашениях, регулирующих исключительно образовательные отношения, так и в различных договорах и соглашениях, в которых вопросы образования затрагиваются прямо или опосредованно, наряду с другими вопросами.

    Примером  последних может служить Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). В ст. 13 этого международно-правового  акта закреплено право каждого человека на образование и определены основные гарантии реализации этого права. Другой пример - Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН). Ряд статей этой Конвенции (например, ст. ст. 28, 29, 32, 33 и др.) также затрагивают сферу образования.

    Отдельные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях (договорах, соглашениях). Среди последних можно выделить:

    - международно-правовые акты универсального  характера, многие из которых  приняты под эгидой ООН, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации труда (МОТ) и т.д;

    - так называемые региональные  международно-правовые акты, принятые  в рамках Совета Европы, СНГ,  региональные конвенции ЮНЕСКО.

    В свою очередь, система "внутренних" российских актов представлена нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне и включающими федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

    Правовую  основу управления системой образования  в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Закон "Об образовании", Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации и иные нижестоящие правовые акты, принимаемые как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. К 1999 году была в основном создана правовая база функционирования системы образования -- федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Этот пакет состоял из 462 документов. Одновременно практически все субъекты федерации также приняли соответствующие документы, определяющие отношения в системе на уровне региона. Основополагающим стал Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления.

    Законодательная основа правового регулирования  отношений в сфере образования  представлена:  Конституцией РФ; Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";Иными "профильными" федеральными законами; "Непрофильными" законами; Подзаконными нормативными правовыми актами.

    Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена  образованию. В ней закрепляется право каждого на образование, и  гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.[1] 

    Закон РФ "Об образовании" регулирует систему  общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". [4]

    В Законе РФ "Об образовании" регламентируются вопросы, общие для всех элементов  и уровней системы образования  в Российской Федерации.

    В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в сфере  образования, наряду с Законом РФ "Об образовании" присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например, Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", от 12 июля 1995 г.; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; Федеральный закон от 8 мая 2010 г. №-83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и др. [24]

    "Непрофильные" законы, содержащие правовые нормы,  которыми регулируются отношения  в сфере образования.

    Эти законы занимают особое место в механизме  правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержатся одна, две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования. 

Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования