Эффективность функционирования органов управления муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.

Объект исследования - муниципальная система управления образованием.

Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.

Содержание

Введение

1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………

1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………

1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..

1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….

2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования

2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике

2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске

3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Заключение

Список и источники литературы

Работа содержит 1 файл

сгму 2 семестр.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

    Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

    а) федеральные законы, в которых  регламентируются общие вопросы  организации образования в Российской Федерации;

    б) федеральные законы, в которых  содержатся нормы о специальных  видах (направлениях) образования;

    в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;

    г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок  социального обеспечения субъектов  образовательных отношений;

    д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования.

    Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие  группы.

    1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:

    а) указы, принятые исключительно для  регулирования отношений в сфере  образования;

    б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования.

    2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования: Постановление правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (с изменениями от 3 октября 2002 г., 26 января 2007 г.); Постановление правительства от 29 декабря 2007 г. № 973 "О порядке и условиях предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" и др.

    3. Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

    Этот  многочисленный и разнообразный  массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

    1) нормативные правовые акты Министерства  образования и науки РФ;

    2) нормативные правовые акты иных  федеральных органов исполнительной  власти, в том числе:

    а) "профильные", то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования;

    б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо  или опосредованно связанные  с проблематикой образования.

    Принципиально новым инструментом управления в  сфере образования для России явилась серия договоров между Министерством образования и субъектами федерации.

    На  региональном уровне принимаются правовые акты, регламентирующие деятельность органов субъекта Федерации в  области управления образованием. К  ним относятся:

    1. Конституция Чувашской Республики (с изменениями на 5 октября 2006 г.)

    2. Закон Чувашской Республики "Об  образовании" (с изменениями на 1 января 2010 г.);

    3. Закон ЧР от 25 ноября 2003 г. №  36 "О языках в Чувашской Республике" (с изменениями от 27 июня 2008 г.);

    4. Нормативные правовые акты Министерства  образования и молодежной политики  Чувашии:

    а) Положение о Министерстве образования  и молодежной политики Чувашской  Республики (с изменениями от августа 2008 г. );

    б) Приказы: отраслевые: Приказ от 29 августа 2003 г. N 462 "О проведении эксперимента в школах республики по введению предпрофильного и профильного обучения", "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики" и проекты приказов Минобразования Чувашии: "О вариативных формах и процедурах проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений" и др.

    в) Республиканские целевые программы: "О республиканской целевой  программе "Молодежь Чувашской Республики: 2011-2020 годы"", "О республиканских  целевых программах в сфере образования  в Чувашской Республике на 2011-2020 годы", "О Республиканской целевой программе комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года";

    г) Письма, методические рекомендации.

    Базовыми  нормативными актами, определяющими  задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закон РФ "Об образовании", Федеральные законы "Об утверждении федеральной программы развития образования", "О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей", нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, Нормативные правовые акты Министерства образования и молодежной политики Чувашии, Постановления и приказы Главы Администрации города Новочебоксарска, Устав города Новочебоксарска Чувашской Республики и другие правовые акты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           2. Деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования

          2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике 

    Особенностями современной системы управления образованием являются: реализация принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления; принцип демократизации управления (привлечение к решению проблем образования различных социальных институтов, общественности).

    Региональная  образовательная система представляет собой совокупность учебно-воспитательных учреждений данного географического региона, созданной с учетом его социально-экономической структуры, традиций, особенностей, и направленной на удовлетворение потребностей населения в разных видах образования и культурной самобытности каждого человека.

    Одно  из ключевых направлений комплексной  модернизации регионального образования - построение наиболее эффективной  организации образовательного пространства.

    За  последнее десятилетие созданы  условия для развития дошкольного образования и обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей. Система дошкольного образования представлена 438 дошкольными образовательными учреждениями, из них 29 учреждениями "начальная школа - детский сад". Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания детей. В настоящее время их насчитывается соответственно 168 и 124. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тыс. воспитанников детских садов, более 85 процентов детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.

    С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах  дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские  сады, увеличивается ежегодно на 2,5 - 3,5 процента, увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. В 2007 году детские сады посещали 68 процента детей, то в 2010 году - 69,7 процентов.

    В течение 2010 года путевки в дошкольные учреждения получили 11,8 тыс. детей _ это на 1,6% больше предыдущего года. Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение, увеличилась за 2010 год на 22,4% и составила на конец 2010 года 18060 человек.

    Обеспеченность  местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей), составила 99 человек.

    За  годы реализации приоритетного национального  проекта "Образование" Чувашия  сконцентрировала в системе образования  значительные ресурсы. На всей территории Чувашской Республики проведена комплексная модернизация по всем основным направлениям деятельности общеобразовательных школ, частично в сфере начального и среднего профессионального образования, проведена оптимизация образовательной сети, в том числе и профессиональных учреждений. Построено свыше 150 новых объектов образования, в т.ч. 124 школы, новый корпус Цивильского аграрно-технологического техникума, корпусы Чувашской сельхозакадемии и педуниверситета, обновлены корпусы Чувашского госуниверситета, значительно укрепили материальную базу Волжский филиал МАДИ, Чебоксарский политехнический институт (филиал) МГОУ, Чебоксарский филиал МГЭИ. 

    Более 2/3 старшеклассников занимаются по профильным программам: знакомятся с рынком труда, проходят тестирование на выявление профессиональных интересов и способностей, углубленно изучают предметы, необходимые для получения будущей профессии и др. В последние годы пользуются повышенным спросом технологический, физико-математический, естественнонаучный профили, т.е. около 60 процентов учащихся свою будущую профессиональную деятельность связывают с реальной экономики. Это позволяет сделать выводы о том, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда.

    В развитие работы по предпрофессиональной подготовке и профильному обучению решается новый уровень задач - проводить глубокую интеграцию учреждений и организаций. В образовательную сеть, кроме школы и учреждений профобразования, включились учреждения дополнительного образования (центры внешкольного развития), работодатели и местное сообщество. Появились сетевые образовательные программы по разным профилям, представляющие из себя востребованный перечень модулей. Изучение их проводится на базе учреждений профобразования, и на базе предприятий и организаций - с активным использованием дистанционных технологий, сетевых тьюторов, которые, наравне с педагогами, станут и специалисты организаций.

    В рамках приоритетного национального  проекта "Образование" по направлению "Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования" и международный проект "Реформа системы образования" было осуществлено кардинальное обновление материально-технической базы ведущих учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, сформировано ядро лидеров, ресурсных центров, которые стали опорными точками новой современной сети учреждений профобразования. 

    Один  из механизмов, способствующих повышению  эффективности деятельности образовательных  учреждений - это оказание государственных услуг и исполнение государственного задания в соответствии с заданными на федеральном и региональном уровнях нормами - соответственно постановления Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики.

    Каждое  образовательное учреждение получает государственное задание на обучение и содержание учащихся, воспитанников или на выполнение тех или иных видов работ в соответствии с утверждённой процедурой.

    В 2010 году учреждениями профессионального  образования по очной форме подготовлено 15276 рабочих и специалистов, в т.ч. 42 процента - вузами (вузами - 6213 чел., вузами - 4847 чел. и проф. училищами - 4216 чел.). Количество выпускников со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием превысило прогнозную потребность на 25 процентов, в то же время потребность в рабочих кадрах удовлетворена лишь на 85 процентов.

    А по данным Государственной службы занятости  населения Чувашской Республики на 1 июля 2010 года 84,1 процента вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных 66,0 процентов имеют высшее и среднее профессиональное образование.

    По  предварительным сведениям, полученным из учебных заведений, по состоянию  на 1 сентября 2010 г. не трудоустроены 1888 выпускников, в том числе 232 человека (5,5 %) из числа выпускников профессиональных училищ, 683 выпускника (14,0%) техникумов и колледжей и 974 выпускника (15,7 %) вузов.

    На  совместном заседании Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики  России эта проблема обсуждалась очень остро. Для решения этой проблемы Президент Российской Федерации обозначил, как одну из важных задач, создание связей "лицей-колледж-университет" (школа-училище-колледж-ВУЗ), участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями, т.е. о создании производственно-образовательных кластеров, объединяющих внутри себя все уровни общего и профессионального образования, науку и предприятия. Создание таких кластеров начато в 2008 году в рамках реализации Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года.

Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования