Эффективность функционирования органов управления муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.

Объект исследования - муниципальная система управления образованием.

Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.

Содержание

Введение

1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………

1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………

1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..

1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….

2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования

2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике

2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске

3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Заключение

Список и источники литературы

Работа содержит 1 файл

сгму 2 семестр.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Создание  кластерной модели позволит: переориентировать профессиональн -ое образование на нужды перспективных производств, создать качественный республиканский прогноз потребности в кадровых ресурсах; развить государственно-частное партнерство в сфере образования; повысить качество подготовки кадров путем практикоориентированной системы непрерывного профессионального образования, модернизации материально-технической базы, внедрения новейших технологий образования; оптимизировать сроки подготовки и повышения квалификации кадров путем разработки и реализации образовательных программ нового поколения, интенсивных технологий повышения профессиональной квалификации; рационально использовать бюджетные средства, выделяемые на содержание образовательных учреждений.

    В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики предлагается создать следующие производственно-образовательные  кластеры: на базе Чувашского государственного университета - кластеры "Машиностроение и энергетика", "Электроника и электротехника", "Химия и химические технологии", "Медицина", "Строительство"; на базе Чувашской государственной сельскохозяйственной академии - "Живые системы и БиоПарк"; на базе Чебоксарского кооперативного института - кластер экономики, предпринимательства и сферы услуг; на базе Чувашского государственного педагогического университета - педагогический кластер; на базе Чувашского государственного института культуры и искусств - кластер культуры и искусства.

    Другим  важным направлением работы, касающимся всей системы профессионального  образования, является образование  и переподготовка взрослых.

    По  данным Евростата доля населения  в возрасте от 16 до 65 лет, вовлеченных  в сферу дополнительного образования, в Швеции составляет 52,2 процента, в Великобритании - 43,9 процента и т.д. Сегодня наша страна по охвату взрослого населения непрерывным образованием в разы отстает от стран Организации экономического сотрудничества и развития и по разным оценкам не превышает 10 процентов (и постоянная - в здравоохранении и образовании).

    В Чувашской Республике образовательные  услуги взрослому населению предоставляют  учреждения профессионального образования, предприятия различных форм собственности  в виде внутрифирменного обучения и различные государственные и негосударственные учебные центры. Лицензию на образовательную деятельность имеют 167 организаций, то есть традиционная система образования постепенно трансформируется во множество обучающих сред и участников. В последнее время также происходит перенос ответственности за обучение взрослых с государства на индивидуум. Сегодня каждый вынужден формировать собственную траекторию образования - искать информацию и добывать из нее выгоду.

    В 2009 году в связи с актуализацией  опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время, а также для обеспечения кадровой потребности секторов экономики в посткризисный период, учреждениями профессионального образования были пересмотрены 94 программы дополнительного профессионального образования. Например, программы, разработанные Чебоксарскими машиностроительным техникумом и электромеханическим колледжем, были направлены на освоение современных производственных технологий в центрах металлообработки, сварки, электроники и электротехники. Чебоксарским политехническим институтом (филиалом) Московского государственного открытого университета осуществляется опережающее обучение по программе "Производственный менеджмент Тойоты".

    В текущем году к опережающему обучению взрослого населения в рамках реализации мероприятий Республиканской программы снижения напряженности на рынке труда на 2010 год привлечены 69 учреждений и организаций, в том числе 23 государственных учреждения профессионального образования. За первое полугодие 2010 года в республике на опережающее обучение направлено более 5 тысяч граждан, в том числе в учреждения профобразования - всего 739 человек.

    За 2009 год подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли около 128 тыс. человек, что составляет 14,1 процентов от числа населения в возрасте от 16 до 65 лет.

    В условиях снижения количества выпускников  общеобразовательных школ обеспечить экономику необходимыми кадрами  возможно только путем увеличения объемов  и профилей подготовки и переподготовки взрослого населения. Безусловно, необходимы дополнительные программы переподготовки с разными сроками. Опыт должен быть поставлен на поток и в этом, предприятиям и организациям, должны помочь учреждения профессионального образования.

    Не  менее важной задачей является обеспечение  качественной подготовки к переходу учреждений профессионального образования  на образовательные стандарты нового поколения.

    Сегодня ЕГЭ - это базовый инструмент контроля качества образования для системы  образования в целом. Первое: средний балл ЕГЭ, который показали выпускники учреждений НПО и СПО, по всем предметам не достиг среднереспубликанского. Доля участников ЕГЭ-2010, успешно сдавших все экзамены, составила 52,83 процента. Только 6 человек получили 80 баллов и выше. То есть: выпускники профессиональных училищ и техникумов оказались не готовы к сдаче ЕГЭ. Все это серьезные сигналы для директоров техникумов и профессиональных училищ - при таком качестве образования выпускники учреждений СПО и НПО не получат возможность продолжения учебы на других уровнях профессионального образования.

    Общепризнанно, что оценка качества подготовки специалистов не должна быть внутрисистемной. Одной  из форм такой оценки является сертификация профессиональных квалификаций выпускников на подтверждение повышенного разряда по рабочим профессиям с участием работодателей. Для этого в Торгово-промышленной палате создан и функционирует Центр сертификации квалификаций персонала. В 2008-2009 годах сертификация квалификации выпускников проводилась выборочно по профессиям начального профессионального образования.

    Учитывая  важность данного направления, министерство считает необходимым в наступившем  учебном году приступить к совершенствованию  механизма независимой оценки качества профессионального образования  в части расширения числа профессий, специальностей, задействованных в процедуре независимой сертификации.

    По  итогам совместного совещания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент  Российской Федерации поручил:

    Во-первых. В срок до 1 апреля 2011 года необходимо создать систему среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в подготовке кадров в учреждениях профессионального образования. В этот процесс в основном будут вовлечены министерства, ведомства и бизнес-сообщество.

    Во-вторых. Руководителям учреждений среднего профессионального и высшего  профессионального образования  с привлечением отраслевых объединений  работодателей, коммерческих организаций, для которых ведется подготовка специалистов, к 1 февраля 2011 года необходимо разработать проекты внедрения учебными заведениями современных образовательных программ и технологий обучения для получения государственной поддержки на конкурсной основе. От нашей республики в конкурсе государственной поддержки в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2009 годах приняли лишь 2 учреждения среднего профессионального образования.

    Республике  в течение этого учебного года необходимо с участием объединений  работодателей разработать комплексную  республиканскую программу развития профессионального образования, которая направлена на достижение стратегических целей инновационного развития Чувашской республики. Эти программы будут поддержаны финансовыми ресурсами Правительством Российской Федерации на конкурсной основе.

    В ходе реализации национальной образовательной  инициативы "Наша новая школа" на республиканском уровне предстоит  разработать и внедрить:

    1. В направлении обновления образовательных  стандартов: новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ; систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.

    2. В направлении поддержки талантливых  детей: практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста; обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся; расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников; модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся; систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

    3. В направлении развития учительского потенциала: практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование; новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне; модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку; новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.

    4. В направлении развития школьной  инфраструктуры:

модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями; модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников; модели деятельности автономных учреждений общего образования.

    5. В направлении обеспечения здоровья  школьников:новые технологии и  методики здоровьесберегающего  обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

    Инновации важны не как цель, а как средство, как инструментарий для выстраивания принципиально нового формата образования - открытого, доступного и качественного. В конечном итоге модернизированная образовательная система республики должна стать не только производителем образовательных услуг, а и одним из локомотивов социально-экономического развития региона. 

     2.2 Анализ деятельности органов  муниципального управления по  реализации государственной политики  в сфере дошкольного образования  в городе Новочебоксарске

    Деятельность  органов муниципального управления города Новочебоксарска направлена на реализацию приоритетного национального проекта "Образование" по всем направлениям, что позволит ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

    Главной задачей муниципального управления в сфере дошкольного образования  является повышение охвата детей  дошкольными образовательными программами  и выравнивание их стартовых возможностей для получения общего образования.

    Подходы по решению данной задачи отражены в Программе развития дошкольного  образования города Новочебоксарска  на 2007-2010годы.

    Руководствуясь  данной Программой, Отдел образования  проводит целенаправленную работу по созданию в детских садах оптимальных условий (кадровых, научно - методических, финансовых, материальных нормативно - правовых), которые обеспечат повышение качества образовательного процесса в ДОУ и улучшат результаты управленческой деятельности.

    На  территории города Новочебоксарска  действует сеть дошкольных образовательных  учреждений. В настоящее время  в городе - 41 дошкольное образовательное  учреждение. Из них 25 общеразвивающего вида, 1 детский сад - центр развития ребёнка (ДОУ № 50); 1 детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей (ДОУ № 27); 2 детских сада с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (ДОУ № 29, 40); 4 детских сада с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей (ДОУ № 2, 34, 43, 49); 1 детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (ДОУ № 7); 3 детских сада присмотра и оздоровления (ДОУ № 25, 28, 36); 2 детских сада компенсирующего вида (ДОУ № 14, 37); 2 детских сада комбинированного вида (ДОУ № 44, 48). Все детские сады финансируются из местного бюджета.

Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования