Этика государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение основных особенностей этики государственной службы.
Задачи контрольной работы:
- изучить основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего;
- определить особенности этики государственного служащего;
- проанализировать этический кодекс государственного служащего РФ.

Работа содержит 1 файл

Бурыхина.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:

1) выявление  потенциальных возможностей государственного  служащего с целью его повышения  по службе;

2) стимулирование  повышения квалификации и роста  профессионализма служащих;

3) применение  к служащему мер стимулирования, либо ответственности;

4) формирование  профессионального кадрового потенциала  и резерва кадров;

5) поддержание  стабильности и законности в государственной службе.

С нашей  точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы  кадровой политики государства, региона, области должно происходить в  следующей последовательности: государственная  идеология - доктрина (миссия государства) - концепция (стратегия развития) - кадровая политика - кадровая программа - конкретный план действий по реализации программы.

В условиях государственной службы сложились  специфические возможности для  формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:

1) с  внешними факторами - экономическая,  социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности  развития и др.

2) с  внутренними факторами - степень  сформированности нормативно-правовой  основы, состояние материально-технической  базы государственной службы  в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

   Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь и ответственность государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь.

3. Этический кодекс  государственного  служащего РФ.

      Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

    Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно принятый Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

        В 2001 года группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и другие) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения государственных служащих РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ.

    Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

В силу того, что в кодексе собраны  воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственных служащих, он:

- служит  основой для формирования содержания  должной морали в сфере государственной  службы;

- призван  помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

- является  важным критерием для определения  профессиональной пригодности человека  к работе в сфере государственной  службы;

- выступает  как инструмент общественного  контроля за нравственностью  государственных служащих.

Этический кодекс государственного служащего  призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

    Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и другие. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны  разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой  человеком при приеме на государственную или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Действия  ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

     На проведенном в 2002 году ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии его авторов был подвергнут серьезной критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 году был, справедливо отвергнут Государственной думой. Таким образом, и сегодня, когда проблема формирования должной морали государственных служащих стоит с особой остротой, у нас нет подобного этического кодекса.

Это и  побудило вновь вернуться к этому  документу. Основной целью было не просто усовершенствовать проект Кодекса 1997 года, но создать на его основе новый документ, который бы носил модельный характер. В него вошли положения из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 года (№ R (2000) 10), из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», из ряда других соответствующих документов.

Этический кодекс регулирует отношения государственных  служащих Российской Федерации по исполнению установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами обязанностей, ограничений, ответственности государственных служащих.

Этический кодекс предназначен для профилактики недобросовестного и коррупционно опасного поведения государственных служащих, закрепления в повседневном поведении государственных служащих норм добросовестности и нетерпимости к коррупции, для оказания государственным служащим помощи в выполнении этих норм и информирования граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих. С этой целью на предприятиях разрабатываются и принимаются этические кодексы.

Опишем  процедуру внедрения этического кодекса в практику работы.

  • с момента вступления в силу этического кодекса непосредственный руководитель обязан информировать государственных служащих о его положениях;
  • государственный служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями и любыми изменениями в нем;
  • работающий государственный служащий и поступающий на службу, знакомится с положениями кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности;
  • кодекс является составной частью условий труда (службы) государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним;
  • каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса;
  • обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего;
  • этический кодекс прописывает ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности государственные гражданские служащие;
  • принципы этического кодекса внедряются через корпоративную культуру и традиции администрации;
  • с целью повышения престижа государственной власти и ее аппаратов в средствах массовой информации появляется информация о том, что в администрации принят этический кодекс и его основные принципы;
  • пример соблюдения этического кодекса демонстрируется на личном примере руководителя;
  • Кодекс является составной частью условий труда (службы) государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним.

Каждый  государственный служащий должен принимать  все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса.

Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями  и любыми изменениями в нем.

Если  он не уверен в том, как необходимо поступить, он должен обратиться к компетентному лицу.

Компетентным  лицом может быть руководитель, сотрудник  органа по вопросам государственной  службы, специальной комиссии (например, по этике), другое компетентное должностное  лицо.

Обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего.

Нарушение кодекса квалифицируется как  неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных  обязанностей и влечет одно из дисциплинарных взысканий, установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Наложению дисциплинарного взыскания за нарушение  настоящего кодекса, если оно не связано  с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, прямо  установленных иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями, предшествует процедура согласования с государственным служащим, включающая:

- рассмотрение  обстоятельств нарушения;

- согласование  возможности устранения причин, условий и последствий нарушения;

- согласование гарантий предотвращения нарушений в будущем;

- обсуждение  адекватности предполагаемого дисциплинарного  взыскания.

По просьбе  государственного служащего процедура  согласования может быть проведена  с участием вышестоящего уполномоченного  должностного лица, или специальной уполномоченной комиссии.

       Таким образом, профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

 
 
 
 

Заключение

Рассмотрев  тему, можно сделать следующие  выводы по поставленным задачам:

Информация о работе Этика государственной службы