Компетенция Совета Министров Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет её как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь……. 5
1.1 Понятие «правительство»……………………………………… 5
1.2 Конституционный статус Правительства…………………….. 6
Глава II Состав и формирование Совета Министров Республики Беларусь………………………………………………………………………
10
2.1 Состав Правительства…………………………………………. 10
2.2 Порядок формирования Правительства……………………. 13
2.3 Срок полномочий и отставка Правительства………………. 15
Глава III Компетенция Совета Министров Республики Беларусь ……. 18
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список использованных источников и литературы…………………….

Работа содержит 1 файл

КУР Правительство готовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I  Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь……. 5
  1.1  Понятие «правительство»……………………………………… 5
  1.2  Конституционный статус Правительства…………………….. 6
Глава II  Состав и формирование Совета Министров Республики Беларусь………………………………………………………………………  
10
  2.1 Состав Правительства…………………………………………. 10
  2.2  Порядок формирования Правительства……………………. 13
  2.3  Срок полномочий  и отставка Правительства………………. 15
Глава III  Компетенция Совета Министров Республики Беларусь……. 18
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список  использованных источников и литературы……………………. 32
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

                                                           «Правительство – паруса, народ – ветер,

                           государство – корабль, время – море».

      

                             Бёрне 

    Особенности государственного строительства в  современных условиях обуславливаются  обретением Республикой Беларусь государственного суверенитета – важнейшего, основного свойства государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой.

    Государственный суверенитет утверждён во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и её международными обязательствами.

    Единственным  источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет её как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

    Государство реализует свою власть через органы власти, которые формируют и реализовывают важнейшие направления государственной политики. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

    Система органов государственной власти страны включает в себя Президента Республики Беларусь (Глава государства), Парламент (законодательная власть), Правительство (исполнительная власть), суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, органы местного управления.

    В Республике Беларусь Правительство имеет название – Совет Министров.

    Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

    Конституция Беларуси прямо предусматривает  образование и деятельность Правительства  как коллегиального органа государственной  власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь».

    Анализ  конституционно-правового  положения Правительства Республики Беларусь с учётом  фактических  обстоятельств,  складывающихся в  процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоретическое, но  и важное  практическое значение для становления   белорусского   государства   и   совершенствования   механизма взаимодействия разделённых властей.

    Поскольку тема «Правительство Республики Беларусь: понятие, состав, порядок формирования, срок полномочий, компетенция» актуальна и содержательна, институт  правительства в своих работах рассматривают  многие белорусские  юристы, например, такие как Василевич Г.А., Горнак И.А., Дербин А.П.,  Демичев Д.М., Тиковенко А.Г., Ясинская-Казаченко А.В. и другие.

    Каждый  из авторов имеет свой вариант  раскрытия данной темы, а я на основе их взглядов определила для себя цель и задачи курсовой работы.

    Цель  курсовой работы показать специфическую роль Правительства в условиях формирования организации государственной власти в Республике Беларусь на новых принципах.

    Основные  задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть сущность понятия «правительство». Определить его конституционный статус.
  2. Охарактеризовать состав, раскрыть порядок формирования и определить срок полномочий Правительства.
  3. Выявить компетенцию Совета Министров Республики Беларусь.

    Глава I Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь

     1.1 Понятие «правительство»

    Правительство (от англ. govern - управлять) – высший исполнительный орган государства.

    Правительство занимает важное место в системе  органов государственной власти. Оно является основным, центральным  институтом управления государственными делами. Ни одно государство не может обойтись без правительства.

    Правительства в разных странах имеют различные названия. Например, Совет Министров (Франция, Индия), Федеральное правительство (Германия), Федеральный совет (Швейцария), Государственный Совет (Китай). Для них всех обобщающим является термин «правительство».

    Форма правления часто предопределяет порядок образования и деятельности правительства. В президентских республиках оно менее самостоятельно, иногда не представляет собой коллегиальный орган с властными полномочиями.

    В государствах парламентарной формы правления правительство является коллегиальным органом, олицетворяющим исполнительную власть. Такое правительство несёт ответственность перед парламентом, обычно формирующим правительство, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в этом случае ему очень важно пользоваться доверием большинства членов парламента [7, С. 734].

    Во  многих президентских республиках  Президент, хотя формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что он является реальным главой этой ветви власти.

    По  своему политическому или партийному составу правительство может быть партийным (однопартийным или коалиционным) и беспартийным.

    В новейшей истории Республики Беларусь не было коалиционных правительств. С начала 90-х годов в его составе чаще всего находились коммунисты, затем – лица, вышедшие из состава КПСС. Следует отметить, что в 1994-1995 гг. в его составе трудились представители и других партий, однако Правительство в данном случае формировалось не по партийному, а по профессиональному признаку, решающее значение имели не партии, делегирующие своих членов в состав Правительства, а Президент, его желание назначить на соответствующий пост в Правительстве то или иное лицо [7, С. 734].

    Различают правительства партийного большинства  и правительства партийного меньшинства.

    В кризисные периоды истории могут  создаваться правительства национального единства, когда в интересах преодоления угрозы (экономической, военной и т.п.) партии отбрасывают существующие между ними разногласия и формируют правительство.

    Наряду с партийными могут формироваться и беспартийные правительства, часто именуемые как «служебные», «чиновничьи» правительства.

     1.2 Конституционный  статус Правительства

    В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее Закон «О Совете Министров Республики Беларусь») Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчинённых ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

    В соответствии со статьёй 106 Конституции Республики Беларусь (далее Конституция) исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет ПравительствоСовет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Такая конституционная формулировка определяет две основные черты Правительства.

    Во-первых, статус Совета Министров в системе исполнительной власти -  Совет Министров возглавляет исполнительную власть в государстве. Такой статус Совета Министров существенно отличается от статуса Кабинета Министров, предусмотренного первоначальной редакцией Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года. Ранее Кабинет Министров создавался при Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и иных сферах государственного управления.

    Таким образом, Кабинет Министров выполнял ранее двойственную функцию. С одной стороны, это был коллегиальный орган при Президенте, создаваемый в качестве вспомогательного органа для обеспечения власти Президента, как главы исполнительной власти. С другой стороны, Кабинет Министров был предназначен для реализации исполнительной власти в различных областях государственного управления и в этом плане являлся органом, в определённой степени наделённым самостоятельными полномочиями, не производными от полномочий Президента Республики Беларусь. Такие самостоятельные полномочия были предоставлены Кабинету Министров Законом «О Кабинете Министров Республики Беларусь», принятым в 1995 году.

    Во-вторых, место Совета Министров в системе органов государственного управления как центрального органа государственного управления. По ранее действовавшей редакции Конституции термин «центральный» упоминался в отношении нижестоящих органов управления по отношению к Кабинету Министров. Так, в статье 100 Конституции в редакции от 15 марта 1994 года использовалась формулировка «министерства, государственные комитеты и иные центральные органы управления Республики Беларусь».

    Законом «О Совете Министров Республики Беларусь»  правовой статус Правительства несколько  уточнён. Согласно указанному закону, Совет Министров является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

    Для определения правового статуса Совета Министров важное значение имеет характер его взаимоотношений с Президентом и Парламентом.

    Так, в соответствии со статьёй 106 Конституции Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

    Конституционная подотчётность Правительства Президенту связана с тем, что Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчёт о своей деятельности.

    В этом плане подотчётность тесно связана с подконтрольностью Совета Министров Президенту (например, правом Президента отменять акты Правительства) и ответственностью Правительства перед Президентом (например, правом Президента отправлять в отставку Правительство).

Информация о работе Компетенция Совета Министров Республики Беларусь