Компетенция Совета Министров Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет её как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь……. 5
1.1 Понятие «правительство»……………………………………… 5
1.2 Конституционный статус Правительства…………………….. 6
Глава II Состав и формирование Совета Министров Республики Беларусь………………………………………………………………………
10
2.1 Состав Правительства…………………………………………. 10
2.2 Порядок формирования Правительства……………………. 13
2.3 Срок полномочий и отставка Правительства………………. 15
Глава III Компетенция Совета Министров Республики Беларусь ……. 18
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список использованных источников и литературы…………………….

Работа содержит 1 файл

КУР Правительство готовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

    Ответственность Правительства перед Парламентом (политическая ответственность) выражается в двух основных формах: вотуме недоверия и отказе в доверии. Первая из них происходит по инициативе Палаты представителей и также выражается в двух вариантах. Палата представителей по инициативе не менее одной трети от полного её состава может выразить вотум недоверия Правительству (первый вариант) или повторное отклонение этой палатой программы деятельности Правительства означает вотум недоверия Правительству (второй вариант).

    Отказ же в доверии происходит по инициативе Правительства, которое через Премьер-министра может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству.

    Для характеристики правового  статуса Правительства важное значение имеет также и срок его полномочий. Срок полномочий Премьер-министра начинается со времени его назначения Президентом Республики Беларусь. Конституция и Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» не определяют, с какого времени начинается срок полномочий Правительства. На практике состав Правительства или большинства его членов утверждается Указом Президента Республики Беларусь. С этого времени и начинается срок полномочий Правительства. Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь.

    Прекращение полномочий Правительства осуществляется по двум основаниям. К ним относятся сложение полномочий и отставка.

    В соответствии с Конституцией и Законом  «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Такое сложение полномочий осуществляется после вступления в должность вновь избранного Президента с момента принесения им присяги. О сложении полномочий Правительство принимает постановление.

    В случае отставки Совет Министров  Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового Правительства Республики Беларусь.

 

     Глава 2 Состав и формирование Совета Министров Республики Беларусь

     2.1 Состав Правительства

    Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В части 4 статьи 106 Основного Закона лишь указано, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Конституции структуру Правительства определяет Президент.

    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», который принят в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Конституции Республики Беларусь, в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, входят:

    1) министерства Республики Беларусь;

    2) Комитет государственной безопасности;

    3) Государственный комитет пограничных войск;

    4) Государственный комитет по авиации;

    5) Государственный таможенный комитет;

    6) Государственный военно-промышленный комитет;

    7) Государственный комитет по науке и технологиям;

    8) комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, которые являются республиканскими органами государственного управления;

    9) государственные организации, подчинённые Правительству Республики Беларусь.

    В данном Указе дано определение министерства, комитета при Совете Министров Республики Беларусь.

    Министерствоэто республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определённой отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

    Комитет при Совете Министров Республики Беларусьэто республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.

    Председатель  Комитета государственной безопасности, Председатель Государственного комитета пограничных войск, Председатель Государственного комитета по авиации, Председатель Государственного таможенного комитета по статусу являются министрами [8, С. 240].

    Министерства  и комитеты при Совете Министров  Республики Беларусь образуются Президентом Республики Беларусь, а государственные организации – с согласия Президента Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь или министерствами по поручению Правительства.

    В структуре министерств по решению  Совета Министров Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определённых сферах ведения, отнесённых к компетенции соответствующего министерства. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

    Министерства, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных  войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь [8, С. 241].

    Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах - Советом Министров Республики Беларусь [8, С. 241].

    Президентом Республики Беларусь назначаются:

    - министры;

    - Председатель Комитета государственной безопасности;

    - Председатель Государственного комитета по авиации;

    - Председатель Государственного комитета пограничных войск;

    - Председатель Государственного таможенного комитета;

    - Председатель Государственного военно-промышленного комитета;

    - Председатель Государственного комитета по науке и технологиям;

    - председатели комитетов при Совете Министров Республики Беларусь;

    - заместители Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя   Государственного  комитета  пограничных   войск, Председателя Государственного таможенного комитета.

    Заместители иных министров назначаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, заместители председателей комитетов при Совете Министров Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь.

    Количество  членов Правительства, в том числе  и заместителей Премьер-министра, определяется Президентом Республики Беларусь.

    В состав Совета Министров  Республики Беларусь входят:

    1) Премьер-министр Республики Беларусь;

    2) заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

    3)  Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

    4) Председатель Комитета государственного контроля;

    5) Председатель Правления Национального банка;

    6) Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

    7) министры;

    8) председатели государственных комитетов;

    9) руководители иных органов государственного управления.

    Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со статьёй 106 Конституции Премьер-министр:

    1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несёт персональную ответственность за его работу;

    2) подписывает постановления Правительства;

    3) в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае её отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

    4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

    5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

    Иные  полномочия Премьер-министра определяются законами, указами Президента, постановлениями Правительства. При этом Премьер-министр решает наиболее важные вопросы.

     2.2 Порядок формирования  Правительства

    Правительство слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом Республики Беларусь. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия.

    Формирование  Правительства обычно начинается с  назначения Президентом Премьер-министра. Оно осуществляется с согласия Палаты представителей.

    Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать  кандидатуру Премьер-министра. Не допускается  и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право – обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

    В Основном Законе установлен срок, в  течение которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра. Это должно быть сделано не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

    В соответствии с Регламентом Палаты представителей представление Президента о даче согласия на назначение Премьер-министра рассматривается в постоянных комиссиях этой палаты Парламента, заключения которых докладываются перед голосованием постоянной комиссией, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства [7, С. 737].

    Депутаты  Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту, самому кандидату  на должность Премьер-министра, высказывать свои мнения по предложенной кандидатуре, агитировать «за» или «против».

    Решение о даче согласия на назначение на должность  Премьер-министра принимается Палатой представителей тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение Палаты представителей о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра должно быть оформлено постановлением [7, С. 738].

    В случае если между Президентом и  Палатой представителей по поводу назначения Премьер-министра возникают разногласия, то они преодолеваются в соответствии с процедурой, установленной Конституцией. Так, согласно части 5 статьи 106 Конституции при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

    В законодательстве нет запрета на повторное внесение в Парламент кандидатуры на должность Премьер-министра. Поэтому не исключается ситуация, когда двукратный отказ в даче согласия на назначение Премьер-министра может последовать относительно как одной и той же, так и иной (новой) кандидатуры [7, С. 738].

Информация о работе Компетенция Совета Министров Республики Беларусь