Конституционное право стран восточной Европы и Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция

Описание работы

1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС

3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.

Работа содержит 1 файл

КПЗС Казунеткина.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

- «Статус органов  контроля и охрана права»: К.трибунал и Г.трибунал, Уполномоченный по правам человека.

5) Раздел «Права  и свободы». (к ? о высокой юр.технике). Включает несколько частей, которые  показывают степень значимости  групп прав. Общ принципы –  Личные свободы и права –  Политические права и свободы – Экономические, соц, культурные права – Средства защиты свободы прав – Обязанности. Наиболее интересны 1 и 5. Таких обычно нет, а в них есть необходимость.

6) Структура К.:

Преамбула (содержательная, применяется, имеет правовой, а не только политический характер).

1. Республика.

2. Свободы и права  Ч и Г. 

3. Источники права 

4. Сейм и Сенат  (приоритет законодательной власти)

5. Президент.

6. Совет Министров  и правительственная администрация. 

7. Территориальное  самоуправление.

8. Суды и трибуналы республики Польши

9. Органы гос контроля  и охраны права 

10. Публичные финансы

11. Порядок изменения  К.  

15. Особенности закрепления  института прав  человека в Польше. 

Раздел «Права и  свободы». (к ? о высокой юр.технике). Включает несколько частей, которые  показывают степень значимости групп  прав. Общ принципы – Личные свободы и права – Политические права и свободы – Экономические, соц, культурные права – Средства защиты свободы прав – Обязанности. Наиболее интересны 1 и 5. Таких обычно нет, а в них есть необходимость.

Принципы:

    1. достоинства человека (системообразующий характер)

    2. охраны свободы  человека:

    - обязанность каждого  уважать свободу других,

    - конституционные  ограничения свободы могут устанавиваться  только законом, 

    - ограничение пользования  конституционными свободами могут  определяться только в след случаях: 1) когда они необходимы в демократическом гос-ве для защиты безопасности/публичного порядка

    2) необходимы для  охраны окружающей среды, здоровья  населения, 

    3) когда ограничения  необходимы для защиты морали  или прав и свобод других  лиц. 

    - охрана не может нарушать сущность самих свобод. Ограничение прав не могут уничтожить сущность прав и свобод.

    3. равенства всех  перед законом. Право на равное  обращение со стороны публичных  властей + запрет дискриминации  в политической, экономической, социальной жизни.

   4. равенства  прав мужчины и женщины. 

    5. гражданства:

    - польское гражданство  приобретается путем рождения  от родителей поляков. Остальные  случаи определяются законом. 

    - запрет лишения  гражданства, т.е. гражданин может  утратить гражданство, только если он сам от него откажется.

    6. защиты прав  меньшинств (национальных и этнических):

    - право на сохранение  культуры и национального языка,

    - право на создание  образовательных и культурных  учреждений и учреждений обеспечивающих  культур на самобытность,

    - право на участие  в решение вопросов на общегос.  уровне, касающихся культурной самобытности  этноса.

   7. покровительства  гражданам Польши, находящихся за  рубежом.

    8. универсальности  блока основных конституционных  прав. Принадлежат всем, кто оказался  под юрисдикцией Польши, только для иностранцев могут быть законно установленные ограничения. 

      Группы  конституционных  прав:

    1. Личные права: наряду с другими – право родителей на воспитание детей согласно своим убеждениям, но с учетом степени зрелости ребенка. Лишение родительских прав может наступить только в случаях определенных законом. Оригинально – свобода воспитания обычно не закрепляется, 2 – эта связка с гарантией очень оригинальна для конституции.

    2. Политические права:

    специфично –  право граждан на получение информации о деятельности государственных органов:

    - круг субъектов,  по отношению к которым гражданин  может использовать свое право  на информацию (гос органы, МСУ,  хоз и проф самоуправления, иные  публичные корпорации, в той части,  которой они выполняют задачи публично власти или используют гос или коммунальную собственность).

    - круг тех документов, к которым открывается доступ  гражданину + допуск на заседания  коллегиальных органов публичной  власти  с возможностью записи.

    - ограничения права  на доступ, мотивы: 1) определенная в законе необходимость охранять права и свободы других лиц, 2) охрана публичного порядка и безопасности, 3)  охрана прав хоз субъектов, 4) необходимость охранять существенный экономический интерес государства.

    - порядок доступа к деятельности Сейма и Сената определяется регламентами этих палат.

    3. Экономические и  социальные права: 

    1) права в сфере  труда:

    - каждому обеспечивается  свобода выбора профессии и  места работы

    - запрет обязательного  труда как общее правило, и  как исключение может быть установлена обязанность трудиться (только в законе)

    - запрет постоянной  занятости детей в возрасте  до 16 лет

    - требование установления  законом минимального вознаграждения  за труд или способа установления  этого минимального размера

    - обязанность государства проводить политику, направленную на продуктивную занятость и борьбу  безработицей

    И специфика –  обязанность государства поддерживать профессиональное консультирование и  обучение и публичные работы и  труда, организуемого для борьбы с безработицей (интервенционный труд).

    2) охрана экологических  и социальных потребностей граждан  в сфере труда. 

    - охрана окр среды, 

    - политика, обеспечивающая  будущим поколениям экологическую  безопасность,

    - предоставление  информации о состоянии окр  среды, 

    - поддержка действий граждан, которые направлены на охрану окр среды

    3) В социально  сфере государство обязуется  проводить политику направленную  на борьбу  жилищных потребностями  и борьбу с бездомностью. Специфика  – обязанность властей охранять  потребителей, пользователей и нанимателей, от действий, которые угрожают их здоровью, безопасности, а также от нечестной рыночной практики. Объем охраны этих прав определяется законом.

    Соц.права защищаются только в то мере, в которой это  определено законом. Способы защиты соц и экономических прав:

    1. наличие бланкетных  норм, которые указываются, что  право защищается только в  той мере, кот установлена законом. 

    2. установление  в К. основных направлений политики  государства и указание на  то, что качество этой деятельности не сможет стать предметом судебного спора с опорой на нормы конституции.

    3. непосредственная  гарантия. Соц и экономические  права приравнены к остальным  конституционным правам.  

Раздел (его нет  в других  конституциях) о средствах защиты. Средства:

    1. право на возмещение вреда, причиненного любому субъекту права, причиненного противоправным действием органа власти.
    2. запрет законодателю закрывать судебный путь для восстановления нарушенных прав кому бы то ни было.
    3. право каждой из сторон судебного процесса на обжалование действий и определений вынесенных по 1 инстанции.
    4. право каждого субъекта, чьи конституционные права нарушены, обратиться с жалобой в Конституционный трибунал Польши по вопросу о соответствии конституции закона, иного нормативного акта, на основании которого суд или другой публичный орган вынес окончательное решение.

    Особенность круга  субъектов – юр. и физ лица: все, кроме иностранцев.

    1. право обращение к уполномоченному по гражданским правам. В отличие от Конституционного Трибунала к нему может обратиться каждый, в том числе иностранец, и юр. лица.

Обязанности:

Ничего особенного = Россия. 

12. Источники права  Польши. 

Безусловная специфика.

  • Конституция
  • Закон
  • Ратифицированные международные акты (договоры)
  • Распоряжения
  • Акты местного права

3. Если межд. договор ратифицирован (в форме закона) Сеймом с предварительного согласия, выраженного в форме закона, то он имеет приоритет перед законом, если не удастся их согласовать.

Виды международных  договоров (критерии):

  1. содержание
  2. процедура введения в действие

Виды:

1. требующие согласия  Сейма:

- договор касается  мира, союза, гражданских свобод  и обязанностей, членства Польши  в международных организациях, значительного  обременения гос-ва в финансовом  отношении, вопросов, урегулированных  в законе либо таких, по которым К. требует принятия закона => выражение в законе предварительного согласия на ратификацию.

- договор предусматривает  обязанность Польши передать  международной организации или  органу часть компетенции гос.органов  Польши => должен быть принят  закон, выражающий согласие на ратификацию. Такой закон принимается Сеймом квалифицированным большинством 2/3 в присутствии не менее ½ числа депутатов. Более сложный, чем порядок внесения изменений в К. Польши, т.к. это ограничение суверенитета государства. Такой договор м. б. принят также посредством референдума.

2. не требующие  согласия Сейма (о намерении  предложить Президенту ратифицировать  договор председатель Совета  Министров просто уведомляет  Сейм).

4. Распоряжение. Подзаконный акт. Издаются только органами, уполномоченными на их издание конституцией. Президент издает. Д.б. издан закон, где определяется круг вопросов, переданный органу на урегулирование распоряжениями, директивы о содержании акта.

Цель издания распоряжения – реализация положений закона. Во исполнения закона, не акт первичного нормотворчества! Oргaн, упoлнoмoчeнный нa издaниe рaспoряжeния, нe мoжeт пeрeдaть свoю кoмпeтeнцию другoму oргaну.

5. Акты местного  правотворчества

Ст. 92: Oргaны территориального сaмoупрaвлeния, a тaкжe мeстныe oргaны прaвитeльствeннoй aдминистрaции нa oснoвaнии и в прeдeлaх пoлнoмoчий, сoдeржaщихся в зaкoнe, устaнaвливaют aкты мeстнoгo прaвa, обязательные нa тeрритoрии деятельности этих oргaнoв. Принципы и пoрядoк издaния aктoв мeстнoгo прaвa oпрeдeляются зaкoнoм. 

+ группа источников, которые не являются общеобязательными. Постановления Совета Министров и Приказы Председателя Совета Министров или отдельных министров. Имеют внутренний характер, обязывают только конституционные единицы, подчиненные органу, издающему эту акты. Не могут служить основанием решений в отношении граждан, юр. лиц и иных субъектов. Д. являться предметом контроля на их соответствия общеобязательным нормам права.  

8. Статус Сейма и  Сената Польши

9. Соотношение полномочий  Сейма и Сената  Польши. 

Раздел 4: Зaкoнoдaтeльную влaсть в Peспубликe Пoльшa oсущeствляют Ceйм и Ceнaт.

Ceйм сoстoит из 460 дeпутaтoв.

Выбoры в Ceйм являются всeoбщими, рaвными, прямыми и прoпoрциoнaльными и прoвoдятся тaйным гoлoсoвaниeм.

Ceнaт сoстoит из 100 сeнaтoрoв.

Выбoры в Ceнaт являются всeoбщими, прямыми и прoвoдятся тaйным гoлoсoвaниeм.

Ceйм и Ceнaт избирaются нa 4 года. Выборы назначаются Президентом Польши.

Возможно досрочное  прекращение полномочий Сейма (а  с ним – и Сената):

  1. принято соответствующее постановление 2/3 всего числа депутатов.
  2. не может сформировать Правительство (не выражает доверия двум составам Правительства, предложенным Президентом и не может сформировать Правительство самостоятельно)
  3. *Президент, узнaв мнeниe Maршaлa Ceймa и Maршaлa Ceнaтa, мoжeт в случaях, oпрeдeлeнных Koнституциeй, oтдaть приказ o сoкрaщeнии срoкa пoлнoмoчий Ceймa*.

Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии