Конституционное право стран восточной Европы и Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция

Описание работы

1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС

3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.

Работа содержит 1 файл

КПЗС Казунеткина.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

Избирается в три  тура (1-ый – 2\3, второй 2\3 – третий, относительное  большинство). – Государственным  собранием.

Премьер-министр также назначается по представлению Президента Гос. собранием – большинством голосов.

На импичмент инициатива – 1\5 голосов. Решение потом принимается 2\3 голосов. К тому же Конституционный суд должен установить, что президент нарушил закон.

Особенность Президенства также в том, что если Президент  не сможет временно исполнять обязанности, то его функции исполняет не премьер, а Председатель государственного собрания. На ряд решений Президента – контрасигнатура Парламента.

Правительство. Министр-председатель избирается гос собранием по предложению президента большинством голосов. Министров назначает/освобождает от должности Президент по предложению министра-председателя. Мандат правительства прекращается:

1. вновь избранное  ГС уже сформировало новое  правительство; 

2. отставка министра-председателя  или всего Правительства; 

3. смерть министра-председателя;

4. выражение ГС  недоверия Правительству путем избрания нового министра (конструктивный вотум недоверия). 

Правительство тоже может  *прижать* Парламент: ставит перед ГС вопрос о доверии через министра-председателя. Может быть связано с проектом внесенным Правительством в ГС. Если ГС не проголосует за этот проект, то Правительство уходит в отставку.  
 

Законы 2/3. Предмет  — реализация основных конституционных прав и обязанностей граждан, о статусе органов госвласти, об армии, полиции, референдумах. Можно сравнить с нашими ФКЗ.

Право з/дат инициативы = у Президента, Правительства, каждого комитета Госсобрания и любого депутата Госсобрания.

Функция Президента — подписание и офиц. опубликование закона в течен 15 дней. Отлагательное вето, преодолевается повторным обсуждением и голосованием Госсобрания. Также Президент может отправить закон в КС (оценивает нормы закона на соотв. конституции во внеочередном порядке). Конституционный – подписать в течение 5 дней, неконституционный – Госсовет обязан изменить соотв. нормы. 

24. Особенности института социальных и экономических прав в Венгрии. 

В Конституции Венгрии имеется специальная глава, в которой закреплены основные права, свободы и обязанности граждан.   

Необходимо  отметить два кардинальных правовых положения, характеризующих статус венгерского гражданина

1) Венгерская Республика, как устанавливается в ее Конституции, "признает неприкосновенные и неотчуждаемые основополагающие права человека; их соблюдение и защита является первоочередной обязанностью государства".

2) равноправие граждан  прежде всего независимо от  национальности и расы, а равно  и от пола.  
Право на труд: каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы и занятий, за равный труд каждый имеет право на равную заработную плату. Право на отдых, свободное время и систематически оплачиваемый отпуск.  
     Все граждане Венгрии согласно ее
Конституции имеют право на образование, которое обеспечивается рядом гарантий: превращением его во всеобщее, бесплатное; обязательным общим, т.е. восьмилетним школьным обучением; установлением среднего и высшего образования, открытого для каждого на основе его способностей; оказанием материальной помощи учащимся.  
     Вместе с правом на образование в
Конституции Венгрии закреплены два основных права граждан, неразрывно связанных прежде всего именно с их образованием.

1) интеллектуальная свобода: «Венгерская Республика уважает и поддерживает свободу научной и художественной жизни, свободу обучения, учебы и свободу преподавания". Закрепление в Конституции Венгрии монополии ученых на определение научных истин, а равно и научной ценности исследований, будет содействовать развитию науки в этом государстве.  
2) право на максимально высокий уровень физического и духовного здоровья.  
Осуществление этого права обеспечивается рядом гарантий, закрепленных в
Конституции: организацией охраны труда, деятельностью учреждений здравоохранения и медицинского обслуживания, проведением систематических занятий физкультурой, охраной естественной и созданной человеком окружающей его среды.

Социальное обеспечение  – осуществление данного права предусмотрено в Конституции в шести случаях: в случае старости; болезни; инвалидности; вдовства; сиротства; безработицы, последовавшей не по своей воле. Осуществление данного права обеспечивается определенными гарантиями: созданием социального страхования и деятельностью системы социальных учреждений. Решение КС к вопросу о верховенстве права.  

27. Конституционые средства  поддержки  венгерским  государством соотечественников зарубежом.  

Одной из главных задач  считается соблюдение прав венгров, граждан других государств и обеспечение  им нормальной жизни.

В развитие этого положения  был в 2002 году закон о статусе  Венгров. Законом устанавливалось  обязанность Венгрии везде, где бы ни были Венгры, оберегать и помогать им.

Субъектами Закона являются как физические, так и юридические лица, проживающие (для юридических лиц - зарегистрированные) в сопредельных с Венгрией государствах. Это положение не распространяется  на тех, кто утратил венгерское гражданство добровольно или имеет разрешение на постоянное пребывание в Венгрии.

Закон о статусе  Венгра -  Предоставление этническим венграм, живущим на территории Хорватии, Словении, Югославии, Румынии, Словакии и Украины, особого статуса, дающего им право на ряд льгот во время пребывания в Венгрии:

- право на работу  три месяца в году,

- равные права с  венгерскими гражданами в области  культуры,

- бесплатные медицинские  услуги,

- льготные транспортные  тарифы (а для детей до 6 лет и пожилых людей, которым за 65, бесплатный проезд),

- вузовские и послевузовские  стипендии, 

- материальная помощь  для приобретения книг и учебных  материалов, а в отдельных случаях  - и предоставление медицинской  помощи и пенсий для работающих в Венгрии.

Удостоверения венгра выдаются МВД Венгрии по рекомендации организаций соответствующего национального меньшинства в пограничных странах.

Льготы и помощь, установленные в данном законе, могут  быть получены субъектами закона при  наличии соответствующих прав и одного из двух видов документов: удостоверения зарубежного венгра и удостоверения члена семьи зарубежного венгра. Первый документ предназначен для самих зарубежных венгров, а второй, как это следует из названия - для членов их семей.

Лица, претендующие на их получение удостоверений, должны подтвердить условия соответствующим  образом:

- документы, подтверждающие  принадлежность к венгерской  национальности, свидетельствующие  о венгерском происхождении, например, советского паспорта, где указана венгерская национальность, соответствующего свидетельства о рождении и так далее.

- наличие рекомендации  соответствующей организации, представляющей  венгерские национальные общины  данной сопредельной страны и  признанной Правительством Венгерской  Республики в качестве «рекомендующей организации».

- личное заявление (для несовершеннолетних детей - заявления их законного представителя) и удостоверять подлинность подписи претендента. Рекомендация включает: заявление претендента, его фотографию и адрес места  жительства; личные данные, которые будут зафиксированы в удостоверении; наименование, оттиск официальной печати рекомендующей организации; имя и подпись лица, действующего от  имени этой организации; место и дату выдачи рекомендации.

В рекомендации для выдачи удостоверения члена семьи зарубежного венгра подтверждаются отношения родства между претендентом и венгром - субъектом данного закона.

- отсутствие в отношении претендующих на их получение лиц действующего решения компетентных венгерских органов о высылке, запрете на въезд или пребывание в Венгрии, либо уголовного дела, возбужденного против них в связи с умышленным преступлением.

+ доп. условия для  членов семей зарубежных венгров (наличие удостоверения зарубежного венгра или права на его получение у венгра-члена семьи претендующего).  

Изъятие удостоверений  осуществляется  Ведомством по рассмотрению обращений в строго определенных Законом случаях. К ним,  в частности относится отзыв рекомендующей организацией рекомендации по причине представления  владельцем удостоверения ложных данных при  подаче заявки; получение владельцем удостоверения разрешения на иммиграцию, постоянного вида  на жительство в Венгрии или венгерского гражданства, признания компетентными властями владельца удостоверения беженцем или имеющим временное убежище. 

ЧЕХОСЛОВАКИЯ.

33. Становление конституционной  традиции Чехословакии. 

1918 г. - распад Австро-Венгрии. Выделение Чехословакии. Унитаризм. Титульная нация — чехи.

Образовалась с помощью закона «Об образовании Чехословацкого государства». 13.11.18 г. – принята К. Чехословакии. Затем Конституция 1 республики 1920. Действовала до 1939 гг.

Президент, Нац Собрание, Правительство.

1918 г. временная  К. определила порядок ф-я 3 органов. Тогда парламент был  однопалатным (сейчас в Ч. двухпалатный). У него была законодательная власть и право изменения Конституции, избрание Правительства и Президента.

Правительство – вся  полнота исп. власти. Президент –  обладатель функций главы гос-ва. Все полномочия Президента контрассигновались Правительством.

С 1919 г расширялись полномочия Президента. Президент получил право:

- участвовать в заседаниях правительства и даже председательствовать,

- требовать информацию от правительства.

- право отлаг. вето,

- роспуска Парламента.

- выступление перед Парламентом с отчетом о положении дел в стране.

- верховный главнокомандующий.

- право помилования.

- назначение судей и профессоров вузов.

Правительства избирало временного Президента.

Статусу Президента в  Чехословакии было уделено много  внимания, и в первый период регламентация была достаточно детальная, в 1919 году был принят закон о канцелярии Президента, в 1920-ом «О выборах». В 1934-ом году экзотический закон «Об уголовном преследовании Президента республики и членов Правительства».

В 1938 году заканчивается период независимой государственности. После мюнхенских соглашений.

2-ая  республика.

Суть противоречия в том, что действовало 2 правительстваодно в Чехословакии, но это было профашистское. Второе – в Лондоне. И то и другое издавало документы нормативного характера. Но Лондонские документы до сих пор представляют собой предмет конфликта внутренних сил (т.н. «Декреты Беноша» - декреты беглого правительства. Он не снял с себя ответственность за судьбу отечества, и взял на себя полномочия единственного законного Главы государства Чехословакии, пусть и в Изгнании, с этого момента началось двоевластие. Управлять он не мог, но принимал законы, именно таким законом была передана власть от Беноша, к органу учредительного характера, который принимал конституцию после войны).

1935 год – Бенеш  сложил полномочия Президента  и покинул Чехословакию. Признал  существование второй республики. Но в 1939 году выступил против  оккупации и летом 1940-го года  он счел несуществующим то  Правительство, которое действовало в Чехии. И принял на себя исполнение функций Президента опять, оставался в своей должности даже после истечения 7-летнего срока. В 1940-м году он назначил свое правительство. Законодательная власть была передана ему же самому своим декретом. Из Лондона он издал 44 декрета (10 конституционных).

Признали Китай  и Великобритания. Вплоть до создания Временного национального собрания 1945 года он имел формальные полномочия по изданию Декретов.

Конституционный декрет 25 августа 1945 Президент передал  функции по законотворчеству Временному национальному собранию, которое провело заседание 28 сентября 1945 года – это был момент восстановления суверенитета Чехословакии. Это собрание принимало и конституцию.

Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии