Конституционное право стран восточной Европы и Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция

Описание работы

1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС

3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.

Работа содержит 1 файл

КПЗС Казунеткина.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

На текст конституции 1948 года повлияло 3 фактора:

      - Конституция 1936 года – она  дала идеологическую основу.

    - Конституция 1920 года – она дала механизм  взаимоотношений национального  собрания, Президента и Правительства. 

    - Новые институты,  которые возникли после 1945 года, например, Словацкий национальный совет, Национальные комитеты как органы МСУ.

В этой конституции  был закреплен почти такой  же объем полномочий Президента, но ответственность принимало Правительство (контрасигнатуры). Кроме того, у  Президента появилось новое полномочие – право предлагать Премьеру совершать определенные действия (советы), то есть мог инициировать решения Правительства.

Конституция 1960 года.

Она внесла изменения  в статус Президента. По ней полномочия Президента ограничились:

      - Конституция была уже конституцией  Социалистического государства, следовательно, ограничить полномочия президента было логичным шагом.

      - Наиболее важное нововведение  – институт ответственности Президента  перед Парламентом. Он не просто  отвечал перед Парламентом (отчеты), но и был в целом, ответственен перед Парламентом за исполнение своих функций.

     - Конституция  отрицала принцип разделения  властей и базировалась на  идее общенародного государства  в силу социализма.

     - Главная  особенность конституции – Закрепление  института Президента, ибо в Социалистическом лагере были сугубо коллективные главы государств. Президент нес ответственность перед Национальным собранием, которое могло в любой момент отозвать его со своего поста.

     - По  сравнению с 1948 годом он утратил:  право вето, право роспуска Национального собрания, право переноса его заседаний, право назначать судей. С другой стороны он приобрел: право законодательной инициативы, право по назначению и отзыву Генерального прокурора.

     - Изменились  отношения с Правительством: назначать  и отзывать Премьера и министров Президент по прежнему мог, но теперь если Национальное собрание Предлагало Президенту отозвать Правительство или министра – Президент обязан был это сделать. Т.е. это означало, что действовал принцип верховенства Советов.

     1968 —  реформа = К. была модифицирована. Теперь президента избирало Двухпалатное федеральное собрание, согласие 3/5 голосов Палаты народов и Палаты национальностей.

     1968 г  восстановлена чехословацкая государственность.  Рубеж в развитии Чехословакии. Год пражской весны. Войска варшавского договора вторглись в Чехословакию. Реформа д.б. осуществится в 2 этап – децентрализация власти и либеральные преобразования в экономической сфере и вторая часть – создание федерации. Первая часть не получилась из-за танков. Вторая часть была воплощена в жизнь. Некоторые полномочия вернулись к президенту. В частности в отношении профессоров и ректоров вузов. Новшество – наделение его правом роспуска парламента (нетипично дл социализма!). В случае не возможности палат прийти к согласованному решению

     Закон о совете гос обороны Ч. – за счет него также расширились полномочия президента, он назначал руководителей совета.

     1989 –  1993 бархатная революция. 1 янв 1993 – цивилизованный развод двух государств. Вацлав Гавал стал президентом Чехии. В Словаки был Вацлав Клавац. После парламентских выборов 1992 г. встал вопрос об упразднении ЧСФР. 1992 г принимается Чешская К. Вступила в силу 1 января 1993. В тоже время появилась и К. Словакии. Кроме того до настоящего времени действует еще 1 документ – Хартия основных прав и свобод. Принята еще до раздела, но не утратила силы. Входит в конституционный блок.  

36. Сравнительная характеристика  конституций Чехии  и Словакии. 

Хартия основных прав и свобод вошла в К. С. Во второй главе – основные права и свободы. Некое удвоение В К.Ч.Хартия не входит действует как отдельный документ. Хартия – конституционный закон. В Словакии – конституционным законом вносятся изменения в К. и он не существует более сам по себе, это становится частью К. В Чехии понимание конституционных законов осталось тем же, Хартия – к .з., доплняет К., применяется на равнее с ней.

Структура конституций.

1. К. Ч. более традиционна, ближе к  К. США, К. С. более европеезированная. В нее включены «многие тренды сезона»:

- глава №3: экономика словацкой республики – не только политическая, но и экономическая конституция (2 раздела – экономика + контроль).

- территориальное самоуправление.

- остальные разделы  идут так, как положено (исполнительная власть = президент + правительство; судебная власть = КС + суды; прокуратура и защитник прав; переходные положения).

Конституция Чехии: За законодательной и исполнит властью  следует судебная, а потом верховное управление Чешский национальный банк. Территориальное самоуправление на 7 месте. + нет раздела о правах и свободах, так как есть хартия.

Глава 2 Конституции Словакии: Начинается с общих положений – принципы, способы ограничения основных прав и свобод:

1. Принципы – 

1. естественной свободы  всех людей, 

2. равенства в достоинстве  и правах,

3. неотчуждаемости и неотменяемости прав.

4. гарантированности  все прав, независимо от особенностей  социальной характеристики личности,

5. ! свободного определения  свое национальности,

6. запрет ущемления  в правах за осуществление  основных конституционных прав.

Установлены также правила возложения обязанностей:

1. только законом  либо на основе закона (международным  договором).

2. пределы прав  тоже могут устанавливаться только  законом. 

3. ограничения д.  осуществляться с учетом сущности  и смыла ограничиваемых прав  и свобод. Т.е. ими не должны быть уничтожены эти права.

Раздел 2 – основные права и свободы человека:

2. Личные права: иметь имущество в собственности, свобода мысли совести, религии, воинская обязанность.

3. Политические права. 

4. Права национальных  меньшинств и соц групп (оригинально!). принадлежность к меньшинству не должна наносить человеку ущерб.

- Право на образование на своем языке.

- Право пользоваться своим языком в официальных отношениях,

- Право участвовать в решении полит вопросов, касающихся меньшинств.

Содержится предел этнической активности – осуществление прав меньшинств не должно создавать угрозу суверенитету, территориальной целостности и приводить к дискриминации основного населения.

5. Экономические, соц.  и культурные права. 

6. Право на охрану окружающей среды, охрану культурного наследия (вкл. в себя 2 статьи).

К. С. (ст. 4) закрепляет ряд объектов государственной собственности: Минеральные богатства, пещеры, подземные воды, водные потоки – собственность словацкой республики.

     Чехия: ст. 7 – обязанность государства заботится о бережном использовании природных ресурсов.

Общие ограничения  прав и свобод:  Военнослужащие. Работники гос органов. Работников, занятых непрерывным производством. Судьи, прокуроры. Гос администрация, территориальное самоуправление.  Все они ограничены, в частности, в праве на забастовку. Право петиций, право на мирные собрания, право на созд. профсоюзов под запретом для представителей служб безопасности, м/б ограничено право на забастовку.

Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии