Местный референдум

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.
Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:
1. рассмотреть понятие и значение местного референдума как формы непосредственного выражении власти народа;
2. исследовать правовые источники регулирования местного референдума;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность местного референдума 6
1.1 Понятие и значение местного референдума 6
1.2 Правовое регулирование местного референдума 7
1.3 Вопросы местного референдума 10
2. Порядок организации и проведение местного референдума 13
2.1 Инициатива проведения местного референдума и его участники 13
2.2 Подготовка и проведение референдума 22
2.3 Голосование и определение результатов 27
3. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска 31
3.1 Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске 31
3.2 Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и сущность местного референдума 6

1.1 Понятие и значение местного референдума 6

1.2 Правовое регулирование местного референдума 7

1.3 Вопросы местного референдума 10

2. Порядок организации и проведение местного референдума 13

2.1 Инициатива проведения местного референдума и его участники 13

2.2 Подготовка и проведение референдума 22

2.3 Голосование и определение результатов 27

3. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска 31

3.1 Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске 31

3.2 Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума 32

Заключение 37

Список использованных источников 39

 

 

 

 

Введение

В процессе развития конституционализма и демократизации государства институт непосредственного участия населения  в управлении государством в форме  выборов и референдумов имеет  большое значение.

Согласно Конституции  Российской Федерации «народ осуществляет свою власть непосредственно, а так  же через органы государственной  власти и органы местного самоуправления» (ч.2 ст.3), при этом «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч.3 ст.3), в  ракурсе моей работы – местный  референдум и муниципальные выборы.

В Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской федерацией в 1988 году (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ), этот институт упоминается как институт, дополняющий основную форму организации и деятельности местного самоуправления, каковой являются советы или собрания, состоящие из членов, избираемых путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. В ч. 2 ст. 3 Европейской хартии специально указывается, что наряду с осуществлением местного самоуправления через советы (собрания) и подотчетные им исполнительные органы не исключается возможность обращения к таким формам непосредственной демократии, как собрания граждан, референдум, или любым другим формам прямого участия граждан в местном самоуправлении. Возможность обращения граждан к формам непосредственной демократии должна быть установлена законом. Сравнение конституционных положений и текста Европейской хартии местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что в отличие от Европейской хартии в Конституции Российской Федерации в большей степени делается акцент на непосредственных формах участия населения в осуществлении местной власти1.

Этот способ принятия решения  имеет как сильные, так и слабые стороны. В связи с этим следует  считать, что проблемы института  референдума, его роли в становлении  демократических основ российской государственности чрезвычайно  актуальны. Отсюда и оценка референдума  как института прямой демократии не может быть однозначной.

Правовую основу местного референдума в настоящее время  составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция Российской  Федерации (ст. ст. 130, 32);

2) Федеральный конституционный  закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ  «О референдуме в Российской  Федерации» (ред. от 24.04.2008);

3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (ред.  от 04.10.2010);

4) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» (ст. 22) (ред. от 03.11.2010);

5) конституции, уставы  субъектов Российской Федерации;

6) законы субъектов Российской  Федерации о местном референдуме  (например, Закон Новосибирской области  «О местном референдуме в Новосибирской  области»);

7) законы субъектов Российской  Федерации о местном самоуправлении (Закон Ульяновской области от 15 сентября 2004 года «Об организации  местного самоуправления в Ульяновской  области»);

8) местные нормативные  акты (уставы муниципальных образований,  постановления глав муниципальных  образований и решения представительных  органов местного самоуправления  о порядке проведения местного  референдума).

Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.

Данная цель достигается  путем разрешения ряда следующих задач:

    1. рассмотреть понятие и значение местного референдума как формы непосредственного выражении власти народа;
    2. исследовать правовые источники регулирования местного референдума;
    3. изучить вопросы, которые могут быть вынесены на местный референдум;
    4. рассмотреть субъекты, которые могут проявлять инициативу по проведению местного референдума;
    5. изучить организационное и материально-техническое обеспечение;
    6. исследовать процедуры голосования и определения результатов местного референдума
    7. изучить нормативно-правовую базу города Новосибирска, регулирующую проведение местного референдума;
    8. исследовать непосредственно опыт города Новосибирска в проведении местного референдума.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и проведения местного референдума. Предмет исследования – правовая сфера регулирования местного референдума.

  1. Понятие и сущность местного референдума

    1. Понятие и значение местного референдума

Местному референдуму  в конституционно-правовой системе  Российской Федерации отведено значимое положение как институту, создающему правовые условия для осуществления  местного самоуправления, участия жителей  в процессе подготовки, обсуждения, принятия, исполнения и контроля за исполнением решений органами местного самоуправления. Частью 2 ст. 130 Конституции  Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления. Это положение корреспондируется  с нормами ч. 2 ст. 32 Конституции  Российской Федерации о праве  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В международной практике местного самоуправления местный референдум занимает различное положение среди  форм непосредственной демократии и  института выборов. В некоторых  странах, например в Швейцарии, местный  референдум является традиционной формой выявления мнения населения по вопросам организации и деятельности органов  местной власти и решению местных  проблем2.

Местный референдум – форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.3

 

Референдум проводится в  соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а так же уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его  проведении граждан.

Оформленное в виде правового  акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решением, принятым на сходе  граждан) является актом высшей юридической  силы в системе муниципальных  правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования4. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для муниципальных образований вопросов5.

Значение местного референдума  трудно переоценить: ведь здесь население  самостоятельно решает отдельные вопросы  местного значения, и от их решения  будет зависеть дальнейшее развитие той или иной территории6.

    1. Правовое регулирование местного референдума

Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст.130). Она признает за каждым гражданином  Российской Федерации право участвовать  в референдуме (ст. 32).

Формы непосредственной демократии, такие, как референдум, сход, собрание, конференция в большинстве случаев, установленных федеральным законом, рассматриваются не как формы, замещающие представительные органы местного самоуправления, а как характерная особенность деятельности местной власти7. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 22) (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по сравнению с ранее действовавшей редакцией 1995 г. уточнены и расширены правовые гарантии реализации инициативы граждан по проведению местного референдума, а также гарантии реализации права граждан на участие в местном референдуме. В частности, установлены механизмы осуществления судебной защиты прав граждан по осуществлению инициативы проведения местного референдума.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает: на какой территории может проводится местный референдум; кто и в каком порядке принимает  решение о назначении местного референдума; кто и в каком порядке вправе выдвинуть инициативу о назначении местного референдума; кто имеет  право участвовать в местном  референдуме; какова юридическая сила принятого решения и другие положения, касающиеся назначения и проведения местного референдума8.

На сегодняшний день в  России принят и действует специальный  нормативно-правовой акт, непосредственно  посвященный вопросам организации  форм народного волеизъявления, –  Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). В его преамбуле указано, что демократические, свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме9.

Помимо закрепления в  основных гарантий на участие в референдуме  в Федеральном законе № 67-ФЗ, ФКЗ, иными ФЗ, законами субъектов Федерации  могут устанавливаться дополнительные гарантии права на участие в референдуме  граждан РФ (п. 3 ст.1 Федерального закона № 67-ФЗ).

Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы проведения местных референдумов, можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся  субъекты Российской Федерации, в которых  указанные вопросы регулируются отдельными законами. Практика принятия таких специальных законов довольно разнообразна. Так, например, в Удмуртской Республике, Приморском и Ставропольском краях, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Тульской областях и других субъектах Российской Федерации  отдельными законами регулируются вопросы  проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований, проведения местных референдумов10. В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Архангельская, Ленинградская, Сахалинская области, проведение местных референдумов регулируется специальными отдельными законами11.

Ко второй группе субъектов  Российской Федерации относятся  субъекты Российской Федерации, в которых  регламентация проведения местных  референдумов проводится в избирательных  кодексах. Избирательные кодексы  приняты в Алтайском, Хабаровском  краях, Владимирской области и других субъектах Российской Федерации. В  Алтайском крае в Избирательном  кодексе регулируется также институт отзыва избирателями депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления12.

Если закон субъекта отсутствует  либо положения закона субъекта Федерации  не могут быть применены вследствие признания его судом недействующим  и не подлежащим применению, местный  референдум проводится на основе указанных  федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан на участие  в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ13.

При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления  иных полномочий комиссий референдума  по обеспечению права на участие  в референдуме граждан используется Государственная автоматизированная система «Выборы» в порядке, предусмотренном  федеральными законами14.

    1. Вопросы местного референдума

Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования  в целях решения непосредственно  населением вопросов местного значения (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ). Зарубежная и отечественная практика выработала определенные требования к проведению местного референдума. Так, вопросы, выносимые на местный референдум, или совокупность предполагаемых вариантов принято называть формулой референдума15. Общим правилом является то, что формула референдума не должна содержать следующее: 1) вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); 2) вопросы, требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета); 3) вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение коммунальных платежей); 4) кадровые вопросы (о формировании органов местного самоуправления и их персональном составе); 5) вопросы амнистии16.

Информация о работе Местный референдум