Местный референдум

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.
Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:
1. рассмотреть понятие и значение местного референдума как формы непосредственного выражении власти народа;
2. исследовать правовые источники регулирования местного референдума;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность местного референдума 6
1.1 Понятие и значение местного референдума 6
1.2 Правовое регулирование местного референдума 7
1.3 Вопросы местного референдума 10
2. Порядок организации и проведение местного референдума 13
2.1 Инициатива проведения местного референдума и его участники 13
2.2 Подготовка и проведение референдума 22
2.3 Голосование и определение результатов 27
3. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска 31
3.1 Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске 31
3.2 Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

На основании подпункта  «б» части 1 статьи 10, статьи 24 Закона Новосибирской области «О местном  референдуме в Новосибирской  области», Новосибирская городская  муниципальная избирательная комиссия решила:

Отказать в регистрации  инициативной группы по проведению Новосибирского городского референдума «Народный контроль и порядок»44.

Лидер инициаторов референдума  не стал полемизировать и лишь заметил, что они готовы оспорить решение  депутатов в суде. Уже спускаясь  с трибуны, господин Лобарев развел руками: «По заключению комиссии ни одного значимого референдума в  городе провести невозможно»45.

Декан факультета государственного и муниципального управления Сибирской  академии государственной службы Юрий Молотков также не вспомнил случаев  проведения местных референдумов в  городах Сибири. Что касается вопросов, которые могут быть на них вынесены, Юрий Иванович привел два примера: «Можно провести референдум об отзыве главы  муниципального образования или  главы Совета депутатов»46.

 

 

 

Заключение

Таким образом, такой институт непосредственной демократии, как местный  референдум, обладает рядом достоинств: дает возможность гражданам высказываться  по поставленным вопросам и направлять деятельность органов местной власти, является средством проявления общественно-политической активности населения муниципального образования, служит школой местного самоуправления и способствует укреплению местного сообщества. Однако следует отметить и такие слабые стороны местного референдума, как дороговизна его  проведения и отсутствие ответственности  за принимаемые на референдуме решения. Вместе с тем именно местный референдум, являясь высшей формой волеизъявления населения, способствует развитию местного самоуправления.

Из всего изложенного  можно сделать следующие выводы:

- представляется, что новая  редакция Федерального закона  № 67-ФЗ закрепила более правильную позицию: гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта РФ (п. 10 ст. 22). Это не исключает возможности предоставления региональными законодателями муниципальным образованиям права дополнять в установленных законом случаях соответствующее законодательное регулирование;

- можно выделить три  функции, выполняемые рассматриваемым  институтом в практике осуществления  местного самоуправления.

Во-первых, на местный референдум могут быть вынесены подготовленные в органах местного самоуправления проекты нормативных актов в  целях придания им особого веса в  правовой системе муниципального образования. Утвержденные непосредственно населением, акты будут обладать юридическим  приоритетом по отношению к актам  органов и должностных лиц  местного самоуправления, их положения  могут быть изменены только в особом порядке, установленном законодательством о референдуме или самими актами. Использование инструмента всеобщего голосования в этом случае может обеспечить стабильность устройства муниципальной власти и задать нужную иерархию муниципальных правовых актов.

Во-вторых, органы местного самоуправления могут прибегнуть к  проведению референдума в тех  случаях, когда необходимо выбрать  один конкретный вариант правового  решения из нескольких возможных.

Однако у данного института  существуют и проблемы, которые вынужденно исследуют суды разной юрисдикции. А именно проблема точного определения  круга вопросов, которые могут  быть вынесены на местный референдум. Это ярко показывает неудачный опыт г. Новосибирска, описанный мной выше.

 

 

 

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Рос. газ. №7. – 2009. – 21 янв.
  2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // Рос. газ. № 137-д от 30.06.2004.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) // Рос. газ. № 202 от 08.10.2003.
  4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Рос. газ. № 106 от 15.06.2002.
  5. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 // Рос. газ. № 237 от 25.12.1993
  6. Устав Новосибирской области от 18.04.2005 г. № 282-ОЗ (ред. от 15.07.2010) // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов № 16 от 22.04.2005.
  7. О местном референдуме в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 12.04.2004 г. № 175-ОЗ (ред. от 01.03.2010) // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов № 17 от 20.04.2004.
  8. Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 17.07.2006 г. № 19-ОЗ (ред. от 02.12.2010) // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов № 30 от 28.07.2006.

Научная и учебная литература

  1. Алешкова Н.П. Непосредственное муниципальное правотворчество граждан / Н. П. Алешкова// Рос. юрид. журн. – 2009. - № 5. – С. 139-143.
  2. Брежнев О.В. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы применения, тенденции развития, перспективы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 16 – 18.
  3. Евлаш Т.В. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление права на местное самоуправление / Т. В. Евлаш // Гос. власть и мест. самоупр. – 2010. – № 2. – С. 15-17.
  4. Гулидов П.В. Проведение местного референдума и муниципальных выборов / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр.–2010. – №2. – С.6 –13.
  5. Захаров В.М. Местное самоуправление. О процедурах непосредственного народовластия / В. М. Захаров // Закон и право. – 2008. - № 6. – С. 80-84.
  6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 672 с.
  7. Лехтман А. Городские движения в 2009 году: от локальных акций к общегородским кампаниям / А. Лехтман // Лоббист.–2010.- №1. –С. 59-65.
  8. Никитенко, М.Н. К вопросу об организации и порядке голосования участников местного референдума / М. Н. Никитенко // Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность: VI Междунар. науч. форум. Т. 2, кн. 1. – СПб., 2008. – С. 64-70.
  9. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. 4-е изд., перераб. – М.: Ось-89, 2008. – 672 с.
  10. Референдум, как институт непосредственной демократии // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.
  11. Холопов, В. Проблемы реализации непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения / В. Холопов // Федерализм. – 2009. - № 1. – С. 69-78.
  12. Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, С. Юркова // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 14-23.
  13. Шугрина, Е. Вопросы, выносимые на местные референдумы в материалах судебной практики / Е. Шугрина / Гор. упр. – 2010. - № 4. – С. 84-92.

Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления / Е.С. Шугрина. – М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 336

1 Евлаш, Т.В. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление права на местное самоуправление / Т. В. Евлаш // Гос. власть и мест. самоупр. – 2010. – № 2. – С. 15.

2 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.

3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 142.

4 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 142.

5 Там же.

6 Гулидов, П.В. Проведение местного референдума и муниципальных выборов / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр. – 2010. – № 2. – С. 6.

7 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.

8 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 142-143.

9 Гулидов, П.В. Проведение местного референдума и муниципальных выборов / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр. – 2010. – № 2. – С. 6-7.

10 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.

11 Там же.

12 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.

13 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 143.

14 Там же.

15 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 154.

16 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 154.

17 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 144.

18 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 15.

19 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 155-156.

20 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 147.

21 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 152.

22 Там же.

23 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 148-149.

24 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 149.

25 Там же.

26 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 15.

27 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 150.

28 Там же.

29 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 15-16.

30 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 152.

31 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 153.

32 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.

33 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 145.

34 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 145-146.

35 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 146.

36 Гулидов, П.В. Проведение местного референдума и муниципальных выборов / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр. – 2010. – № 2. – С. 11.

37 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 154.

38 Там же. – С. 155.

39 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 16.

40 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 153.

41 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 161-162.

42 Шугрина, Е. Вопросы, выносимые на местные референдумы в материалах судебной практики / Е. Шугрина / Гор. упр. – 2010. - № 4. – С. 84.

43 Источник: http://kauzal.1nsk.ru/blog/1.html

44 Источник: http://www.old.megansk.ru/partevents/1257238023

45 http://news.ngs.ru/more/56247/

46 Там же.


Информация о работе Местный референдум