Место конституционного права России в системе права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации. Предметом исследования выступают общественные отношения в области определения места конституционного права в системе права Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслевыми науками. Цель данной работы – определить место конституционного права России в системе права.

Содержание

Введение 3
1. Конституционное право России как отрасль российского права. 4
1.1. Понятие и предмет Конституционного права РФ, и его место в системе российского права. 4
1.2 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. 10
2. Структура российского конституционного права 12
2.1 Структурно-функциональные подразделения конституционного права 12
2.2 Классификация конституционно-правовых норм и институтов. 15
2.3 Система конституционного права 19
3.4 Источники конституционного права России 24
3. Коллизии в конституционном праве 27
3.1 Ответственность в конституционном праве. 28
Заключение. 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курс. р. конст. пр. Место конст.пр. России в с-ме пр. файл.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

       Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В  зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут  использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

       Как отмечалось, определенный правовой результат  достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

       Высказываются суждения, что конституционно-правовыми  институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

       В конституционно-правовом институте  объединяются нормы самых различных  видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

       В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

       Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации15.

 

       

       2.3 Система конституционного права

 

       Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.

       Конституционное право состоит из большого числа  правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования  и обширному перечню других признаков.

       Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

       Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

       Конституция Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в  каждом субъекте Федерации, составляя  важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права. В публикациях отдельных авторов высказывается противоположная позиция, обосновывающая целесообразность постановки вопроса о конституционном праве каждого отдельного субъекта Федерации.

       Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные  системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

       Конституционное право, будучи частью единой системы  права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

       Как отмечалось выше, не всякие комплексы  конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная  часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

       Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные  группы, предопределяются в своей  основе предметом регулирования  соответствующих норм, т.е. общественными  отношениями, на которые эти нормы  воздействуют.

       Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

       В системе конституционного права  принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

       1) основы конституционного строя;

       2) основы правового статуса человека  и гражданина;

       3) федеративное устройство государства;

       4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

       Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его  предмет. Очевидна и специфичность  каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

       Все эти особенности регулируемых нормами  общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

       Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

       Поэтому каждый институт, являющийся элементом  системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

       Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

       по  специфике правового воздействия  на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

       по  особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

       по  характеру направленности конституционно-правового  регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

       по  субъектному составу. Нормы одних  институтов адресованы конкретным субъектам  либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;

       по  способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

       по  специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В  одних институтах нормы имеют  по преимуществу конституционную форму  выражения, в других - преобладающая  часть норм выражена в текущем законодательстве;

       по  видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают  нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего  действия;

       по  степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

       по  целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли  конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

       по  функциям, присущим каждому конституционно-правовому  институту. Они определяют его место  в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

       по  принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института16.

       Указанные специфические особенности в  своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

       Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны  следующие специфические черты. Нормы этого института:

       1) воздействуют на общественные  отношения путем установления  определенных начал устройства общества и государства;

Информация о работе Место конституционного права России в системе права