Методы разработки и оценки целевых государственных программ на примере

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
провести анализ социально-экономического развития Брянской области;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ 4
1.1. Сущность и виды целевых государственных программ 4
1.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ 6
1.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы 9
1.4 Методики оценки государственных целевых программ 12
2 Анализ реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 17
2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 17
2.2 Анализ реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы) 25
2.3 Предложения по повышению эффективности реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

1 часть.docx

— 224.43 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ 4

    1.1. Сущность и виды целевых государственных программ 4

    1.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ 6

    1.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы 9

    1.4 Методики оценки государственных целевых программ 12

2 Анализ реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 17

    2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 17

    2.2 Анализ реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы) 25

    2.3 Предложения по повышению эффективности реализации целевых государственных программ на территории Брянской области 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Целевые программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на его социально-экономическое  развитие и должны быть сосредоточены  на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных  органов исполнительной власти.

       Целевые программы — это один из основных способов проведения  государственных  решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.

       Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие  задачи:

    • рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
    • провести анализ социально-экономического развития Брянской области;
    • дать характеристику реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы);
    • выдвинуть свои предложения по повышению эффективности реализации ЦГП на территории и Брянской области.

       Объектом  исследования при выполнении курсовой работы является целевая государственная программа «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы).

       Предметом исследования являются методы разработки и оценки целевых государственных программ.

       Курсовая  работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников и приложения.

       Методы, используемые при написании курсовой работы:

    • описательный;
    • анализ;
    • табличный;
    • структурный;
    • графический.

       Содержание  курсовой работы иллюстрируют 6 рисунков, 4 диаграммы, 8 таблиц.

       Количество  использованных источников - 20.

       Объем курсовой работы   страниц. 

 

1 Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ 

1.1. Сущность и виды целевых государственных программ 
 

     Одним из инструментов, широко используемым в  системе государственного управления, является разработка и реализация федеральных  и региональных целевых программ. 

     Целевые программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на производственные и экономические  процессы.

     Целевые государственные программы — это увязанный по  ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области  государственного, экономического, экологического, социального и  культурного развития государства. [15]

     Целевые программы — это один из основных способов проведения  государственных  решений в жизнь. 

     Одновременно  они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем  и призваны обеспечить необходимую  концентрацию экономических и финансовых  ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.

     Классификация целевых программ по их основным признакам представлена на рис.1, рис.2, рис.3, рис.4. [17] 

     

      Рисунок 1 - Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования 
 

     

     Рисунок 2 - Классификация целевой программы  по уровню проблем 
 

     

     Рисунок 3 - Классификация целевой программы  по характеру проблем 
 

     

     Рисунок 4 - Классификация целевой программы  по срокам реализации 

     Последнее время все активнее разрабатываются  не только федеральные, но и региональные программы. В настоящее время  в  России происходит процесс децентрализации, когда многие вопросы  передаются в ведение региональных и местных  властей. Поэтому федеральные программы  обязательно должны быть тесно увязаны  с  региональными.

     Растет  количество международных программ. Сейчас  существуют благоприятные  возможности для развития международных  связей и  участия   в совместных программах и  проектах с зарубежными специалистами по линии Всемирного банка, Европейского Союза и т. д., что позволяет использовать мировой опыт. [15]

     Однако  при этом необходимо учитывать готовность  организации к  участию в разработке и осуществлению таких программ, в том числе наличие подготовленных кадров, соответствующей инфраструктуры управления, знание национальных  особенностей менеджмента, законодательства и т. д.

     Разработка  и реализация целевых программ подкреплена  нормативно-правовой базой. 
 

     1.2 Правовые основы  разработки и реализации  целевых программ 

      Реализация целевых программ основывается на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне регионов и муниципальных образований.

      Федеральные программы разрабатываются в  соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ. [3]

      Федеральный закон «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (04.07.2003 №5-ФЗ);[4]

      Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (06.10.03 №131-ФЗ) (ред. 08.11.2007);[2]

      Указ  Президента Российской Федерации от 09.03.04 N314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти»;[1]

      Постановление Правительства Российской Федерации  «Порядок разработки и реализации федеральных  целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.[6]

      Постановление Правительства Российской Федерации  от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению  результативности бюджетных расходов»; [7]

      Основные  направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.);[8]

      Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005гг.). [9]

      Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы) в отличие  от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются  субъектами Российской Федерации, которые  сами определяют цели и задачи таких  программ, порядок их разработки и  механизм реализации. Утверждение указанных  программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.[5]

      Нормативно-правовая база муниципальных программ опирается в первую очередь на федеральную законодательную базу, а впоследствии подкрепляется и уточняется нормативными актами региональных и муниципальных образований.

      Региональная  программа является самостоятельным  объектом управления. Система управления, координации, методического руководства  программами включает в себя общегосударственный, межрегиональный и собственно региональный уровни.

      Общегосударственный уровень управления представлен  органами управления исполнительной власти России и в том числе российскими  министерствами и ведомствами (Минэкономики, Минфин и др.). На общегосударственном  уровне обеспечивается разработка единой стратегии регионального развития России, координация государственных, межрегиональных, собственно региональных программ, формируется нормативно-правовая основа в этой области, разрабатывается  методология программирования, ее специализация  с учетом ее особенностей и др. Участие  в управлении программами в значительной мере осуществляется здесь путем  распределения финансовых средств, определения механизма, способов и  условий предоставления их регионам через федеральный бюджет. Непосредственным исполнителем координационно-методологических функций на общегосударственном  уровне является Минэкономики России.

      На  межрегиональном уровне, когда программа  затрагивает интересы двух и более  регионов, управленческие функции выполняет  создаваемый Межрегиональный консультативно-координационный  совет по руководству программами, в состав которого входят специалисты, представляющие регион и сопредельные регионы, чьи интересы должны быть учтены при проектировании и реализации региональных программ.[14]

      Непосредственно на местах управление программами осуществляют исполнительные органы власти территорий. В их функции входят: принятие к  исполнению новых программ, координация  их с основными направлениями  и приоритетами правительственной  политики Российской Федерации, подготовка концепции развития региона, распределение  бюджетных ассигнований между программными и не программными потребностями, принятие программ к исполнению, внесение изменений  в действующие программы и т.д. Органы власти автономных образований, входящих в состав краев, областей, создают условия для формирования и реализации региональных программ. Региональные властные структуры формируют и утверждают органы программно-целевого управления (заказчики), на которые возлагается ответственность за проектирование и реализацию программы.

     Исходя, из вышесказанного следует, что статус, содержание и процесс разработки целевых  государственных программ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами, в их подготовке участвуют органы исполнительной и законодательной власти, а также научные и общественные организации.

Информация о работе Методы разработки и оценки целевых государственных программ на примере