Модернизация государственного управления в России: совершенствование методов и трансформация функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
• Исследование понятия и классификации методов и функций государственного управления;
• Выявление путей совершенствования методов и трансформации функций государственного управления;
• Рассмотрение роли административной реформы в модернизации и повышении эффективности государственного управления в России;
Объектом исследования является государственное управление в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Совершенствование методов государственного управления в контексте модернизации государственного управления………..5
1.1.Понятие и классификация методов управления……………………………5
1.2.Переход к новой модели управления - трансформация методов управления……………………………………………………………………….12
2.Трансформация функций государственного управления в свете эффективности управления в современной России…………………………………………………………………………..16
2.1.Понятие и классификация функций государственного управления……..16
2.2.Роль Административной реформы в трансформации функций государственного управления…………………………………………………..20
2.3. О создании многофункциональных центров для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг......................................22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая СГУ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

В большей степени  претерпевают изменения функции  органов государственного управления. Сужены некоторые традиционные для  советского периода функции (планирования, материально-технического снабжения и другие). И появились новые, обусловленные переходом к рыночной экономике (осуществление антимонопольных мероприятий, функции, связанные с появлением безработицы, разгосударствлением предприятий и учреждений в различных сферах и др.).10

Таким образом, на основании вышеизложенного под термином «функция государственного управления» понимается комплекс однородных работ по осуществлению управления соответствующим территориальным образованием в целом (общая функция) или отдельной отраслью хозяйства ( частная функция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Роль Административной реформы (2006—2012 г) в трансформации функций государственного управления.

 Смысл всякой Административной  реформы состоит в повышении  эффективности управления. Однако  эта эффективность достигается различными средствами в демократических и антидемократических режимах, федеративных и унитарных государствах, стабильных гражданских обществах и тех, которые находятся в процессе формирования и модернизации.11

Начало современной  административной реформе было положено в 2003 г. Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г.  «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах».12 Одним из приоритетных направлений административной реформы, определенных данным указом является - исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.13

В содержание административной реформы включена реформа функций  и структуры исполнительной власти. Она состоит из двух частей: оперативной  и институциональной.

Институциональная часть реформы состоит в создании механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении процедур выполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания государственных услуг.

Таким образом, административная реформа в узком смысле может  быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления  необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

Органы государственной  власти оказывают гражданам и  юридическим лицам (организациям) большое количество услуг. Получая паспорт или автомобильные права, регистрируя имущество, добиваясь различных справок и лицензий, оформляя социальную поддержку, мы как раз соприкасаемся с государственными услугами.

Задача реформы —  навести порядок в этой сфере, повысить качество государственных услуг. Наверное, каждому известны проблемы, возникающие, когда гражданину что-то нужно от госучреждений. Бесконечные очереди, хождения по кабинетам, сбор множества справок, неоправданно долгие сроки рассмотрения дел. Гражданин теряет много времени, которое он мог бы использовать для созидательного труда. А организации несут бремя дополнительных затрат. Зачастую возникала неразбериха, когда непонятно, кто за что отвечает. Все это создавало почву для коррупции и бумажной волокиты.

Сегодня налицо реальные изменения в лучшую сторону. Принят федеральный закон, определивший основные принципы оказания госуслуг. Утверждено более 540 федеральных и более 9700 региональных административных регламентов. Создан и постоянно наполняется Единый портал государственных услуг, на котором уже зарегистрировалось более 360 тыс. граждан, а среднее количество посещений в месяц превышает 600 тыс. Сейчас пользователи портала могут подать заявление на оформление паспорта, в том числе заграничного, на получение различных лицензий (образовательную, медицинскую, фармацевтическую деятельность), узнать информацию о штрафах — всего 46 услуг.

Также граждане могут  получить услуги по принципу «одного  окна» в комфортных условиях в 650 многофункциональных центрах, действующих в 62 регионах. Уже более 10 млн. человек по всей стране получали хотя бы раз услуги в многофункциональных центрах. По опросам, около 90% довольны их работой. В 2012-2013 гг. планируется удвоить количество МФЦ по всей стране. А к концу 2015 года количество МФЦ может достичь 2400. 
 Кроме того, с целью стимулирования чиновников качественно, эффективно и в срок выполнять свои обязанности, вводится административная ответственность должностных лиц за несоблюдение административных регламентов в виде штрафов от 3 до 10 тыс. руб. Благодаря этому закону жалобы граждан и предпринимателей на некачественное предоставление госуслуг будут оперативно рассматриваться под контролем органов прокуратуры.

Главной целью концепции  совершенствования государственного регулирования на 2011-2013 гг. является создание «компактного», «сервисно ориентированного государства». То есть государство ограничивает сферу своего влияния поддержкой безопасности страны, обеспечением прав и свобод граждан и гарантирует высокое качество предоставления госуслуг для решения проблем граждан.

2.3.О создании многофункциональных центров 
для предоставления гражданам 
государственных и муниципальных услуг

Проблемы в области  предоставления госуслуг населению  накапливались годами. Общая проблематика: огромные очереди, отсутствие комфорта при ожидании и приеме, территориальная разбросанность инстанций, длительность сроков получения результатов, срыв обозначенных сроков и злоупотребление полномочиями сотрудниками муниципалитетов. К примеру, для того, чтобы оформить пособие на ребенка в Московской области, родителям необходимо собрать более 5 документов в 3 разных инстанциях, которые, как правило, работают по неудобному графику и часто находятся в разных концах района.

С целью повышения  качества предоставления государственных  и муниципальных услуг с 2007 года создаются многофункциональные центры (далее — МФЦ)1. Кроме того, что стандартами их организации заложено обеспечение максимального комфорта населения при обслуживании (это и просторные залы, и техническое оснащение, и многое другое), работа центров строится по принципу «одного окна». То есть гражданину больше не нужно собирать справки по инстанциям или платить посредникам. От него требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок. Причем обращается он в буквальном смысле в «одно окно», даже если одновременно пришел оформить несколько видов документов. Более того, в ряде случаев физическое присутствие человека может и вовсе не понадобиться. Заявление отправляют через Интернет, а итоговые документы получают по почте.

Сокращение сроков предоставления госуслуг напрямую связано с внедрением системы электронных баз данных, которые существенно сокращают и трудовые и временные затраты на межведомственные согласования, а в будущем это позволит оптимизировать и бюджетные расходы государства.

Сейчас действует более 600 МФЦ в 62 регионах России.  В 2007—2011 гг. на создание МФЦ потрачено более 1,4 млрд. руб. федеральных средств и порядка 4,6 млрд. руб. из региональных бюджетов. МФЦ создаются как в виде бюджетных, так и в виде автономных учреждений. Последнее дает возможность центрам привлекать средства за счет своей коммерческой деятельности, дополнительно повышая комфорт для граждан и эффективность своей работы. К примеру, в помещении МФЦ могут располагаться филиалы банков для оплаты счетов на месте. 
90% из обратившихся за получением услуги высоко оценили работу МФЦ. Результаты мониторинга деятельности МФЦ также показали, что ожидание в очереди сократилось более чем в 2 раза — с 40—80 минут до 15—30, время обслуживания — с 20—40 минут до 5—15. 
 
 Сегодня в каждом МФЦ предоставляется от 50 до 200 госуслуг. Наиболее востребованы из них — регистрация прав на недвижимость и земельные участки, услуги в области строительства (например, постановка на государственный технический учет объектов капитального строительства), оказание социальной поддержки населению, госуслуги в сфере миграции (постановка на учет по месту пребывания и пр.).

При этом планы по развитию сети МФЦ позволяют прогнозировать увеличение количества предоставляемых  услуг в несколько раз.

Среди действующих МФЦ  есть образцы высокого уровня сервиса, где продуман каждый нюанс работы с гражданами. Так в Липецкой области для посетителей МФЦ предусмотрены бесплатные услуги детской комнаты и педагога на время обслуживания родителей операторами, медицинский кабинет и даже кабинет психолога — не секрет, что для многих пожилых людей посещение госучреждения это еще и повод выговориться, вот для них в Липецке и предусмотрен психолог: человек получает необходимое ему внимание, но очередь при этом не задерживается. Сотрудники МФЦ являются также участниками программы «Жди меня», на добровольной основе помогая гражданам сделать запрос о потерявшемся родственнике/знакомом. Волонтеры бесплатно обучают граждан пользоваться Интернетом.

Кроме того, в той же Липецкой области, внедрена система удаленного доступа. Уже сейчас жители 20-ти далеких от центра районов могут делать заявки на предоставление госуслуг через терминалы, установленные в их населенных пунктах. Помимо выхода в Интернет, терминалы дают возможность видео-общения с оператором МФЦ, что очень важно для пожилых и не обученных компьютерной грамоте людей. До 2012 года область планирует оснастить такими терминалами каждую сельскую администрацию. Всего — 325 населенных пунктов. 
 
 В Ростовской области с помощью автоматической информационной системы жители могут получить необходимые услуги в любом МФЦ, без привязки к району, в котором зарегистрирован он или объект запроса. Эта возможность распространяется на всю территорию Ростовской области вне зависимости от места прописки гражданина, заказывающего услугу. 
 
 В Астраханском МФЦ расположен киоск агентства по занятости населения и проводятся регулярные «горячие линии» для предпринимателей с министром экономического развития области.

В многофункциональном центре Якутска большое внимание было уделено подбору персонала, который подготовлен к общению с людьми с ограниченными возможностями. Некоторые операторы-консультанты владеют техникой сурдоперевода и могут обслуживать глухонемых посетителей. 
 При Тамбовском МФЦ находится депутатский центр представителей партии «Единая Россия», в который обращаются граждане с просьбами о помощи в различных вопросах взаимодействия граждан и государства, выходящих за рамки госуслуг, предоставляемых центром, но не менее актуальными для людей. Например, часто обращаются ветераны по вопросам предоставления жилья. Как показала практика, вмешательство представителей партии «Единая Россия» самым действенным образом сказывается на решении вопросов в цепочке чиновник-гражданин. 
 В Ульяновской области ведется активная работа по созданию и развитию сети МФЦ на базе отделений почтовой связи. Жители сельских поселений могут оформить заявки на госуслуги через пункты коллективного доступа в Интернет, расположенных в почтовых отделениях. В их распоряжении оказывается компьютер с бесплатным выходом в Интернет (услуг МФЦ и портал Госуслуг), а также операторы почты, которые прошли соответствующее обучение и могут помочь людям сориентироваться в работе с сайтами. В течение этого года таким образом стали функционировать отделения в 13 населенных пунктах.

Реализация практики создания МФЦ показывает, насколько  упрощается процедура получения  государственных и муниципальных  услуг. Более того, взаимодействие государства  и граждан становится более эффективным. Из опыта Тверского МФЦ: гражданин обратился за получением одной услуги (за получением субсидии на оплату жилья), а, получив консультацию, выяснил, что может обратиться еще за одной (звание «Ветерана труда»). Еще один пример — гражданин, проживающий в удаленном населенном пункте, в течение шести месяцев со дня похорон брата не мог оформить выплату пособия на погребение. На момент обращения в МФЦ оставался один день от срока, установленного законом на реализацию этого права. Сотрудники МФЦ смогли собрать все необходимые документы, и на следующий день услуга была оказана. И таких примеров множество. Очевидно, что систему МФЦ необходимо экстраполировать на всю территорию России и сделать высокое качество получения государственных и муниципальных услуг доступным каждому гражданину. 
 Для дальнейшего развития сети МФЦ и расширения спектра предоставляемых госуслуг планируется внести изменения в некоторые нормы законодательства. К примеру, пока в МФЦ невозможно оформить общегражданский и заграничный паспорта, налоги. Эти услуги оказываются, но по принципу не «одного окна», а скорее «одной двери», когда, например, уполномоченный представитель органа ФМС располагается непосредственно в здании МФЦ. Другой вариант из практики — оформление нотариальной доверенности на сотрудников МФЦ. Но подобные решения увеличивают нагрузку на граждан, в том числе финансовую.

В настоящее время  разрабатывается ряд нормативно-правовых актов с целью оптимизации  правовой и структурной базы работы МФЦ. Прорабатываются методические рекомендации, утверждается перечень государственных услуг, устанавливаются требования к соглашениям между МФЦ и органами исполнительной власти. К 2015 году планируется довести общее число МФЦ до 2400.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Постановление правительства  РФ от 03.10.2009 №796 «О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, Федеральный закон от 27.07. 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Заключение

Подводя итоги, можно  сделать некоторые выводы.

Анализируя модернизацию государственного управления, преобразования, происходящие в системах методов государственного управления, трансформацию функций, проведение административной реформы в РФ, можно прийти к выводу, что в настоящий момент такие процессы являются реакцией политической системы страны на наличие значительных противоречий в социальной, экономической, политической и государственно-теоретической сферах. При этом только определенное соединение отдельных компонентов этих четырех систем формирует причины, заставляющие преобразовывать существующую систему государственного управления.

Таким образом, в настоящее  время для любого преобразования в сфере государственного управления необходимо определить два теоретических основания: какие цели государственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковы конкретные методы и функции, при помощи которых можно достичь этих результатов. Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную роль играет выбранное теоретическое основание и определенный путь этого преобразования.

Конечно, сущность государственного управления определяется его субъектом, но во многом она зависит также от функций и методов, с помощью которых это управление осуществляется. Несмотря на длительную историю государственности, человечество только подступает к познанию и практическому построению демократического, рационального и эффективного государственного управления. Само собой ничего не приходит. И если мы хотим иметь лучшую управляемость общественной и частной жизнедеятельности, то надо уже сегодня государственному управлению начать осваивать свое будущее, используя для этого главным образом усовершенствованные методы и функции.

Информация о работе Модернизация государственного управления в России: совершенствование методов и трансформация функций