Модернизация государственного управления в России: совершенствование методов и трансформация функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
• Исследование понятия и классификации методов и функций государственного управления;
• Выявление путей совершенствования методов и трансформации функций государственного управления;
• Рассмотрение роли административной реформы в модернизации и повышении эффективности государственного управления в России;
Объектом исследования является государственное управление в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Совершенствование методов государственного управления в контексте модернизации государственного управления………..5
1.1.Понятие и классификация методов управления……………………………5
1.2.Переход к новой модели управления - трансформация методов управления……………………………………………………………………….12
2.Трансформация функций государственного управления в свете эффективности управления в современной России…………………………………………………………………………..16
2.1.Понятие и классификация функций государственного управления……..16
2.2.Роль Административной реформы в трансформации функций государственного управления…………………………………………………..20
2.3. О создании многофункциональных центров для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг......................................22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая СГУ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Важное место  в системе экономических методов  отводится методам экономической  ответственности за результаты деятельности органов государственного и муниципального управления. Такая ответственность органов государственного и муниципального управления устанавливается законодательством.

К наиболее эффективным методам экономической ответственности следует отнести метод компенсации потерь, возникающих по вине органов государственного и муниципального управления и их должностных лиц.

В качестве одного из основных экономических методов управления выступает хозяйственный расчет. Его целью является стимулирование роста эффективности производства на основе широкой интенсификации.

Под хозяйственным  расчетом понимается соизмерение затрат на производство продукции или услуг с полученным от их реализации доходом.

Содержание хозяйственного расчета характеризуется его  принципами: хозяйственная самостоятельность, рентабельность, самоокупаемость, материальная заинтересованность работников в результате труда.

Полный хозяйственный  расчет как экономический метод  управления должен воздействовать на все объекты хозяйства территории, относящихся к ее собственности, с целью заинтересовать их в экономии общественного труда и повышении его эффективности.

Методы управления на основе моральной мотивации ориентированы на моральные интересы людей, связанные с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, его стремлении получения морального удовлетворения в труде.

Моральные интересы работников определяют групповое сознание, проявляющееся в групповом настроении и групповых мнениях и суждениях, что и создает, как уже ранее отмечалось, социально-психологический климат в коллективе.

Под социальными методами управления понимаются конкретные способы и приемы с воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива.

К социальным методам  управления относятся: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления социально-массовыми процессами, методы управления группами, методы управления индивидуально-личностным поведением.

Под психологическими методами управления понимаются способы, приемы, воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений.

В качестве психологических  методов управления используются методы комплектования малых групп и коллективов, методы гуманизации труда, методы психологического побуждения, методы профессионального отбора и обучения.

В практической деятельности органов государственного управления все методы действуют одновременно при преимущественном значении административных и организационных методов.4

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в государственном  управлении используется вся совокупность методов управления. Однако в связи  с властным характером государственного управления ведущая роль принадлежит административным и организационным методам управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Переход к новой модели управления - трансформация методов управления.

Основной тенденцией изменений в государственной  службе в настоящее время стало  перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой сферы в государственную. Подходы и технологии менеджмента, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, внедряются в практику управления государственных организаций. С точки зрения менеджмента стираются границы между  коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного менеджмента коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций. Общие тенденции трансформации менеджмента в государственной службе приведены в Рис.15

Менеджмент в государственной службе

         

Рис 1.

Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой центральным элементом было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, где центральный системообразующий элемент - ориентация на достижение результата. Этот переход характеризуется постепенным отказом от бюрократии, со свойственными ей иерархией, автократическим управлением, жестким разделением функций и ответственности, исполнительностью. Центр тяжести управленческого воздействия смещается к «адхократии» с гибким распределением функций и ответственности, плоскими организационными структурами, малыми командами, массовым и постоянным обучением и повышением квалификации персонала.

Эффективность и успех управления в государственной службе определяет инновативность. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его успешной деятельности. Для этого необходимо на каждом уровне управления обновлять знания и квалификацию, стимулировать эксперименты, новые начинания, творческое заимствование продуктивных идей, ориентировать инновационную стратегию скорее на постепенное развитие, чем на глобальный прорыв.

Новая модель управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. В процессе становления новой модели управления меняется и роль служащих. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение, и прежде всего обучение технике решения проблем.

Традиционное управление основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий служащих происходит по тому, насколько четко были соблюдены правила и процедуры. Эта бюрократическая традиция зачастую заслоняет возможность оценки результативности государственной службы, т.е. степени достижения целей. Переход менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления, ориентированной на поиск эффективного решения проблем, характеризуется большей ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и процедуры. Практика формирования миссии (обобщенной цели и концентрированных принципов) постепенно укрепляется в государственной службе.

В практику государственной службы проникают методы количественной оценки  результатов:

    • эффективности (отношения результата к затратам);
    • результативности (отношения фактического результата к планируемому);
    • экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).

Традиционные подходы в государственном управлении постоянно концентрируют внимание на вопросе о затратах государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. Новые подходы в государственной службе основное внимание переносят на измерение и мониторинг результатов. При этом под результатами понимается одновременно степень достижения поставленных целей (результативность) и количественное соотношение результатов и затрат (эффективность) плюс «эффект обратной связи», т.е., оценка населением конкретной практики органов государственной власти и управления.

.  В процессе формирования новой модели управления в государственной службе видоизменяются процедуры контроля. На место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны потребителей услуг государственной службы, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации. Контроль приближается к непосредственным исполнителям и в значительной мере начинает осуществляться ими самими.

Перевод на коммерческую, контрактную основу части традиционных функций и структур государственной службы приносит положительные результаты: повышается ее эффективность, понижается цена управленческих услуг, сокращается численность служащих. Однако выявляются и негативные стороны этих мероприятий, издержки расчета на рыночные механизмы как ключ к решению проблем государственного управления: размывание специфики государственной службы как института общественного служения и соответственно дискредитация самих ее работников как людей, занятых удовлетворением общественных потребностей, а не просто являющихся особой категорией коммерческих агентов.6

Таким образом, мы видим, что модернизация государственного управления обязательно влечет за собой модернизацию, а также применение абсолютно новых методов государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Трансформация  функций государственного управления  в свете эффективности управления  в современной России.

2.1.Понятие  и классификация функций государственного  управления.

Понимание  сущности  функций  государственного  управления   исходит   из сущности государственного управления. Поскольку управление  довольно  часто рассматривается  через деятельность, то в научной  и учебной литературе можно встретить  трактовку  функций управления  как определенных  видов труда, трудовой  деятельности,  отрасли работы  в сфере управления,   элементов управленческого процесса,  стадий  управленческого цикла.

Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая система в целом или ее отдельные элементы для достижения поставленных целей.

Функции государства  отражают основные направления его  деятельности, выражают сущность и  назначение государственного управления общественными делами.7

Функция (лат. functio – отправление, деятельность) – это реальное,  силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое  явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и воспринимают.8

В литературе по управлению единой точки зрения на состав функций  управления пока не сложилось. Рассмотрим содержание основных функций управления.

Планирование как первый этап процесса управления включает выбор целей деятельности органа управления по обеспечению эффективного функционирования и развития объекта управления. Реализация функций планирования в государственном управлении включает, во-первых, стратегическое планирование - разработку прогнозов на перспективу (пять или более лет), заключающееся в определении основных направлений социально-экономического развития объекта управления , количественных и качественных параметров его будущего состояния, выявления объема необходимых ресурсов и их источников, требующихся для достижения стратегических целей. Во-вторых, тактического планирования - разработку текущих (годовых) планов социально-экономического развития объекта управления как совокупности целевых программ.

Организация как второй этап процесса управления включает комплекс действий органа управления по воздействию на объект управления для его перевода в заданное состояние, которое определяется в результате реализации функции планирования. Такими действиями являются подготовка и принятие управленческих решений по осуществлению всех мероприятий  по переводу объекта в заданное состояние, доведение этих решений до сведения исполнителей и контроля их выполнения. Реализация функции организации осуществляется изменением порядка функционирования элементов, составляющих объект управления, в результате воздействия на объект органа управления.

Контроль и  учет как третий этап процесса управления включает сравнение количественных и качественных параметров состояния объекта управления, предусмотренных в программах и планах социально0экономического развития с параметрами состояния объекта, полученными в результате его перевода в заданное состояние. В процессе осуществления контроля и учета реализуется обратная связь от объекта к субъекту управления , которая характеризует эффективность достижения поставленных в программах и планах целей. На основе результатов контроля и учета при необходимости осуществляется корректировка управляющего воздействия субъекта управления на объект. От совершенствования контроля и учета зависит эффективность управления. Поэтому контроль и учет должен быть достоверным , своевременным и достаточно простым.

Регулирование и координирование как четвертый этап процесса управления. На этом этапе осуществляется регулирующие и координирующие воздействия субъекта управления на объект в соответствии с результатами контроля и учета за ходом перевода объекта в запланированное состояние. Регулирующие и координирующие воздействия на объект управления выполняются руководителями органов государственного управления в режиме оперативного руководства по ликвидации возникающих отклонений объекта управления в ходе его перевода в заданное состояние.

Функции управления планирование, организация, контроль и учет, регулирование  и координирование реализуются в любых сферах социального управления. На их базе формируются функции управления в конкретной сфере.

В качестве частных функций  государственного управления рассматривается  управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т.д. При этом каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных функций, посредством которых обеспечивается перевод соответствующей отрасли хозяйства в заданное состояние.9

Хотелось бы добавить, что происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.

Информация о работе Модернизация государственного управления в России: совершенствование методов и трансформация функций